Русские Вести

Да, мы умеем воевать


Вспомним начало Второй мировой войны. Всего за один месяц была разгромлена Польша. При этом из 630 тысяч поляков, воевавших на западном фронте, бежали или сдались в плен 420 тысяч. На восточном фронте (против СССР) ляхи проявили еще меньшую доблесть: там из полумиллионной армии в плен сдались 454 тысячи вояк (почти все).

Вторжение в Норвегию состоялось в ночь с 8 на 9 апреля 1940 года. Большая и лучшая часть норвежского вооружения была потеряна в первые 24 часа после немецкого вторжения. Потопление крейсера "Блюхер" (в силу ротозейства немцев) и перестрелка  под Мидтскугеном, когда норвежцы успешно защитили своего короля от захвата - вот и все перипетии войны.

"Блюхер" тонет в заливе Ослофьорд.

В течение 42 дней боевых действий против Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (10 мая – 22 июня 1940 г.) немцы в пух и прах разгромили 2,8-миллионную армию «лягушатников» (и заодно 200-тысячную армию англичан). Потеряв при этом 46,2 тысяч убитых и раненых, немцы с итальянцами уложили 360 тысяч французов с союзниками и взяли в плен еще  почти 2 миллиона! Остальные просто дали дёру кто куда, подарив Германии тысячи танков, пушек, грузовиков. Причем и численный перевес в живой силе (2,862,000 против 2,500,00), и перевес в танках (3100 против 2600) был на стороне антигитлеровской коалиции.

Разгром Югославии вообще был похож на скверную комедию. На это немцам потребовалось всего 11 дней, за которые они потеряли аж 150 убитых солдат! На противоположном конце таблицы – разбежавшаяся 850-тысячная югославская армия. Белград был взят разведывательным взводом (!), навстречу которому вышел с поднятыми руками весь гарнизон столицы (3,5 тысячи человек) во главе с мэром, смиренно несущим на подушечке ключи от города.

Голландская армия (280 тысяч) разбежалась в полном составе за четыре дня войны. На их фоне греческие войска (430 тысяч), продержавшиеся против двукратно превосходящего противника аж три недели, выглядят просто мужественными потомками спартанцев.

Таким образом, летняя (1941 года) катастрофа Красной армии была не более, чем продолжением "славной" традиции, сложившейся в Европе. Совершенно очевидным и логичным для всех участников. Помнится, немцы на всё про всё отвели себе полгода - до зимы разобраться с русскими.

Поэтому тем, кто утверждает, что в разгроме виноват «сталинский режим, заголодоморивший свой народ и репрессировавший цвет армии», стоит задаться вопросом: а что, французских крестьян тоже голодоморили или, может быть, поляки расстреляли своих генералов? Почему «свободные люди свободных стран» не хотели, не умели и не смогли воевать и защищать свои страны от «кровавой тирании»? И почему свободу Европе завоевали именно русские со своим тираном Сталиным? Не под дулами же заградотрядов они обороняли в 41-м Москву,  в 42-м Сталинград, громили миллионную армию под Курском в 43-м,  в пух и прах разнесли  бандеровцев под  Бродами в 1944-м и брали Берлин в 45-м?

Очевидно, что РККА в начале войны была ничуть не хуже всех других европейских армий. А учитывая всё последовавшее, пожалуй, что и наилучшей…

P.S. Не надо допускать распространённой ошибки - в угоду какой-либо теории объяснять всё только одним фактором. Неважно, диктатурой, голодоморами, расстрелами и чисткой или, наоборот, гением Вождя народов, самым передовым учением и новой общностью - советским народом. Потому что действовали все эти факторы во всё многообразии и совокупности. Были и явные просчеты высшего руководства страны, и боязнь принятия самостоятельных решений на уровне полк - дивизия - армия - фронт, и паника и самоотверженность, и головотяпство при определении рубежей обороны и дурацкий лозунг "малой кровью на чужой территории".

Главной и определяющей причиной катастрофы 41-го именно для РККА было то, что армия СССР была типичной армией мирного времени. Опыт краткосрочных схваток с Финляндией, в Испании, на КВЖД и Халхин-Голле был практически не востребован в том числе и потому, что многие участники оказались у стенки или в лагерях. Да и масштабы этих боев несоизмеримы с 41-м. Армия не имела никакого представления о широкомасштабных боевых действиях, организации боевого взаимодействия и снабжения войск, связи и оперативного согласованного командования на уроне армий и фронтов. Летчики и танкисты реально не умели управлять своими машинами, не то что обслуживать их в полевых условиях или, не дай бог, ремонтировать. Гитлеровцы тысячами подбирали нашу технику, рисовали кресты и зачисляли в свои боевые порядки.

А против этой кучки (большой, впрочем, и вооруженной) выступала единая боевая машина, имевшая опыт нескольких лет боёв именно подобного масштаба. Генштаб и высшие офицеры прекрасно представляли себе все трудности войны такого масштаба и пути их решения. Танковые дивизии имели вдвое большее количество машин обеспечения, чем советские (а при большей грузоподъемности перевес был 3-4-кратный), самолеты управлялись опытными пилотами, а каждый солдат был уверен в своём бессмертии, великих предках и непобедимости германского оружия.

Всё это было.

Но в 1944 году немцы в войне против СССР имели армию превосходившую численностью РККА лета 1941 год. Тем не менее  она была разбита не менее молниеносно, чем армии СССР в 1941 году. Пример из русской военной истории: 11 мая 1945 года была завершена Пражская стратегическая наступательная операция. В ходе ее ликвидирована 860-тысячная группировка гитлеровцев, которая отказалась капитулировать. Наши безвозвратные потери составили 11 265 человек4. То есть к концу войны на каждого убитого или раненого русского, приходилось 76 гитлеровцев. При этом, замечу, был достигнут стратегический успех не одной операции, но и войны в целом.

Так кто в Европе не умеет воевать?

Пленные англичане. 1940 год.

Источник: naspravdi.info