Корабль Её Величества "Арк Ройял". Фото: Королевский флот
История столкновения британского авианосца и эсминца ВМФ СССР
9 ноября 1970 года в Средиземном море произошел один из инцидентов, на которые была богата история Холодной войны. Советский эскадренный миноносец "Бравый" проекта 56К столкнулся с крупнейшим кораблем Королевского флота - авианосцем "Арк Ройял".
Эсминец "Бравый" после модернизации по проекту 56К. На корме видна пусковая установка зенитного ракетного комплекса. Фото: Фото - А. Одайник, kchf.ru
Ценой аварии стала гибель двух советских моряков, пропавших без вести - скорее всего, они утонули, упав в воду при столкновении. Могло быть гораздо хуже - 50-тысячетонный авианосец вполне мог разрезать эсминец в 3000 тонн водоизмещения пополам. Однако, обошлось.
Что произошло?
Столкновение случилось во время рутинного для Холодной войны процесса сопровождения - советский корабль "висел" над душой британца, контролируя его действия. Это был обычный режим боевой службы - авианосцы противника в водах, откуда они могли нанести удар по территории СССР или его союзников в Восточной Европе, всегда получали сопровождение - становясь целями для возможной атаки советского флота и авиации.
"Бравый" приближается к "Арк Ройялу" с левого борта. Фото: Королевский флот
Советская версия происшествия изложена, в частности, в книге "Командую кораблем" Юрия Кручинина, в то время - командира БПК "Красный Кавказ" проекта 61.
По данным Кручинина, советский эсминец сопровождал "Арк Ройял", идущий курсом 250-270 со скоростью 12-14 узлов, находясь от него в 10-15 кабельтовых (примерно 1,9-2,8 км) по правому борту.
Инцидент произошёл в темное время суток. Командир эсминца, капитан 2 ранга Леонид Балыш, после почти непрерывного двухсуточного пребывания на мостике спустился в кают-компанию для краткого отдыха и разговора с офицерами, предположив, что ночных полетов не будет. При этом одна из двух турбин эсминца была остановлена в целях экономии топлива и моторесурса.
F-4 "Фантом II" 892-й флотской эскадрильи. Фото: ukdefencejournal.org.uk
Советским эсминцем управлял молодой вахтенный офицер в звании лейтенанта, старший помощник командира в это время (уже по данным других источников) приводил в порядок документы секретной части корабля. Тем не менее, на "Арке" решили начать полеты. авианосец повернул вправо, на ветер - в сторону советского эсминца, дав сигналы "не могу уступить дорогу" и "веду полеты авиации", и увеличил ход до 22 узлов. Момент поворота в темноте не был замечен вовремя, и быстро увеличить ход до полного эсминец не мог - на ввод турбины в любом случае требовалось время. Выбежавший на мостик командир повернул "Бравого" влево, пытаясь увернуться от приближающегося авианосца. Этот маневр отчасти помог - корабли столкнулись, "Арк Ройял" "протерся" носом с левого борта по кормовой части левого же борта "Бравого". В случае, если бы эсминец продолжал идти как шёл, удар, скорее всего, пришёлся бы прямо в борт - со всеми вытекающими последствиями
Носовая часть "Арк Ройяла" после удара. Фото: Crown copyright. IWM (A 35313)
"Бравый" после удара. Видны повреждения кормовой надстройки, накрытой брезентом. Фото: Crown copyright. IWM (A 35314)
Шесть человек c "Бравого" оказались за бортом, двоих так и не нашли. Одного спасли англичане, передав его на советский корабль, троих - спущенный с эсминца баркас.
Пуск осветительных ракет с "Арк Ройяла" в ходе поисково-спасательной операции после столкновения. Фото: Crown copyright. IWM (A 35315)
В британской версии, обнародованной в том числе в ходе последовавших парламентских слушаний, утверждалось, что до столкновения "Бравый" неоднократно совершал опасные маневры в прямой близости от авианосца, и в итоге, в ходе одного из них, не успел уклониться от столкновения.
Поворот авианосца вправо, о котором говорят советские источники, британцы не подтверждают.
Версия опасных маневров "Бравого" подтверждается и наличием фотографий советского корабля, маневрирующего вплотную к авианосцу, сделанных с палубы "Арк Ройяла".
"Бравый" проходит за кормой "Арк Ройяла". Фото: Королевский флот
Впрочем, на командира эсминца вину возлагает и автор книги "Командую кораблем". По мнению Юрия Кручинина, сопровождение авианосца в темное время суток на столь близкой дистанции с одной выключенной турбиной не оправдывалось тактической обстановкой и создавало угрозу столкновения - небольшое расстояние между кораблями могло быть преодолено очень быстро, а "ополовиненная" мощность энергетической установки не позволяла эффективно уклониться от удара.
Столкновение обошлось без тяжелых последствий. "Бравый" вернулся в Севастополь, где командующий флотом осмотрев поврежденный эсминец сказал лишь "Да... крепкие мы корабли строим". Леонид Балыш отделался легким испугом - ещё до инцидента ему предложили должность старшего преподавателя на кафедре морской практики в Черноморском высшем военно-морском училище им. Нахимова, - и эту должность он в итоге получил.
"Бравый" после ремонта. Фото: http://navsource.narod.ru
"Бравый" после ремонта вернулся в строй и активно использовался до конца 1970-х. В Британии состоялось свое судебное разбирательство, но командир авианосца кэптен Рэй Лиго был оправдан. Инцидент ограничился взаимными нотами с обеих сторон.
А опасные маневры... они и сейчас никуда не делись. Вот, например 2016 год - американский эсминец "Грейвли" подрезает российский фрегат "Ярослав Мудрый" всё в том же Средиземном море.
Опасное сближение "Грейли" и "Ярослава Мудрого". Фото: ВМФ России
Увы, время нынче такое. Будем надеяться, что обойдется без жертв.