В мае 2025 г. мы будем отмечать 80-летие Победы Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Соответствующий указ Президента Российской Федерации Владимира Путина о начале подготовки к проведению торжественного мероприятия по такому случаю на общегосударственном уровне уже вышел в свет. А в августе следующего 2024 г. научная общественность нашей страны отметит 110-летие со дня начала Первой Мировой войны 1914-1918 гг., в котором принимала непосредственное участие царская Россия. В своё время Российское военно-историческое общество в целях восстановления исторической справедливости и преемственной связи поколений защитников Отечества выступило с инициативой впредь именовать события более чем вековой давности Второй Отечественной войной.
Казалось, какая между ними связь, а тем более как это соотносятся с днём сегодняшним? На самом деле, очень просто, так как согласно последним поправкам, внесённым в Конституцию нашей страны, Российская Федерация является правопреемником уже не только СССР, но и исторической России с её более чем тысячелетним государственным стажем. И если ранее вышеупомянутые события дистанцировались один от другого, то теперь они как бы дополняют друг друга. На самом деле в вышеупомянутых событиях, в которых принимала участие наша страна, есть много общего, особенно в том, что касается точного и неукоснительного исполнения союзнических обязательств в период коалиционных (мировых) войн сторонами вооруженного конфликта в лице Антанты (1914-1918) и «Большой Тройки» (1941-1945). Имеются в виду наши союзники в прошлом из числа заклятых друзей - Англии, Франции, и США. Как известно эта группа стран, наиболее оголтелая по части русофобии среди прочих государств коллективного Запада, излучаемой ими на международной арене, как в прошлом, так и в настоящем времени.
Сегодня в научно-общественной среде России ни у кого не вызывает сомнений, кроме упоротых последователей «Краткого курса истории ВКП(б)» и либеральной тусовки из Ельцин-центра, в том, что на пути завоевательных потуг Германии в двух мировых войнах встали вооружённые силы Российской Империи и Советского Союза, которые сломали хребет военным машинам Второго и Третьего рейха. Именно Русская императорская и Красная армии, и никто другой, внесли самый весомый вклад в разгром германских наступательных ударных клиньев, тем самым сорвав планомерное осуществление немцами их стратегических планов, от которых зависел весь исход двух мировых военных кампаний: Шлиффена в 1914 г. и «Барбароссы» в 1941 г.
Хотя чего греха таить, всё ещё попадаются на нашей общественной ниве некие индивидуумы, галдящие беспрестанно об «отсталой» Российской Империи (между прочим, являвшейся в начале XX века 5-й экономикой в мире), воевавшей с врагом, как им кажется, исключительно благодаря поставкам оружия от союзных держав (Англии, Франции и США). И, конечно же, достаётся и Советскому Союзу, чья победа в Великой Отечественной войне, по их глубокому убеждению, состоялась во многом благодаря ленд-лизу и штрафникам-уголовникам из числа подопечных приснопамятного ГУЛАГа.
Государственный акт США, от которого берут своё начала ленд-лизовские поставки в нашу страну вооружения и стратегических материалов в период Великой Отечественной войны давно стал для кучки доморощенных либералов чем-то вроде фетиша, которому они безоговорочно поклоняются с упорством, достойным лучшего применения. В то же время следует признать, что совсем недавно, ещё во времена СССР, этому не придавали должного значения. Сегодня мы несомненно признаём данный факт, и наш президент не раз выражал свою благодарность за оказанную США помощь в борьбе с общим врагом — гитлеровской Германией.
Но в то же время следует признать, что всё это делалось нашими заокеанскими союзниками отнюдь небескорыстно. За эти «блага» нашей стране приходилось расплачиваться звонкой монетой, а точнее золотом, в то время, когда граждане нашей страны отдавали последнюю рубашку на нужды Красной армии и терпели нужду во всём.
Как сегодня, так и тогда заокеанские «благодетели» считали подобные деяния вроде ленд-лиза (как и нынешние поставки вооружения Украине) выгодным вложением «инвестиций» или дешёвым способом решения своих военно-политических проблем. Когда Советский Союз один противостоял коллективной Европе, воюя на полях сражений фактически с нынешним Евросоюзом и будущими союзниками США по НАТО (как и сейчас), наши заокеанские партнёры по антигитлеровской коалиции преспокойно решали свои геополитические делишки, особо не напрягаясь.
Этакий бизнес на крови, который красной нитью проходит через все вооружённые конфликты XX и XXI веков, к которым был и ныне является причастным коллективный Запад в лице США и его сателлитов, как в прошлом, так и в настоящем.
Что самое интересное, американо-советские переговоры по поводу ленд-лиза начались еще осенью 1941 г. в самый разгар битвы за Москву. И американская сторона не подписывала его до тех пор, пока немцев не отогнали от столицы СССР. Янки боялись, что поставленная техника попадёт в руки германских войск после того как падёт Москва и рухнет Советский Союз. А на кого потом можно было списать свои потери и убытки?
Торгашеский дух и циничный прагматизм — отличительная черта всей англо-саксонской цивилизации во все времена. Особенно это ярко проявилось во время вышеупомянутых двух коалиционных (мировых) войн в части исполнения государствами-партнёрами своих прямых обязанностей, налагаемых на них подписанными соответствующими международными соглашениями об установлении между ними союзных отношений в период военных действий.
Российская Империя и СССР всегда честно и бескорыстно исполняли свой союзнический долг, чего не скажешь о наших «партнёрах» по Антанте и «Большой Тройке».
Когда наши союзники оказывались в беде, то чуть ли не в ногах валялись, умоляя царя и Сталина о помощи. А в обратном случае, они отнюдь не спешили под различными предлогами исполнять свои союзнические обязанности. Так, в самом начале Второй Отечественной войны, в конце лета 1914 г., когда немцы, согласно их плана Шлиффена, пользуясь тем, что мобилизация вооружённых сил Российской Империи затягивалась, всей своей мощью обрушились на Францию. Вооружённые силы Третьей республики уже собирались оставить Париж, откуда сбежало французское правительство, когда на помощь французам пришла Россия. Русская императорская армия пошла в бой ещё не полностью отмобилизованная и не до конца укомплектованная всем необходимым, на что требовалось в силу ряда объективных и субъективных причин больше времени, чем её союзникам и противникам.
Посол Третьей республики Морис Палеолог, подобно истеричной женщине, закатывая глаза и заламывая руки, чуть ли не на коленях со слезами на глазах умолял императора Николая II о помощи. И русская Ставка внесла коррективы в свои первоначальные планы, начав наступательные действия в направлении Восточной Пруссии без всякой подготовки и организации этапно-хозяйственных коммуникаций, что привело к тяжёлым последствиям, а точнее гибели двух окружённых и уничтоженных корпусов (13-го и 15-го) из состава войск 2-й армии русского Северо-Западного фронта. Немцы тогда ослабили своё правое ударное крыло, нависавшее как дамоклов меч над Парижем, перебросив оттуда на Восточный фронт в экстренном порядке два корпуса и одну дивизию, а ещё три корпуса вывели из тамошней боевой линии в резерв.
Так была спасена столица Третьей республики, да и сама она от полного разгрома после того как героическая Русская императорская армия сорвала германский блицкриг, заставив немцев воевать на два фронта.
И как же отблагодарили Российскую Империю её союзники по Антанте? Чёрной неблагодарностью. В 1915 г. немцы перенесли свой основной удар против России, пользуясь затишьем на Западном фронте. В отечественной дореволюционной историографии этот период получил название Великого отступления, когда части и соединения действующих русских войск, испытывая острый недостаток в вооружении и боеприпасах (так как отечественная промышленность ещё не была переведена на военные рельсы), организованно и планомерно отходили под натиском превосходящих австро-германских войск, ведя тяжелейшие арьергардные бои. А наши союзники на все просьбы о помощи отвечали категорическим отказом, используя выдавшуюся оперативную паузу для накопления боевых сил и средств, а заодно занимаясь мобилизацией собственной промышленности. И так на протяжении всей военной компании 1914-1918 гг.
Нечто подобное наблюдалось и в годы Великой Отечественной войны. Когда советские войска вели тяжелейшие бои под Москвой в 1941 г., стояли насмерть на Волге у Сталинграда в 1942 г. и ломали хребет вермахту на Курской дуге в 1943 г., наши союзники на все вопросы об открытии второго фронта отделывались отговорками по самым разным причинам. И только после того, как части и соединения Красной армия по итогам проведённой операции «Багратион» в 1944 г. вышли на государственную границу СССР, американцы с англичанами быстро смекнули, что советские войска и теперь уже и без них справятся с немцами и их сателлитами. И поспешили высадиться в Нормандии, но напоролись на германский контрудар под Арденнами. Здесь опьянённая своим материально-техническим и численным превосходством англо-американская орда, охваченная паникой, бежала сломя голову под натиском танковой дивизии СС «Мёртвая голова», поддержанной дивизией «Гитлерюгенд», личный состав которой был представлен юнцами 14-17-ти лет. Вот тогда-то из Вашингтона и Лондона донёсся до Москвы вопль отчаяния: «Караул! Спасите!».
И вновь, в который раз в мировой истории, русским пришлось спасать своих незадачливых союзников. В это время на Восточном фронте воцарилось затишье. Вынужденную оперативную паузу командование Красной армии заполняло насущной подготовкой к наступлению вглубь Третьего рейха. Для чего в войска поступали маршевые пополнения и боевая техника взамен утраченной в предыдущих боях. Советские войска срочно нуждались в полноценном отдыхе после тяжелейших по боевым потерям и масштабным по размаху военных действий боевых операций.
Но откликаясь на просьбу союзников, Красная армия вновь перешла в наступление, после чего немцы быстро свернули свои активные действия на Западе, перебросив все свои более или мене значимые части и соединения на Восточный фронт. Как показали впоследствии высшие отечественные военные авторитеты, если бы не эта вынужденная ситуация, то советские войска овладели Берлином уже зимой 1945 г. А так командованию Красной армии пришлось сделать оперативную паузу в марте того же года на Одере, застыв буквально у ворот Берлина.
При этом, надо сказать, высшее военно-политическое руководство Российской Империи и Советского Союза никогда не затевало каких-либо грязных и подковёрных, а тем более сепаратных игр за спиной своих союзников, бескорыстно делясь с ними захваченными неприятельскими секретами. Так в 1914 г. русские моряки передали своим британским коллегам захваченные на Балтике на потерпевшим аварию германском лёгком крейсере «Магдебург» книги-своды секретных шифров и кодов. Благодаря этому англичане могли вплоть до конца 1916 г. читать зашифрованные немецкие радио и телеграфные сообщения. А спустя 30 лет, уже в 1944 г. советские моряки познакомили союзников со шнорхелем (прибор для зарядки аккумуляторов субмарин в подводном положении) и бесследной торпедой, которые немцы держали в строжайшем секрете. А британцы в данном случае были самой заинтересованной стороной, так как наиболее всех пострадали от подводных «волчьих стай» гросс-адмирала Карла Дёница.
За это англичане поучаствовали в организации государственного переворота в 1917 г., когда законный глава Российской Империи император Николай II лишился трона. Не последнюю роль в его свержении сыграл посол Великобритании в Петрограде Джордж Бьюкенен. В британском посольстве под его председательством проходили совещания заговорщиков, а из бюджета английской дипломатической миссии в столице союзной страны материально поощрялись протестные настроения из расчёта 25 рублей в сутки. Между прочим, приличные по тем временам деньги, позволявшие месяц прокормиться семье из 3-х человек.
А когда советские войска рвались в Берлин в 1945 г., американцы вели за спиной СССР сепаратные переговоры в Швейцарии с генералом Карлом Вольфом, личным посланцем рейхсфюрера СС Генриха Гимлера. Уже после победного мая в том же году, когда ещё не начал свою работу Нюрнбергский трибунал, английский премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль собирался развязать войну с СССР, согласно оперативного плана «Немыслимое».
Вот такие союзники. Правду говорили наши предки, что ещё не известно, что хуже война с англосаксами или дружба с ними. Это утверждение в полной мере подтвердилось уже в постсоветские времена. Уж как либеральное окружение первого президента Российской Федерации Бориса Ельцина ни старалось выглядеть в глазах США и всего коллективного Запада своими в доску, но никто там на это не обратил никакого внимания.
Мы помним, как во время проведения двух контртеррористических операций на Северном Кавказе на рубеже XX и XXI вв. за рубежом все законные действия ВС РФ были объявлены как грубейшее нарушение основополагающих прав человека. А окопавшихся в Чечне международных террористов западные СМИ объявили «борцами за свободу» Ичкерии, да ещё кощунственно глумились над памятью погибших от их рук во время терактов мирных граждан нашей страны, включая и детей.
Руководство Российской Федерации в точно такой ситуации поступило иначе. Как говорится, почувствуйте разницу. Когда арабские авиатеррористы протаранили башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., руководство РФ тут же незамедлительно выразило своё соболезнование правительству и гражданам США. Впоследствии в целях общей борьбы с международным терроризмом американцам был разрешён транзит боевых грузов через территорию РФ в качестве кратчайшего пути для снабжения группировки американских войск в Афганистане. Но разве они оценили этот жест по достоинству? Конечно же нет. Как оказалось, янки использовали данный маршрут, в том числе в разведывательных целях. Да ещё готовили Грузию к выступлению против России, а когда грузины не оправдали их надежд, то переключились на Украину. Что из этого вышло, все мы теперь хорошо знаем.
Александр Нетёсов