В декабре 1943 года командующий 52-й армией генерал-лейтенант Коротеев освободил город Черкассы, имея против себя значительно превосходящие силы гитлеровцев, включая одну из лучших танковых дивизий СС.
После форсирования Днепра и освобождения Киева Красная Армия отражала контрнаступление гитлеровских войск в районе Житомира и готовилась к освобождению Правобережной Украины. Предполагалось окружить и уничтожить противника в двух котлах, нанести немцам два удара — силами 1-го Украинского фронта западнее Киева и силами 2-го и 3-го Украинских фронтов в районе Кировограда. Чтобы замаскировать направление главного удара, командование 2-го Украинского фронта организовало отвлекающую операцию: 52-я армия генерал-лейтенанта Константина Коротеева получила приказ форсировать Днепр в районе Черкасс и овладеть городом.
Задача казалась невыполнимой. Ранее захваченный узенький пятачок на правом берегу Днепра упирался в мощную оборону и простреливался насквозь. Прорывать вражеские позиции казалось было нечем: армия состояла из трёх стрелковых дивизий (254, 294 и 373-й), почти без тяжёлой артиллерии и бронетехники - в ней насчитывалось лишь 26 327 бойцов, 54 орудия 122-мм и 152-мм калибра, 11 танков и самоходных артиллерийских установок.
Им противостояли 5-я танковая дивизия СС «Викинг», 72-я и 332-я пехотные дивизии и два полка соседних дивизий. В одном только «Викинге» к началу операции числилось свыше 13 тысяч человек. Всего по количеству личного состава противник превосходил советские войска в 1,2 раза, а по артиллерии калибром более 100 мм и танкам – как минимум втрое. Но Коротеев был опытный военачальник. Пройдя три войны — Первую мировую, Гражданскую и Финскую, он особенно отличился в битве за Кавказ. Командуя 9-й армией, Константин Аполлонович успешно отбил наступление гитлеровцев на Орджоникидзе, а затем отбросил их от столицы Северной Осетии.
Понимая, что неприятель ждёт удара с ранее захваченного плацдарма, Коротеев от него отказался. Ввиду слабости артиллерии и нехватки боеприпасов, он решил обойтись и без артподготовки, сделав ставку на внезапный бросок через Днепр сразу на четырёх участках.
В ночь с 12 на 13 ноября пять стрелковых полков начали переправу. Одновременно 800 партизан и парашютистов из ранее выброшенной за Днепр 5-й воздушно-десантной бригады атаковали один из главных опорных пунктов немцев, посёлок Свидовок. Предполагалось, что немецкие генералы с их рациональным мышлением просто не поймут русского безумия. Как это: форсировать реку, через которую уже переправились?!
Так и случилось. Далее сработали многочисленность и разбросанность пунктов высадки. Противник раздёргал свои резервы и рассредоточил артиллерийский огонь. И хотя в двух местах атака не удалась, а в третьем красноармейцам удалось лишь зацепиться за берег, в районе Свидовка к вечеру 13 ноября силами двух полков был захвачен плацдарм в 4 километра по фронту и до 3-х в глубину. С помощью плавучего моста и парома на него немедленно перебросили все танки и ещё три стрелковых полка, сняв один из них со «старого» плацдарма. Гитлеровцы, которые до вечера 14 ноября возились с остальными пунктами высадки, успели подтянуть к Свидовку лишь четыре батальона, которые безнадёжно опоздали.
Используя отлично знавших местность партизан, красноармейские подразделения просачивались в разрывы в позициях противника и наносили внезапные удары во фланги и тыл. В ночь с 17 на 18 ноября 936-й стрелковый полк с помощью такого маневра разбил два немецких батальона, взяв в плен целую роту и захватив 30 автомобилей. К исходу 18 ноября плацдарм расширился до 16 километров по фронту и до 10 в глубину. Утром 20-го подвижная группа из 400 человек, главным образом партизан и десантников, на трофейных грузовиках с всей армейской бронетехникой, обошла Черкассы с юга и прорвалась в центр города, а другие подразделения начали наступления в его западных и юго-западных кварталах. Только теперь противник опомнился, к Черкассам подошли немецкие резервы, и бои затянулись. Отдельные дома и кварталы переходили из рук в руки по несколько раз.
Успех 52-й армии привлёк внимание Ставки. Директивой № 30250 командованию фронта было указано на необходимость развить успех. На помощь Коротееву перебросили 7-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию и 173-ю танковую бригаду с 20 танками, а затем 62-ю стрелковую дивизию. Наступление возобновилось 26 ноября, и к концу следующего дня гарнизон Черкасс оказался в кольце. Германскому командованию тоже пришлось срочно подтягивать свежие силы — 57-ю пехотную и 3-ю танковую дивизию, усиленную частью 6-й танковой. Оба соединения были значительно многочисленнее советских и лучше вооружены. Только 3-я танковая на 1 декабря 1943 года имела в своем составе 13 293 человек с 30 танками и самоходками.
Гитлеровцы прорвали блокаду Черкасс, но удержать город не смогли. Для зачистки кварталов активно применялись штурмовые группы. В каждую обычно включались одна 122-мм гаубица, две 76-мм пушки (короткоствольная полковая и длинноствольная дивизионная) и два 45-мм противотанковых орудия. Гаубицы вели огонь по верхним этажам, полковые пушки держали под обстрелом средние, дивизионные разрушали здания, а противотанковые — уничтожали пулеметные позиции. Широко применялись в уличных боях и бутылки с горючей смесью, показавшие себя хорошим средством для уничтожения вражеских огневых точек в замкнутых помещениях. Если 10 декабря в руках оккупантов оставалось около 80 кварталов, то к 13-му - не более 50, а 14-го немцы покинули город, избегая нового окружения.
Начавшись как отвлекающее, наступление 52-й армии привело к захвату плацдарма, который сыграл важную роль в разгроме немецких войск в Корсунь-Шевченковской операции 24 января - 17 февраля 1944 года. Командарм-52 отличился и в ней, а в дальнейшем его армия успешно освобождала Украину и Польшу, закончив войну в Праге.
Владислав Гончаров