Русские Вести

Чья же Гренландия?


Начать стоит с того, что Дания никогда Гренландию не открывала. Первыми европейцами, ступившими на эти суровые берега, были не датские мореплаватели, а норвежские викинги. В конце X века изгнанный из Исландии Эрик Рыжий, персонаж буйного и воинственного нрава, решил переждать срок своей ссылки на земле, видневшейся на западе. Проведя там три года и не встретив ни души (контакты с предками инуитов, или по нашему эскимосов), он с чистой совестью объявил себя хозяином этой территории. Вернувшись, он дал ледяному острову цветущее название «Гренландия» — «Зеленая земля».

За ним последовали колонисты, основавшие на южном побережье поселения. Два столетия они существовали, торгуя с Европой моржовой костью и шкурами, пока в 1261 году, ослабленные суровым климатом, не признали власть Норвежского королевства.

Но все забывают, что задолго до того, как европейцы научились выходить в моря, Гренландия была обитаема. Её истинными первооткрывателями и хозяевами были предки современных инуитов — коренных народов Арктики. Обладая невероятной выносливостью они научились не просто выживать, а процветать в экстремальных условиях. Вся их жизнь строилась вокруг охоты на морского зверя, сложной системы верований и глубокой связи с суровой северной природой. Когда в конце X века у их берегов высадились первые европейцы, инуиты уже давно и прочно обосновались на этой земле.

К середине XIV века авантюра викингов завершилась. Из-за резкого ухудшения климата, экономической изоляции от метрополии и конфликтов с инуитами, скандинавские поселения пришли в упадок и полностью исчезли. К 1408 году фиксируется последнее упоминание о них. Гренландия вновь, и теперь уже на два столетия, полностью вернулась под контроль инуитских общин. Но для европейских колонизаторов, старавшихся не замечать коренное население, этот остров де-​факто остров оставался terra nullius — «ничьей землёй». «Дикую» землю предстояло покорить и освоить и желательно «осводить» ее от коренного населения. В XVII веке Дания, усилившая свое влияние в регионе, вспомнила о «наследстве» викингов. В 1721 году была начата официальная колонизация и с этого момента началась систематическая политика ассимиляции и эксплуатации коренного населения. Эскимосов рассматривали как детей, которых необходимо цивилизовать. Их традиционный уклад жизни объявлялся примитивным. Дания установила монополию на всю торговлю, сделав инуитов зависимыми от поставок европейских товаров. Но настоящая трагедия наступила в середине XX века, когда «цивилизаторская» миссия приняла черты демографической и культурной войны.

В 1951 году датские власти, желая создать про-​датскую элиту, провели чудовищный эксперимент. Они отобрали 22 гренландских ребенка из семей, увезли в Данию, а через полтора года вернули не к родителям, а в специальный приют в Годтхабе (Нууке). Результат оказался катастрофическим: дети, потерявшие родной язык и связь с культурой, не смогли интегрироваться ни в датское, ни в гренландское общество. Многие из них впоследствии страдали от психических расстройств и алкоголизма.

Еще более ужасающей стала кампания, начатая в 1967 году. Озабоченные ростом «не европейского» населения и связанными с этим расходами, датские власти тайно начали программу принудительной стерилизации инуитских женщин и девочек. Им, часто без ведома и согласия, во время других медицинских процедур устанавливали внутриматочные спирали. Эта практика, официально продолжавшаяся до 1975 года, а неофициально — вплоть до 1990-х, привела к резкому падению рождаемости. По оценкам экспертов, если бы не эта политика, население Гренландии сегодня могло бы быть вдвое

Растущее национальное самосознание и сопротивление гренландцев в конце концов принесли плоды. В 1979 году Дания предоставила Гренландии самоуправление, а в 2009 году был принят Акт о самоуправлении, значительно расширивший автономию. Сегодня Гренландия самостоятельно управляет практически всеми внутренними делами. Дания сохранила контроль лишь над обороной, внешней политикой и валютной системой, продолжая выплачивать крупные субсидии, которые всё чаще воспринимаются на острове не как благодеяние, а попытка откупиться за столетия колониальной эксплуатации.

Как и в случае с индейскими землями в США Гренландия должна принадлежать коренному населению, т.е. гренландскому народу представленному преимущественно инуитам, чьи предки заселили остров задолго до европейцев.

А что касается претензий Трампа, то стоит напомнить, что инуиты (эскимосы) входят в единый Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. И при желании Россия всегда имеет право протянуть руку помощи гренландским братьям:)

Источник: aftershock.news