Звучит фантастично: не одни потомки поэта, но и сам Пушкин стал участником Великой Отечественной! И сражался он не только словом! В 1943-м обрёл стальные крылья боевой самолёт «Александр Пушкин». История его создания сопряжена с памятью известного писателя-пушкиниста Ивана Алексеевича Новикова. В годы войны, будучи в эвакуации на Урале и имея за плечами более 60 прожитых лет, решил помочь фронту.
Свидетельством тому – заметка в газете «Каменск-Уральский рабочий: «С 10 по 20 февраля в городе проводится Пушкинская декада в связи со 105-й годовщиной со дня смерти великого русского поэта. Во всех клубах и школах города будут проведены литературно-художественные вечера писателя-орденоносца И.А. Новикова. В программе вечеров: вступительное слово "Пушкин в России", главы из нового романа "Пушкин на юге"».
На входных билетах значились пушкинские строки: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!». Чуть пониже – напечатано: «Весь сбор с вечера поступает на покупку боевого самолёта "Александр Пушкин"».
Как только нужные сто тысяч были собраны, в столицу полетела телеграмма:
«Москва, Кремль Председателю Государственного Комитета Обороны Иосифу Виссарионовичу Сталину
В 106-ю годовщину со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, при горячей поддержке со стороны общественности и трудящихся города Каменск-Уральского, провёл ряд пушкинских вечеров, выступая с отдельными главами из моего нового романа о Пушкине. Народ глубоко чтит память своего величайшего поэта, и эта неумирающая к нему любовь позволила мне собрать этими вечерами 100.000 рублей на боевой самолёт "Александр Пушкин". Пусть боевой самолёт, носящий гордое имя "Александр Пушкин", примет участие в освобождении от неистового врага нашей родной земли. Прошу включить в список действующей авиации самолёт "Александр Пушкин".
Писатель Иван Алексеевич Новиков.
г. Каменск-Уральский».
И вскоре пришёл заветный ответ: «Каменск-Уральский Челябинской области. Писателю тов. Новикову Ивану Алексеевичу.
Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Иван Алексеевич, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии.
Ваше желание будет исполнено.
И. СТАЛИН».
Патриотический замысел воплотился в жизнь очень скоро, чему подтверждением другая телеграмма: «Писателю Новикову Ивану Алексеевичу. На внесённые вами средства построен боевой самолёт-истребитель "Александр Пушкин", который передан в военно-воздушные силы Красной Армии лётчику капитану Горохову. Генерал-майор авиации Волков».
Новенький истребитель был передан 2-й эскадрилье 162-го истребительного авиационного полка, входившего в состав Западного фронта.
Одному из лучших пилотов полка, командиру эскадрильи Юрию Горохову, имевшему на своём счету сотни боевых вылетов и сбитые немецкие самолёты, и был в июне 1943-го на подмосковном аэродроме Кубинка вручён именной истребитель «Александр Пушкин».
Знаменитый «Як», – детище ОКБ авиаконструктора Яковлева, выпускался на авиазаводах в Москве и Новосибирске. Самолёт отличался маневренностью и лёгкостью в управлении. Верно, не зря его называли «рабочей лошадкой» советской истребительной авиации. Две трети всех истребителей в годы Великой Отечественной составляли самолёты Александра Сергеевича Яковлева. Их было более сорока тысяч!
«Як-7» – одномоторный самолёт-истребитель, с боекомплектом в 120 снарядов, двумя синхронными пулемётами с боезапасом в полторы тысячи патронов и подвесками для шести ракетных снарядов (по три под каждой консолью крыла); в кабине пилота установлена бронеспинка.
Следом за ним из конструкторского бюро «выпорхнул» его модернизированный «собрат» – истребитель «Як-7Б».
Параметры нового истребителя: полётный вес – в среднем три тысячи килограмм, взлётная мощность двигателя – тысяча двести лошадиных сил, максимальная скорость – свыше пятисот километров в час; на вооружении – двадцатимиллиметровая пушка и два пулемёта новой конструкции, боекомплект был также усилен. Кроме того, истребитель получил убирающееся хвостовое шасси.
Известен день боевого крещения «Александра Пушкина» – 6 июля 1943 года. О том поведала фронтовая газета «Сталинский пилот»: «Однажды Горохов со своим ведомым смело ринулся в бой против 37 немецких бомбардировщиков. Производить атаку было нельзя, потому что бомбовозы прикрывались большой группой "мессершмиттов". Тогда Горохов решил действовать по-иному. Он атаковал вражеские самолёты снизу, когда те пикировали на цель. Благодаря отличному взаимодействию ведущего и ведомого наши истребители разогнали вражеских бомбардировщиков, сорвав их замысел».
Командир эскадрильи Юрий Горохов отправил вместе с «Александром Пушкиным» в смертельное пике не один вражеский бомбардировщик.
«Слава о капитане Горохове – бесстрашном и рассудительном истребителе – давно уже вышла за пределы подразделения, – вновь отмечал фронтовой корреспондент. – Его знают сотни лётчиков-истребителей, штурмовиков».
Всего же победный счёт комэска таков: семнадцать сбитых вражеских самолётов лично, в их числе – девять на «Александре Пушкине», и ещё восемь сбито им в группе.
Капитана Горохова называли лётчиком от Бога и мастером воздушного боя.
В боях ему сопутствовала удача: однажды, сражаясь с семью немецкими самолётами, он сбил одного и сумел уйти невредимым. Своё везение объяснял просто: «Мы воюем вдвоём, я и Пушкин».
Его боевой товарищ передал слова командира: «Мне хочется узнать, кто подарил эту замечательную машину. Хочется сообщить ему, что Пушкин жив и неплохо дерётся с немцами...».
Кстати, желание то стало известно и писателю Новикову, «крестному отцу» боевой машины. Пушкинист и лётчик вступили в переписку. И вот ещё удивительный факт: командир эскадрильи слыл среди однополчан страстным почитателем Пушкина, знал наизусть множество его произведений! Быть может, сам Юрий Горохов попросил, чтобы именно ему передали боевой самолёт, именованный в честь любимого поэта?
Есть легенда: немцы считали, что на борту истребителя огромными белыми буквами выведено имя русского аса (да ещё с множеством звёздочек, равных числу сбитых самолётов) и спешно передавали друг другу: «Ахтунг, ахтунг! В небе Пушкин!».
Капитан Юрий Горохов летал на именном истребителе вплоть до осени 1943-го, получив затем новое назначение.
Свой первый боевой вылет он совершил 22 июня 1941 года, последний – 1 января 1944-го. Всего же бесстрашный лётчик-ас взлетал четыреста раз, провёл более семидесяти воздушных боёв. Был сбит в небе под Смоленском зенитной артиллерией противника. Капитану Юрию Горохову было всего лишь двадцать два. Чуть более, чем число прожитых лет, он сбил вражеских самолётов!
Верно, не случайно в тот новогодний день изо всех радиоприёмников станы грянул, торжественно и победоносно, гимн Советского Союза! Новый гимн страны на музыку Александрова и стихи Михалкова. Словно в честь павшего героя-лётчика. Шёл 924-й день войны…
Последним пристанищем капитану стала родная земля близ смоленской деревушки Красная Горка… Там его память чтут особо. Впрочем, как и в родных Юрию Горохову Кинешме и Заволжске, где его именем названы улицы. А в Кинешме в честь воздушного аса воздвигнут военный мемориал.
Одним из тех, кто пилотировал самолёт «Александр Пушкин», стал старший лейтенант Степан Барановский.
Из боевой характеристики старшего лейтенанта: «Обладает отменным лётным мастерством. В самое тёмное время ночи сажал машину буквально "на пятачке". Поражает всех отличной штурманской подготовкой. Ночью в пургу и метель, в туман и дождь, идя слепым полётом, всегда находил цель и метко ее поражал… Отличная боевая работа, смелость и умение идти на риск, русская смекалка, снискали ему огромную популярность лучшего воздушного бойца».
На счету старшего лейтенанта Степана Барановского – свыше четырёхсот боевых вылетов, шесть сбитых вражеских самолётов.
Именно он 12 августа 1943 года, вместо комэска Юрия Горохова, занял место в кабине именного истребителя. В воздушном бою сбил самолёт противника, но и «Александр Пушкин» получил боевые «раны»: пробоины в фюзеляже. Потому-то старший лейтенант Барановский вынужден был пересесть на другую машину. Из боя он уже не вернулся…
Не столь давно поисковый отряд недалеко от деревни Острая Слобода Калужской области обнаружил место падения самолёта, того самого, что в тот злосчастный день пилотировал Степан Барановский… На месте гибели лётчика высится ныне гранитная памятная стела.
А военная «биография» истребителя пополнялась новыми именами: «Александр Пушкин» перешёл под управление старшего лейтенанта Василия Бахирева, – новый командир увеличил число сбитых вражеских самолётов. Памятный воздушный бой 5 сентября 1943 года в небе над Ельней: «…при сопровождении Пе-2 в районе цели их группа была атакована противником, но в это время Бахирев отсек их и завязал бой с двумя "фокке-вульфами", и после первой же атаки сбил одного. В этом бою Бахирев был ранен и самолёт его получил сильные повреждения, пробиты бензобаки, фюзеляж. В этом тяжёлом положении он не бросил самолёт и посадил на свой аэродром».
Старший лейтенант в том воздушном бою получил опасное ранение. Досталось вновь и истребителю.
Но посчастливилось обоим: и Василию Бахиреву, и «Александру Пушкину». Старшего лейтенанта «подлатали» военврачи, и он смог пройти (вернее, пролететь) вместе с авиаполком весь путь до победного мая. А боевой друг лейтенанта – истребитель «Александр Пушкин» – после возвращения в строй не раз ещё взмывал в военное небо Белоруссии, Польши, Германии.
Ратный список лётчика Бахирева: триста тридцать вылетов, четырнадцать сбитых немецких самолётов. Из них – девять сбиты им лично, в их числе три – на «Александре Пушкине».
Старший лейтенант встретил Победу с орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». И ещё почти полвека Василий Андреевич Бахирев поднимал победную чарку с друзьями-однополчанами в святой для них майский день.
Славный истребитель подвластен был и другим воздушным асам: капитану Василию Афонину, командиру полка Герою Советского Союза Петру Коломину... Не один ещё «мессершмитт» и «фокке-вульф», дымя, врезался в русскую землю. Ну а самый первый командир именного истребителя Юрий Горохов был также удостоен звания Героя Советского Союза. Увы, посмертно… А при жизни он был награждён орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I степени.
Без малого два года Великой Отечественной сражался в небе «Александр Пушкин». Невероятный срок для боевой машины! Участвовал он и в воздушных боях во время Курской битвы.
На счету «Александра Пушкина» – пятьдесят семь воздушных боев, двадцать шесть сбитых самолётов противника!
Причём шестнадцать из них сбиты лично экипажем, а десять – в группе. И все те суровые дни Великой Отечественной числился «Александр Пушкин» в составе 162-го истребительного авиаполка 309-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии.
Уже в послевоенное время именной истребитель был приписан к Северной группе советских войск в Германии. Далее следы «Александра Пушкина» теряются, но память о доблестном пути истребителя и его пилотах осталась в летописи Великой Отечественной.
Постскриптум
«Ты создан попасть в боги – вперёд. Крылья у души есть! Вышины она не побоится… дай свободу этим крыльям, и небо твоё…», – так Василий Жуковский поздравлял именинника, молодого поэта.
Удивительно это послание – письмо-напутствие, письмо-пророчество. Верный друг и наставник даже не подозревал, как в веке грядущем его поэтическое поздравление исполнится нового смысла – Пушкин обретёт стальные крылья! И будет сражаться в небе.
Лариса Черкашина