Новая экспозиция в мемориальном комплексе «Хатынь», уникальна. Без чрезмерного количества фотографий и документов, в выставочном пространстве организаторам удалось передать ту атмосферу страха, боли и беды, что пережила оккупированная Белоруссия.
«Хатынь» — памятник не одной деревне, которая вместе с жителями была сожжена карателями. Мемориальный комплекс стал символом страданий белорусского народа в годы войны. Здесь находится единственное в мире Кладбище деревень, а в память о жертвах фашистского террора горит Вечный огонь.
2 230 000 человек погибло за три года оккупации. Долгие годы считалось, что с Хатынью и ее жителями расправились немецкие каратели, но правда оказалась еще страшнее: им помогли в этом представители братского украинского народа.
Об этой правде не хотели говорить, чтобы не создавать напряжения внутри одной единой страны — СССР.
Выходцы с Западной Украины были самым радикальным крылом 118-го батальона под двойным командованием: шефа-немца Кернер и бандеровца Смовского. А руководил всей операцией, лично сгонял хатынцев в сарай, а потом их расстреливал, начальник штаба, отличавшийся особой жестокостью украинец Григорий Васюра.
Террор был основным их методом борьбы с мирным населением. Тактика выжженной земли и замученные жители. О карательной операции в Белоруссии гауляйтер Вильгельм Кубе докладывал: «Моральное воздействие на мирное население было ужасным из-за огромного количества расстрелянных женщин и детей».
В зале «Бегство от войны» есть комната, в которой всё говорит о спешном уходе: опрокинутый стул, разбитая посуда, разбросанные вещи. Стрелки циферблата показывают четыре часа, а голос Левитана сообщает страшную весть: началась война. Внезапно в комнате звонит телефон — говорит мужчина. Он пытается узнать, где его маленькая дочка и семья. В это время за окном раздается взрыв, обрывающий разговор. Без ответа остается самый важный вопрос…
Но зеркало в комнате хранит тайну. В нем появляется призрак трехлетней девочки, которая рассказывает, как она попала на оккупированную фашистами территорию, как ее отправили в детский дом, как из нее выкачивали кровь для раненых нацистов. Рядом с зеркалом висят фотографии девочки и ее родителей. Род прервался…
В «Зале сожженных деревень» посетителю кажется, что он заперт в охваченном огнем сарае. Эффект усиливается оттого, что через бревна прорываются красные языки пламени. Огнем тогда было уничтожено более 10 000 сел и деревень, свыше 5 тысяч из них — вместе с жителями.
В этом же зале — голограмма Виктора Желобковича, одного из пятерых детей, которым удалось избежать смерти в тот роковой март 43-го года. Мальчик рассказывает, как всех хатынцев согнали в сарай и подожгли его. Виктор с матерью попытался бежать, когда 149 обезумевших от страха человек ринулись к выходу. Дверь не выдержала, поддалась. Но фашисты встретили их огнем из автоматов. Женщина упала замертво, мальчика ранило в плечо. Он пролежал под трупом своей матери, пока не ушли каратели.
Прозрачная скульптура девочки в полный рост перед эшафотом символизирует героизм и трагизм белорусского сопротивления. Прототипом для скульптуры стала борисовская подпольщица Кима Кламбоцкая. После оккупации Борисова комсомолка Кима связалась с подпольщиками и стала выполнять опасные задания. Но одно из них закончилось неудачно: во время установки мины на железнодорожной цистерне отважная подпольщица была схвачена. 17-летнюю девушку публично повесили на городском рынке.
Зал «Память» рассказывает о людях, которые были причастны к созданию мемориального комплекса «Хатынь». А хронологическая зона «Тысячелетие» затрагивает период с X по XX век, полный драматических событий, когда происходило становление белорусского народа как нации.
А в зале тишины и мира «Вечность» приходят мысли о том, что даже после самой страшной войны жизнь продолжается, а души невинно убиенных возносятся в рай. Нам же, потомкам, нужно ценить возможность спокойно жить на своей земле, и чтить память тех, кто пал в той Отечественной.
Сегодня на территории мемориального комплекса появилась деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Это точная копия храма Восшествия Девы Марии, который стоял здесь с 1794 года и сгорел через несколько месяцев после хатынской трагедии, в конце лета 1943-го. Воссоздать облик святыни помогли сохранившиеся инвентарные описания.
P.S. При посещении музея действует возрастное ограничение.
Подготовила Мария Максимова