Русские Вести

Аварийное происшествие с АПЛ К-324


Атомная подводная лодка К-324 проекта 671РТМ (К) была спущена на воду 7 сентября 1980 года. 24 января 1981 года вошла в состав 45-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота. В 1983 году К-234 совершила подледный трансарктический межфлотский переход в западном направлении из бухты Крашенинникова  в губу Западная Лица   и была включена в состав 33-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок.

Проект 671РТМ (К) «Щука» — серия советских торпедных атомных подводных лодок второго поколения.  Является дальнейшей модификацией проекта 671 «Ёрш» на базе проекта 671РТ «Сёмга». Всего на верфях Комсомольска-на-Амуре и Ленинграда было построено 25 лодок этого типа. Эти подводные лодки отличаются небольшим уровнем внешнего шума и по этому показателю близки к американским атомным субмаринам типа «Лос-Анджелес».

«Щуки», по классификации НАТО Victor III class, служили основой многоцелевого атомного подводного флота СССР  в 1980-х и начале 1990-х годов. На флоте проект считался крайне удачным, моряки любили эти корабли за высокие характеристики, удобство, надёжность. Ни один корабль не был потерян, ни на одном не было серьёзных аварий. На западе за элегантный вид и внушительность этот проект получил уважительное название «Чёрный принц».

На проекте был принят дополнительный комплекс мер, призванный увеличить скрытность атомной подводной лодки за счет введения принципиально новых решений по амортизации, акустической развязке конструкций и механизмов. Субмарина получила размагничивающее устройство, которое затрудняло обнаружение АПЛ авиационными магнитометрами.

Установленный на проекте  гидроакустический комплекс «Скат-КС»,  обеспечивал обнаружение и  классификацию целей, а также  автоматическое их сопровождение в режиме шумопеленгования.
Комплекс давал возможность обнаруживать цели при помощи эхопеленгования в инфразвуковом и звуковом диапазонах частот с измерением расстояния до них и выдавал торпедному оружию исходные данные целеуказания.

Вооружение атомной подводной лодки проекта 671РТМ включало 4 торпедных аппарата калибра 533 мм и 2 калибра 650 мм, крылатые ракеты "Гранат", 24 торпеды, либо 34 мины. Кроме того,  на субмаринах проекта 671РТМ использовались новые   ракетные противолодочные комплексы «Шквал».

В состав комплекса входила подводная сверхскоростная ракета, которая развивала скорость до 200 узлов, дальность хода при этом составляла 11 км. Данные характеристики достигались за сет  движения снаряда в газовой каверне, которая обеспечивала уменьшение гидродинамического сопротивления.

 Управление ракетой, которая снабжалась ядерной боевой частью, осуществлялось при помощи инерциальной системы, которая не чувствительна к помехам.
Аналогов  комплексу «Шквал», который обладает практически абсолютной вероятностью поражения целей, попавших в пределы досягаемости, в других государствах нет, и по сей день.

Однако наиболее важным усовершенствованием, внедренным на АПЛ проекта 671РТМ, стал принципиально новый тип оружия - стратегические малоразмерные дозвуковые крылатые ракеты "Гранат" с максимальной дальностью стрельбы 3000 км.

 Оснащение АПЛ крылатыми ракетами превратило их  в многоцелевые корабли, способные решать широкий круг задач, как в обычной, так и в ядерной войнах. По своим массогабаритным характеристикам КР "Гранат" фактически не отличались от стандартных торпед. Это позволило применять их из штатных торпедных аппаратов.


 Также атомная подводная лодка могла  нести специальные управляемые диверсионные снаряды «Сирена» а также другие средства «спецназначения», большинство из которых не имело аналогов в мире.

 Так для проекта 671 МРТ (К) в  ОКБ им. Камова создали одноместный складной вертолет Ка-56, который был предназначен для переброски диверсантов, и способный выстреливаться из 533-миллиметрового ТА погруженной подлодки.


АПЛ К-324 была седьмой по счету лодкой проекта 671 РТМ. Несмотря на счастливый порядковый номер, ее постоянно преследовали опасные «мистические происшествия». При спуске со стапеля на воду, о киль АПЛ, четыре раза подряд, не разбилась бутылка традиционного шампанского.

На государственных испытаниях в Японском море, 3 апреля 1981 года, она едва не стала  трагической жертвой тарана неизвестной подводной лодки. По сообщениям японской прессы, это была китайская атомная лодка типа «Хань», которая вследствие столкновения, затонула. К-324 получив под водой мощнейший удар,  немедленно вернулась на завод и встала в док.

25 мая 1982 года во время постановки учебной мины, волнорезом ТА смяло ноги мичману БЧ-3;

В октябре 1983 года скандальная сенсация: в ходе боевых действий флота США у берегов Гренады  американские СМИ публикуют  снимки, аварийно всплывшей в Саргассовом море у берегов США, советской многоцелевой АПЛ «К-324».


Об этом аварийном происшествии с АПЛ К-324,    мне стало  известно в октябре 1983 года. А сама авария прочно соединилось в памяти  с трагическими событиями американского вторжения в Гренаду.

В это время я нес службу в Группе советских военных специалистов на Кубе, у которой с Гренадой сложились дружеские отношения, настолько теплые, что кубинские строители, возводившие в Гренаде аэродром, приняли участие в боевых действиях против США.
 Эсминцы США, прибывшие к месту аварии АПЛ К-324, и создавшие угрозу нашей подводной лодке, были из состава военно-морской группировки осадившей Гренаду.


Буду описывать происшествие в порядке хронологии, используя не только свидетельства очевидцев, с которыми удалось поговорить по свежим следам, но и более поздние публикации, если они не противоречат тому, что я тогда узнал.

В сентябре 1983 года.  К-324 ушла от причалов Западной Лицы в Западную Атлантику. Это было время, когда  Президент США Рейган, назвав СССР «империей зла» решил обложить нашу страну ракетными комплексами "Першингов", размещенных в Западной Европе. Подлетное время этих ракет к Москве  сокращалось до 5-6 минут.

 Но Советское руководство, во главе с Ю.В.Андроповым, готовил ответные меры: выдвинуть к берегам Америки подводные ракетодромы в виде атомных крейсеров с ракетами, и теми же  5-6 минутами подлётного времени.

Зная это, американский флот спешно готовился к отражению подводной угрозы. Для более надежного поиска советских ракетоносцев была разработана новейшая система подводного наблюдения TASS, использующей  уникальную низкочастотную гидроакустическую антенну.

Для её испытания  в Саргассово море вышел фрегат "Макклой". Длинный кабель-шланг секретной антенны тянулся за ним на протяжении полукилометра. На самом конце крепилась капсула гидролокатора. Такое буксируемое устройство помогало улавливать все шедшие из океанских глубин шумы, даже не слышимого человеческим ухом диапазона частот, неизбежные спутники подводных лодок.

Перед всплытием на очередной сеанс связи  акустики К-324  определили  дальнюю цель. Но по мере приближения подлодки к поверхности акустики стали докладывать, что расстояние между целью и лодкой стремительно сокращалось.

Целью оказался  фрегат «Макклой» буксирующий  за собой новый гидроакустический комплекс, проходящий испытание. Так как для испытания комплекса нужна была тишина, то  на эсминце провели мероприятия по обесшумливанию, благодаря чему его винты и двигатели работали необычно тихо. Поэтому первоначально, расстояние до цели было определено не верно.

 Когда стало ясно, что фрегат  недалеко, командир АПЛ,  приказал экстренно погружаться, подкрасться под дно эсминца на электромоторах, и вести вел техническую разведку, записывая параметры новейшей противолодочной поисковой системы.

Командир "Макклоя"  совершенно не подозревал, что под днищем его фрегата в течение 14 часов следует советская подводная лодка, маскируя свои шумы в гуле турбин  "Макклоя".  Она бы следовала за фрегатом и дальше, если бы фрегат неожиданно не изменил курс, направляясь в свою базу.

 Видимо во время этого неожиданного манёвра К-324  зацепила кабель антенны буксируемого гидроакустического комплекса.
На подводной лодке заметили, что зацепили антенну, далеко не сразу. Только через двое суток, когда сверхпрочный кабель антенны намертво намотался на винт подводной лодки и заклинил турбину. В результате, сработала система аварийной защиты турбины  и АПЛ потеряла ход.

Вспоминает  командир «К-324» капитан 1-го ранга  Вадим Терехин:
«С 00 до 8 часов утра 25 октября я нес вахту в центральном посту, Скорость 12 узлов, идем на глубине около 100 метров. В 3 часа решил попить чаю. Только присел, завибрировал корпус и раздался сигнал аварийной тревоги. Сработала аварийная защита турбины. Мы потеряли ход.

Лодка у нас одновальная, поэтому ситуация весьма серьезная! Под килем более 4 тысяч метров. Держим глубину на подруливающих устройствах на скорости 3-4 узла. Около двух часов пытались разобраться: что же случилось? Пытались запустить турбину, но это не удалось. Механик капитан 2-го ранга Анатолий Седаков понимал, что случилось что-то с винтом, но что? Если бы намотали рыбацкую сеть — ничего подобного не произошло бы, винт ее порвал бы. Значит, это было что-то другое.

Тем временем подошло время сеанса связи с КП Северного флота. Около 5 часов утра дал команду всплыть под перископ. Однако на перископной глубине лодка не удержалась, так как была тяжела, и без хода стала тонуть.
Провалившись на глубину более 100 метров, экстренно продули цистерны воздухом высокого давления. Пытаясь удержаться на перископной глубине, израсходовали почти весь  ВВД и  были вынуждены всплыть, оставив попытки погружаться.

 Мы продули все ЦГБ  и всплыли в крейсерское положение. Запустили компрессора ВВД. Понятно, что таким образом нарушили скрытность. Бушевал сильный шторм. Выбраться на мостик не представлялось возможным.

Предположили, что на винты намотались рыбацкие сети. Сделав деферент на нос, подняли корму и увидели, в перископ, что намотали кабель толщиной в человеческую руку, который уходит далеко за корму. Когда удалось наладить связь, дали радио на КП флота, доложили об аварийном всплытии, описали ситуацию. Затем дважды пытались уйти под воду. Тщетно.

 Причем второй раз стали так стремительно проваливаться на глубину, что мысль мелькнула: все, конец! Ведь на 140 метрах, на которых мы уже были, продуть цистерны тяжело. С трудом, но удалось предотвратить падение лодки на запредельную глубину. Всплыли.

Шторм не унимается. Лодку водоизмещением в 7,5 тысячи тонн бросало на волнах, как пустую жестяную банку. В отсеках все, что было не закреплено и даже что крепилось, срывало с мест и разбросало по палубе. Получили радио. КП Северного флота перевел нас на связь с ЦКП Главного штаба ВМФ. Ситуация очень серьезная. В Москве долго думали, что делать. Генеральный секретарь ЦК КПСС Андропов был болен, а ответственность за возможные последствия из-за нашего нештатного всплытия никто не хотел брать на себя».


26 октября, когда шторм немного стих, подводники К-324 предприняли безуспешные попытки перебить кабель, стреляя по нему из автомата. Не удалось также перерубить бронированный кабель топором. Из радиоперехватов подводники узнали, что американцы потеряли сверхсекретную антенну. Поняли, именно  её  АПЛ намотала на винт. Сообщили, во время сеанса связи, о случившейся ситуации в Москву.

Вспоминает командир АПЛ капитан 1 ранга Терехин: «Командир группы ОСНАЗа старший лейтенант Сергей Арбузов, прикомандированный на «К-324», из радиоперехвата узнал, что американцы штурмом захватили Гренаду, и теперь два эсминца ВМС США «Николсон» и «Питерсон» полным ходом следуют к нашей лодке.

Я объявил боевую тревогу. Мы без хода, беспомощны, что ждать от янки, неизвестно. Тем более что Арбузову удалось узнать, что «К-324» зацепила и оборвала сверхсекретную суперсовременную буксируемую кабель-антенну системы TASS, которую испытывал американский фрегат «Макклой». Так невольно мы похитили большой секрет ВМС США. Стало ясно, что американцы попытаются отбить этот кабель».

27 октября Москва заверила, что на помощь подводникам направлен разведывательный корабль СВ-506 «Находка», находящийся в районе Норфолка, а из Кубы идёт советское спасательное судно «Алдан».
 На «Алдане» ответственным за спасательную  операцию был назначен капитан  3 ранга Бутов, консультант начальника аварийно-спасательной службы Кубы.
 «Алдан» добирался до места аварии  трое суток, а СВ-506 пришел быстрее.

Когда до лодки оставалось 3 часа ходу, командир СВ-506, по  УКВ ЗАС (4),  предложил отправить на помощь 2 катера с аварийно-спасательными группами, задрать корму и попробовать с помощью газовых резаков убрать кабель.

 Командир К-324 согласился с планом, но вскоре показались 2 американских «Орион», и стали сбрасывать вокруг К-324  гидроакустические буи. Вскоре подошел советский разведчик  СВ-506,  а за ним, почти сразу, в район прибыл эсминец ВМС США "Петерсон".   Москва, получив об этом информацию,  приказала не проводить планируемые работы, а быть готовым защищать лодку, от манёвров вокруг неё эсминца.

Вскоре подошел второй американский эсминец, они стали зажимать атомоход в клещи, опасно маневрировали на расстоянии 30 м. При этом издевательски-вежливо предлагали помощь. Командир «К-324»  приказал вывесить сигнал на перископ: «В помощи не нуждаемся! Прекратите опасное маневрирование! Имею на борту опасный груз!».

Между тем эсминцы, даже не специально, а из-за волны, могли ударить АПЛ и серьезно повредить её.  Зайдя с кормы, эсминцы пытались крючьями зацепить кабель-антенну. СВ-506, своими манёврами, препятствовал этому. Пытались зацепить антенну и висящие над лодкой вертолеты. Но это им  не удалось сделать.

4 ноября из  Москвы пришла  шифровка: «Не поддаваться на провокации, ситуация складывается чрезвычайно опасная.  Силы НАТО приведены в повышенную боеготовность». В другой шифровке,  Главком ВМФ СССР Горшков приказывал, во что бы то ни стало, сохранить «трофейную» антенну и самолётом отправить в Москву.


Особо серьезной и тревожной стала казаться ситуация, когда на эсминцах подняли сигнал «Готовим к спуску десантно-штурмовые средства.
На борту эсминцев появились бойцы, демонстративно облачающиеся в костюмы аквалангистов.

Но на борту АПЛ секретная техника и документация, в торпедных аппаратах атомное оружие. Допустить высадки десанта с эсминцев США никак нельзя!
Для отражения возможного вторжения поставили на мостик и палубу восемь офицеров с автоматами. Приготовились ударить по аквалангистам воздухом высокого давления из ЦГБ. Для острастки, демонстративно, давлением в 200 атмосфер, продували кормовые балластные цистерны.

На крайний случай, командир принял решение, подготовить  подводную лодку к взрыву и затоплению. Экипаж планировалось пересадить на плоты, а затем перевести  на СВ-506.
До 6 ноября американские боевые пловцы не покидали палуб своих кораблей.


6 ноября к месту противостояния  пришел с Кубы спасательный корабль «Алдан». Спустили водолазов. На ступице винта «К-324» обнаружили мощный клубок рваного металла и два конца кабеля, тянущегося далеко по корме. Освободить винт в походных условиях не представлялось возможным.

Целые сутки наши моряки, помощью электрошпиля, выбирали бронированный кабель из воды  и размещали в 1-м отсеке. Вытащили 420 метров.  После чего, из Главного штаба ВМФ дали указание: следовать на буксире на Кубу.

Водоизмещение К-324  семь с половиной тысяч тонн. Чтобы буксировать столь большой корабль, используется торос толщиной в руку, и весом  несколько тонн. Чтобы завести трос и закрепить его за корабль, буксировочный конец подвозят на специальных надувных плотиках. Но с эсминца по плотикам стали вести прицельный огонь и топить их.

По свидетельству командира К-324, плотики расстреливали несколько раз. Остался последний комплект. Но выход был найден — разведывательный корабль СВ-506 прикрыл АПЛ собой.  Спасатель «Алдан» сумел взять подводную лодку на буксир и потащил на Кубу.

 Острота противостояния снизилась настолько, что 7 ноября 1983 года командир эсминца «Петерсон», сопровождающий группу до кубинских территориальных вод, поздравил советских моряков с праздником Великой октябрьской социалистической революции.

А при подходе к территориальным водам Кубы командир эсминца "Петерсон" поблагодарил за совместное плавание и ушел. В бухте Ниппе (5)  караван встречали два катера с начальством на борту. Адмирал Стадниченко  принял доклад капитана 3-го ранга Шутова, и приказал командиру ССВ-506 находиться на входе в бухту Ниппе и до организации охранения стоянки АПЛ не допускать прохода кораблей.

Кубинцы выделили взвод боевых пловцов для охраны лодки, на входе в бухту поставили два малых противолодочных корабля. В первый же день кусок  секретного кабеля самолетом был отправлен в Москву.

Ремонтники сняли  часть легкого корпуса, после чего, ступица винта была кубинскими газорезчиками, за четверо  суток, освобождена от спрессованной массы кабеля.  Основная часть кабеля  был загружен на борт ССВ-506, и  доставлена в Североморск.

Через 11 суток советские подводники покинули Кубу и взяли курс в Саргассово море, где еще две недели несли боевую службу.
АПЛ К-324 возвратилась в базу за неделю до нового, 1984 года. У командования лодки офицеры особого отдела изъяли вахтенный журнал и все другие документы, которые оставались секретными до 2012 года.

Автор: Юрий Бахарев

Заглавное фото: Эсминец"Петерсон" (США), СВ-506 и АПЛ К-324 на подходе к берегам Кубы

Источник: proza.ru