Несколько лет назад я встретил человека, который в конце 1980-х годов был одним из руководителей военной "приёмки" на Тушинском машиностроительном заводе — том самом, где строили "Буран". Тогда меня поразили его слова о том, что теплозащита корабля была рассчитана на сто полётов!
А состоялся один-единственный — 15 ноября 1988 года...
Тогда ещё никто не знал, что именно пробой теплозащитного слоя при старте корабля станет причиной гибели семи членов экипажа американского корабля "Колумбия", который взорвётся за несколько минут до завершения своего последнего, двадцать восьмого полёта, в 2003 году. За 16 суток полёта американцы не смогли устранить повреждение.
А советские учёные ещё в середине 1980-х предусмотрели на "Буране" возможность ремонта теплозащиты, состоявшей из почти сорока тысяч плиток, причём прямо в открытом космосе! Космонавт нажимал кнопку, и из ранца выдавливалась специальная смесь двух веществ на то место, с которого отлетела плитка, а солнечные лучи "доделывали" его работу, полимеризуя кремний-органику.
Американцы свои теплозащитные плитки подгоняли под место установки вручную, а у нас была создана система, с помощью ЭВМ замерявшая в сотне точек место крепления каждой плитки и создававшая модель плитки с нужной кривизной поверхности. В итоге получалась идеальная обшивка! Сравним с американцами: при каждом полёте их "Челноки" теряли около ста плиток, "Буран" же потерял всего шесть.
Да, советские ученые смогли предусмотреть всё, кроме одного — краха Советского Союза...
Кремниевая броня "Бурана" была пробита, смята и уничтожена! И не в космосе, а на Земле, в монтажно-испытательном корпусе Байконура в мае 2002 года... Тогда под завалами рухнувшей крыши корпуса погибли и восемь рабочих, производивших ремонт кровли.
Помню, в конце 1990-х годов мы с детьми гуляли в Парке Горького. Ребята очень хотели залезть в "самолёт", который стоял на набережной. Это был один из макетов корабля "Буран", который использовался при испытаниях. И было очень больно оттого, что "Буран" стал аттракционом наравне с "американскими горками", визг и вопли с которых раздавались рядом с запущенным, молчаливым кораблём, понуро стоящим на берегу Москвы-реки.
А когда-то по её водной глади, ночью на барже под тентом плыл "Буран"с родного Тушинского завода в город Жуковский. Недалеко от Жуковского его ждал специальный самолёт-транспортировщик ВМ-Т ("Атлант"). Он доставил "Буран" на Байконур, на аэродром "Юбилейный", названный в честь 60-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции; ведь постановление Совета министров СССР о создании посадочного комплекса для космического корабля "Буран" было принято ещё в октябре 1977 года.
На этот аэродром и приземлился "Буран" после своего единственного космического полёта. Посадка была фантастически точной! Корабль без экипажа на борту в автоматическом режиме при приземлении отклонился от расчётов всего на 1,5 метра вправо.
Такая точность была обеспечена программой корабля, которая предусматривала все возможные условия, в том числе, разумеется, и погодные. Во время посадки был штормовой ветер. Получив данные о силе и направлении ветра, программа перевела корабль на траекторию, по ходу которой "Буран" на высоте в 11 км сделал петлю и зашёл на посадочную полосу не с северо-западного, а с южного направления.
Всё произошло очень быстро, и не исключено, что не все присутствовавшие в тот момент на аэродроме "Юбилейный" знали о таких алгоритмах поведения корабля, заложенных программистами Научно-производственного центра автоматики и приборостроения имени Н. А. Пилюгина совместно с учёными институтов АН СССР. "Головным мозгом" "Бурана" служил бортовой вычислительный комплекс МК-240, для которого был создан язык реального времени ПРОЛ2. В 2011 году Роскосмос выложил в открытый доступ код программы, под управлением которой "Буран" совершил полёт.
В "Википедии" про предпосадочный манёвр "Бурана", выполненный по филигранно прописанным алгоритмам, рассказывается в жанре голливудского боевика: якобы "в момент разворота корабль пропал из поля зрения наземных средств наблюдения, связь на некоторое время прервалась. В ЦУПе началась паника, ответственные лица немедленно предложили задействовать аварийную систему подрыва корабля (на нём были установлены тротиловые заряды, предусмотренные для недопущения крушения сверхсекретного корабля на территории другого государства в случае потери курса)". Ох, уж эти "ответственные лица"! Не иначе, как сами члены ЦК КПСС, которые, по мнению авторов "Википедии", кроме паники, ни на что не способны! Но, с другой стороны, год уже был 1988-й, и не исключено, что некоторые "ответственные лица" уже давно и осознанно работали на "подрыв"...
Так это или нет, но 15 ноября 1988 года "Буран" не взорвали. Корабль, в создание которого был вложен труд сотен тысяч советских людей, и особенно работников специально созданного НПО "Молния", благополучно приземлился.
Пишут, что в "лихие 1990-е" руководитель "Молнии" Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, дважды лауреат Сталинских премий за создание самолетов МиГ, на одном из совещаний, где говорилось о почти полном развале нашей авиакосмической отрасли, на сакраментальный вопрос "что же делать?" ответил: "Что-что? Берию откопать!"
При Берии в августе 1939 года была открыта главная выставка страны, ставшая во времена Ельцина главной барахолкой под аббревиатурой "ВВЦ". Но весной 2014-го началось возрождение выставки, и уже в июле макет "Бурана" из парка Горького был перевезён на ВДНХ. И это правильно, ведь ВДНХ — это Выставка Достижений Народного Хозяйства!
Алексей Гончаров