16 июля 1943 года было принято постановление о раздельном обучении мальчиков и девочек в школах крупных городов Советского Союза. Авторы инициативы ссылались на необходимость организации учебно-воспитательной работы с учётом особенностей физического развития детей и полагали, что она поспособствует укреплению дисциплины. По мнению историков, это решение стало одним из шагов по восстановлению некоторых традиций дореволюционной России. Эксперимент с раздельным обучением продолжался 11 лет. У специалистов нет единства в оценках его результатов. Одни считают его неудачным, другие — соответствующим духу времени и решившим ряд важных задач.
80 лет назад Совет народных комиссаров СССР принял постановление «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943/1944 учебном году в неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов». Эта практика действовала 11 лет, после чего была отменена. Среди историков и педагогов нет единства по вопросу оценки её эффективности. Одни считают эксперимент успешным и своевременным, другие — неудачным и негативно сказавшимся на социализации детей.
«С древнейших времён»
На протяжении столетий образование во всём мире развивалось преимущественно по принципу раздельного обучения.
«Раздельное образование практиковалось с древнейших времён, в том числе в античной Греции и Риме. Мальчиков готовили к военной и государственной службе, девочек — быть хранительницами домашнего очага. Веками существовали определённые стереотипы относительно способностей мальчиков и девочек к разным наукам, которые были опровергнуты только в XIX веке», — рассказал в беседе с RT руководитель Научного центра РАН в Южном федеральном округе, первый вице-президент Российского психологического общества Павел Ермаков.
Преимущественно раздельным, по словам историков, образование было и в Российской империи. С конца XVIII века совместное обучение допускалось в начальных школах и некоторых других учебных заведениях. Но в целом система образования была построена именно на разделении мальчиков и девочек.
Получить полноценное образование девушки могли в институтах благородных девиц, которых в XIX веке на всю империю насчитывалось всего несколько десятков. Выбор у юношей был значительно шире: они могли учиться в классических гимназиях, реальных училищах, кадетских корпусах. Конкретное направление мужского образования зависело от материальных возможностей родителей и способностей самого ребёнка.
«Мальчики и девочки встречались на балах, на каких-то совместных светских мероприятиях, но обучались они отдельно. У них был свой учебный план, который отличался специализированными предметами. Например, в царских гимназиях у мальчиков было фехтование, а также этикетные предметы, отличающиеся от этикетных предметов девочек. У девочек было вышивание», — рассказала в беседе с RT директор МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества города Пензы» кандидат педагогических наук Лариса Преснякова.
После прихода к власти большевиков подход к организации образования в стране радикально изменился. С 1918 года во всех учебных заведениях специальным постановлением Наркомпроса было введено совместное обучение мальчиков и девочек. Год спустя это решение было закреплено на VIII большевистском съезде в партийной программе РКП(б).
«Посыл исторической преемственности»
По словам историков, в 1920-е и в первой половине 1930-х годов совместное обучение в школах было одним из проявлений подчёркнутого дистанцирования руководства СССР от всего связанного с дореволюционной Россией. Однако в конце 1930-х взгляды на организацию образовательного процесса начали меняться.
Сохранилось письмо председателя Верховного совета РСФСР Андрея Жданова к главе советского правительства Вячеславу Молотову, в котором он отмечал, что многое из гимназических правил 1877 года стоило бы перенести в советскую школу («с существенными исправлениями»).
Руководство органов образования РСФСР констатировало, что в Советском Союзе было достигнуто полное равноправие между мужчинами и женщинами, и в этом смысле роль совместного обучения была выполнена. Накануне начала Великой Отечественной войны советское руководство приступило к обсуждению идеи введения раздельного обучения для мальчиков и девочек.
«В полной мере мотивы возвращения к идее раздельного обучения в СССР непонятны. По одной из версий, ключевую роль сыграл тот факт, что мальчикам на фоне приближающейся войны с Германией в больших объёмах нужно было проходить военную подготовку», — отметил в разговоре с RT профессор МПГУ Виталий Захаров.
По словам историка, начало войны отвлекло советское руководство от планов школьной реформы, но уже в 1943 году к ним вернулись. Отдел школ ЦК ВКП(б) и Нарком просвещения РСФСР подготовили для руководителей СССР докладную записку «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза ССР». Среди прочего в ней говорилось, что совместная учёба мальчиков и девочек создавала «затруднения педагогического и организационного порядка». Кроме того, согласно записке, правильная организация учебно-воспитательной работы требует учёта особенностей «физической природы и развития девушек». По мнению авторов документа, введение раздельного обучения также должно было способствовать укреплению дисциплины.
После рассмотрения записки Оргбюро ЦК ВКП(б) взяло курс на реформирование системы образования, исходя из принципов раздельного обучения. 16 июля 1943 года эти идеи были одобрены Политбюро ЦК ВКП(б). В тот же день Совнарком СССР официально постановил ввести раздельное обучение в крупнейших городах Советского Союза. Первоначально реформа охватила 81 город, большинство из которых находились в РСФСР. В дальнейшем их количество увеличилось почти в два раза. По мнению историков, мотивы инициаторов введения раздельного обучения не ограничивались вопросами дисциплины и особенностями физического развития детей.
«В 1943 году руководство СССР перешло к заимствованию целого ряда традиций, характерных для дореволюционной России. Были введены погоны, потеплели отношения с православной церковью. Прозвучал некий посыл исторической преемственности между СССР и Россией, существовавшей до 1917 года», — рассказала RT доцент РГПУ имени Герцена Александра Кошелева.
При этом, по её мнению, не стоит сбрасывать со счетов и сугубо прагматические мотивы советского руководства.
«Введение раздельного обучения было обусловлено исторической необходимостью, потому что в программу подготовки мальчиков были в большом количестве введены учебные материалы, связанные с военным делом», — подчеркнула Кошелева.
По словам Ларисы Пресняковой, раздельное обучение в крупных городах Советского Союза внедрялось в сжатые сроки. Была поставлена задача провести реорганизацию школ буквально за две недели. Сделать это было тяжело. Во многих случаях дети продолжили учиться в одних и тех же зданиях, просто в разных помещениях, между которыми устанавливали перегородки. Тем не менее уже в 1943—1944 годах количество школ для раздельного обучения в СССР превысило 2 тыс.
Дальнейшие события оцениваются современниками и экспертами неоднозначно. Существуют многочисленные свидетельства того, что у детей начали возникать проблемы с социализацией — мальчики и девочки быстро разучились общаться друг с другом. Между подростками в повседневной жизни чаще стали происходить ссоры и стычки. Дети часто высказывались друг о друге в саркастичной манере. Школы для мальчиков и девочек испытывали острый дефицит педагогов и администраторов.
В то же время школы с раздельным обучением показывали более высокие результаты. В 1953 году их с медалями окончили 10,5% девочек и 11,6% мальчиков, тогда как в средних учебных заведениях с совместным обучением медалистов насчитывалось всего 4,4%.
17 апреля 1954 года было принято постановление Совета министров РСФСР о подготовке к введению совместного обучения в школах Москвы, Ленинграда и других городов. С осени 1954-го во всех школах Союза вернулись к совместному обучению.
«Достоверного исторического ответа на вопрос, зачем было свёрнуто раздельное обучение в СССР, не существует. Просто поступила такая команда», — отметила Лариса Преснякова.
По мнению историков, не исключено, что идея раздельного обучения была отвергнута новой политической командой, пришедшей к власти после смерти Иосифа Сталина, как и многие другие начинания, связанные с личностью советского вождя.
Вплоть до развала СССР обучение в Советском Союзе, за исключением специализированных заведений вроде суворовских училищ, было совместным. В 1990-е годы начали появляться немногочисленные учебные заведения с раздельным обучением, но массовыми они не стали.
«Раздельное образование в дореволюционной России существовало в условиях наличия многочисленных практик, обеспечивающих взаимодействие детей разного пола за пределами учебных заведений. Семьи были преимущественно многодетными — братья и сёстры общались между собой дома. Также происходили всевозможные встречи, вечера, балы. В советское время существовали разнополые дворовые компании. Сегодня они исчезают, в семьях зачастую воспитывается один-два ребёнка. Большинство профессий открыты как для мужчин, так и для женщин. Раздельное обучение сыграло свою историческую роль, но теперь будущее — за совместным, позволяющим детям учиться выстраивать коммуникации и лучше узнавать друг друга», — подытожила Александра Кошелева.
Святослав Князев, Елизавета Комарова