Как гласит Википедия, чай — это напиток, получаемый при помощи заваривания, варки или настаивания листьев чайного куста, которые предварительно подготавливаются определенным образом. Да вы и сами об этом знаете — сейчас сложно представить человека, который ни разу не употреблял этот напиток. Даже к кофе у наших людей нет такой тяги. Известно, что раньше на Руси пили квас, сбитень, морсы, настои и отвары — но сырье для них росло практически под ногами. Чай же "приехал" к нам в первой половине XVII века. Предлагаю проследить его путешествие на Русь.
Вопреки расхожему мнению, этот напиток появился не при Петре I, а задолго до него. Впрочем, императору присваивают множество нововведений, которые на самом деле прижились гораздо раньше. Так произошло и с чаем. Есть версии, согласно которым первые партии чая были доставлены к столу Михаила Федоровича Романова в качестве дара от китайских послов. В 40-х годах того же века томскому послу Василию Старкову в качестве дани было предложено малоизвестное еще "китайское зелье", которое "плательщики" позиционировали как отличное лекарственное средство. Томский воевода оценил диковинку по достоинству, и направил ее в Сибирский приказ, откуда она и попала в Москву, получив более широкое распространение. Но особой популярностью на тот момент пользовался только зеленый чай.
При Алексее Михайловиче послы снова доставили "зелье" в столицу. Придворный лекарь долго сомневался — стоит ли рисковать собственным положением (а то и жизнью) и давать повелителю на пробу напиток, сырье для которого не значилось ни в одном из травников-справочников того времени. Чай начал отвоевывать для себя позиции с 1665 года — считается, что именно тогда приболевшего царя отпаивали крепким настоем, и это способствовало его скорейшему выздоровлению.
Примерно с 1670-х годов начинается строительство укрепления под названием "Удинский острог" ( территория Бурятии, устье Уды при слиянии с Селенгой), и в этот же период через всю Россию тянется вереница караванов, везущих ценный груз в столицу. Стройка шла быстро, так как велась в достаточно обжитых местах, здесь же проходила и "ханская дорога" в Монголию и Китай. Это была только "проба пера": активное, стабильное движение на пути установится только через 10 лет. Рос и острог: это было уже не простое оборонительное укрепление, а настоящая крепость, так как в 1678 году здесь были возведены массивные стены. Жаль, что это слабо спасало острог от монгольских племен, в опасной близости с которыми он находился. На стороне защитников регулярно выступали буряты, обитавшие в окрестностях с незапамятных времен и почитавшие эти места священными. Во времена Петра I Удинская крепость была значительно усилена приказом прибывшего туда Федора Головина. Друг императора, он посетил Забайкалье с целью заключить Нерчинский пограничный договор (1689 год) с Китаем.
Именно Нерчинск в дальнейшем стал центром торговли с Поднебесной. Из-за заключенного договора была перенесена граница между странами: благодаря этому появился город Троицкосавск, впоследствии переименованный в Кяхту. Почти 60 лет государство держало торговлю чаем в своих руках, но затем монополию отменили из-за крошечной прибыли. Нерентабельность для казны стала настоящим праздником для купцов, когда с 1762 года им стала доступна открытая торговля чайным листом. Неиссякаемый поток караванов потянулся из Китая через Россию, доставляя коробки с будущим напитком в Западную Европу и страны Ближнего Востока.
Несмотря на название "Чайный путь", которое предполагает одну дорогу, ее география была довольно обширной. Множеством разветвлений, из которых она и состояла, были волоки и сухопутные дороги, водные пути, ведущие во многие губернии. Более 120 ярмарок, работающих на пути, регулярно торговали привозной диковинкой, и почти 10 тысяч километров Пути связывали между собой Иркутск и Верхнеудинск, Селенгинск и Троицкосавск, Ургу и Калган, и многие другие. Протяженность сухопутного пути из Москвы до Пекина составляла по одним данным 8332 версты, по другим — 8839 вёрст, без учета ответвления "Иркутск-Аляска".
Чайный путь стартовал в Калгане, где собирался "товар" с китайских чайных фабрик и готовился для отправки в Россию. Перед воротами в Великой Китайской стене, в предместье, находились представительства самых крупных чайных фирм России. Именно здесь и формировались будущие караваны. Упаковка была самой тщательной: ценный груз заворачивали в несколько слоев бумаги, затем раскладывали по бамбуковым ящикам и обертывали в прочные бычьи шкуры, чтобы ни погодные условия, ни сами люди не смогли ему никоим образом навредить. Удивительно, но считалось, что чай, доставленный по суше, будет гораздо вкуснее и ароматнее того, что транспортировали водным путем. Поэтому сухопутные караваны, добиравшиеся до пункта назначения около двух лет (!), всегда находили своего покупателя. От Калгана — до Урги, через Гоби, оттуда — до Троицкосавска. Разбитый на два отрезка Чайный путь люди преодолевали на верблюдах, лошадях, быках и мулах, от Китая до Сибири, от Сибири — до европейской части России, и там караваны останавливались, часто не достигая Москвы. Чай расходился по базарам Новгорода, Тобольска, Перми и других городов. В самом же Китае чай транспортировали чаще всего по рекам, а через Монголию перевозили, навьючив на верблюдов. Торговцы во все времена отличались сообразительностью: китайцы, помимо чая, притарачивали к караванам тюки с шелком, а в обратный путь (чтобы караваны не шли порожними) русские купцы набивали их ценными мехами, которые быстро раскупали в Поднебесной.
Казалось бы — не настолько важен чай, чтобы расписывать целую статью о том, как его доставляли в Россию. Ан нет — это только на первый взгляд. На самом деле Чайный путь сыграл значительную роль в истории страны. Освоение новых территорий, прокладывание маршрутов, налаживание связей с народами, населяющими огромную страну и ее окрестности, — это только часть заслуг караванщиков. Объем торговли на Чайном пути вполне можно было сравнить с Великим шелковым путем, и почти два века именно в этом направлении тратились огромные средства из казны: строились города и дороги, церкви, закладывались все новые и новые культурные центры.
Спад торговли начался только после того, как появился и был "опробован" Суэцкий канал, но дороги не были заброшены. Пеший путь сменился автомобильным и железнодорожным. Сейчас это направление, некогда бывшее знаменитым, превратилось в туристический маршрут: начиная с китайской Шаньси, любители путешествий отправляются в Россию через Монголию, практически полностью повторяя путь караванщиков.