В ночь с 3 на 4 апреля (с 16 на 17-е по новому стилю) 1917 года Владимир Ульянов-Ленин вернулся в Петроград после многолетней эмиграции. Встретили его триумфально, на вокзале пассажиров «пломбированного вагона» приветствовала огромная толпа, перед которой бывший эмигрант произнес речь, взобравшись на броневик.
В первые же сутки после приезда Ленин выступил с изложением своих знаменитых «Апрельских тезисов» – или, как писали потом в советских учебниках, «предложений по плану перехода от революции буржуазной к революции пролетарской». Причем выступил трижды. В особняке Кшесинской, где располагались Центральный и Петроградский Комитеты большевиков. Затем на следующий день в Таврическом дворце на собрании большевиков – участников Всероссийского совещания Советов рабочих и солдатских депутатов. И почти тут же в полуциркульном зале того же дворца, где собрались представители партийных центров, организаций и групп социалистического толка, прессы. А 20 апреля тезисы были опубликованы в газете «Правда».
Всего «Апрельские тезисы», которые в СССР называли «выдающимся трудом ленинского гения» и изучали во всех школах и ВУЗах, насчитывают десять пунктов. Вот их краткое содержание:
– Критика Первой мировой войны и курс на отказ от типичного для других левых партий «оборончества».
– Переход буржуазно-либеральной стадии революции в социалистическую. Власть должна перейти к рабочим и крестьянам.
– Не оказывать никакой поддержки Временному правительству Керенского.
– Противостоять мелкобуржуазным оппортунистам.
– Упразднить армию, полицию, бюрократию, заменить постоянную армию ополчением. Оплату чиновникам сделать на уровне средней для обычного рабочего. Вместо парламентской республики – республика Советов рабочих и крестьянских депутатов.
– Проведение аграрной реформы с национализацией всех земель.
– Проведение банковской реформы и слияние всех банков в один общенациональный.
– Установление контроля Советов за производством и распределением продуктов.
– Переименование РСДРП (б) в Коммунистическую партию.
– Обновление Интернационала.
Однако эти тезисы, определившие программу, при помощи которой большевики смогли захватить власть в России, на самом деле оказались грандиозным обманом. Многое из того, что в них провозглашалось, выполнено не было.
На третий день после переворота, 28 октября 1917 года издается Декрет Наркомата Внутренних дел «О рабоче-крестьянской милиции». Вместо обещанного в тезисах «устранения полиции» большевики её снова создают, только под другим названием.
Мало того, после этого учреждается еще и тайная политическая полиция – ВЧК, затем ОГПУ и НКВД. Причем этот свирепый правоохранительный аппарат, создается в значительно больших размерах, чем это было при ненавистном самодержавии. В начале истории Корпуса жандармов его численность составляла около 350 человек, к 1873 году достигла 486 генералов и офицеров, а в 1880 году, когда корпус был реформирован, чуть выросла – до 521 генерала и офицера. И это на всю громадную Россию!
«И вы, мундиры голубые\, И ты, им преданный народ», – негодовал Лермонтов в приписываемом ему стихотворении. А вот численность ВЧК с самого начала решением его Коллегии была определена в 30 тыс. человек. Потом она многократно возросла. Кстати, по странному совпадению фуражки у сотрудников НКВД в СССР были тоже светло-синего цвета.
Армия, как было обещано в тезисах, отнюдь не заменяется ополчением. Декрет о создании «Рабоче-крестьянской Красной Армии» был подписан 15 (28) февраля 1918-го. И война, против которой выступали большевики, тоже никуда не делась. Подписав для начала «похабный» Брестский мир с Германией, согласно которому у России были отторгнуты огромные территории, и она должна была выплачивать огромные контрибуции, большевики террором и репрессиями спровоцировала войну гражданскую.
Обманул Ленин и крестьян. Пункт его тезисов о «конфискации всех помещичьих земель» выглядел, казалось, привлекательно. Но эту землю вовсе не передали в руки тех, кто работал на полях. На самом деле у крестьян, которые до 1917 года были владельцами почти 90% всех пахотных земель в России, участки отобрали и сделали их государственной собственностью.
А наиболее успешных земледельцев, окрестили «кулаками», «раскулачили», т.е. ограбили, и выслали в Сибирь или отправили в трудовые лагеря.
Оплату чиновникам сделать на уровне средней для обычного рабочего, обещал Ленин. Но и это тоже оказалось обманом. Зарплата у чиновников в СССР и в самом деле была сравнительно невысокой, но у коммунистической номенклатуры были тайные дополнительные выплаты, спецпайки через особые распределители и другие многочисленные блага, которые сохранялись вплоть до краха СССР. А когда в Кремле вскрыли личный сейф Якова Свердлова, который много десятилетий после его смерти пролежал на складе, то в нем обнаружили золото, валюту и драгоценности.
Но самым главным был, конечно, вопрос о власти. «Власть должна перейти к рабочим и крестьянам», – провозгласил Ленин. Однако на самом деле ничего подобного не произошло.
По Конституции РСФСР 1918 г. к высшим органам государственной власти и управления относились Всероссийский съезд Советов, Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров (Совнарком). Всероссийский съезд Советов Конституция назвала «высшей властью». Он был правомочен обсуждать любой общегосударственный вопрос, т.е. его компетенция была ничем не ограничена.
Но так было на бумаге. А кто конкретно вошел, например, в состав первого правительства «рабочих и крестьян»? Вот список первого Совета народных комиссаров, созданного сразу после октябрьского переворота в переводе их «комиссарских» должностей в современные реалии:
Премьер — Владимир Ульянов -Ленин (из дворян).
МВД — Алексей Рыков (из мещан).
Минсельхоз — Владимир Милютин (из мещан).
Минтруд — Александр Шляпников (из мещан-старообрядцев).
Минобороны — Владимир Антонов-Овсеенко (из дворян). Павел Дыбенко (из крестьян), Николай Крыленко (отец – акцизный чиновник)
Минпромторг — Виктор Ногин (из мещан).
Минобр — Анатолий Луначарский (из дворян).
Минфин — Иван Скворцов (из семьи служащих).
МИД — Лев Бронштейн (Троцкий) - ( из семьи помещиков).
Минюст — Георгий Оппоков (из семьи священника)
Госрезерв – Иван Теодорович (из дворян).
Минсвязи — Николай Глебов-Авилов (из мещан).
Миннац — Иосиф Джугашвили (Сталин) - (из ремесленников).
Роспотребнадзор — Эдуард Эссен (из дворян).
Омбудсвумен — Александра Михайловна Коллонтай (из дворян, дочь генерала).
Где же тут «власть рабочих и крестьян»?
К тому же в СССР за все время его существования все главные вопросы решало вовсе не правительство и не съезды Советов депутатов, и тем более не сами «рабочие с крестьянами», а партия. А точнее, ее высший правящий орган – Политбюро, узкая группа людей, обладавшая фактически диктаторским полномочиями, которые потом единолично узурпировал единолично Сталин.
В 1919-1921 гг. в Политбюро входили 5 чел. (Лев Каменев, Николай Крестинский, Владимир Ленин, Иосиф Сталин, Лев Троцкий); с 1921 вместо Крестинского появился Зиновьев; в 1922 вошли также Алексей Рыков, Михаил Томский, в 1924, после смерти Ленина, – Николай Бухарин). Среди них тоже никаких «рабочих и крестьян» не было.
Даже после смерти Сталина СССР было государством не рабочих и крестьян, и не «властью советов», а диктатурой партийной номенклатуры. Каждый, кто жил во времена Советского Союза, прекрасно помнит, что добиться окончательного решения любого вопроса можно было только через партийные органы. Да, трудящиеся могли подать свой голос, но только обратившись в партком или в райком. А советы, в том числе даже Верховный совет депутатов трудящихся играл чисто декоративную роль. Его депутаты попросту штамповали уже принятые ранее партийными органами решения.
Иван Солоневич в своей книге «Россия в концлагере» приводит слова начальника первого в СССР концлагеря на Соловках, с которыми он встречал новоприбывших зэков: «Власть у нас не советская, а соловецкая!» Увы, в то время эти слова можно было применить и ко всему «государству рабочих и крестьян».
А распался СССР потому, что эта коммунистическая элита, и прежде всего оказавшийся у руководства КПСС Михаил Горбачев, захотели жить, «как на Западе», стать частными собственниками тех богатств, которыми пользовались. Ведь в СССР после утраты своих постов они лишались всех привилегий: у них отбирали комфортабельные дачи, лишали машин с водителями, прислуги и т.п.
А после краха СССР именно многие бывшие секретари райкомов, «красные директора» заводов сумели эту государственную собственность «прихватизировать» и стать миллионерами.
Говорят, что лишь благодаря коммунистам и Сталину мы смогли победить в тяжелейшей войне с нацистской Германией. Да, победили, но какой ценой? Напомним, что в Первую мировую войну при «бездарном» царе война с Германией вообще шла, в основном, не на территории России. И мы были уже в шаге от победы, которая принесла бы нам Константинополь и контроль над стратегическими проливами.
Именно революция лишила Россию возможности еще тогда стать процветающей мировой сверхдержавой, которой не надо было бы потом бесконечно догонять США по производства мяса, молока и масла на душу населения.
Именно поэтому нас сейчас не 600 миллионов, как предсказывал в прогнозе на ХХI век Менделеев, а всего 146 миллионов. И в космос мы бы полетели безо всяких большевиков. Достаточно, сказать, что накануне революции петербургский авиаконструктор Сикорский строил самолеты, превосходящие любые западные.
Подводя итог, можно сказать, что за исключением двух последних пунктов, «Апрельские тезисы» на самом деле представляли собой программу ликвидации государственного порядка и установления хаоса. Это и произошло. Картина первых дней советской власти – хаос, разруха, голод, разгул преступности и откровенный грабеж накопленного в России веками. Восстановить порядок удалось потом лишь с помощью жесточайшего террора и огромных лишений для всех слоев населения России. «Социал-демократия должна признать и принять в свою практику массовый террор», – заявил автор «Апрельских тезисов» Владимир Ленин.
А жить после 1917 года люди стали гораздо хуже, чем при «проклятом самодержавии». Так для чего же была нужна революция? Рабочие и крестьяне власти не получили, их материальное положение резко ухудшилось. Экономисты с цифрами на руках уже давно это доказали. Так академик РАЕН В.П. Полеванов, исследуя покупательную способность средних зарплат трудящихся в царской России (в 1913 году) и в СССР, пришел к выводу, что в 1940 году покупательная способность средней зарплаты в СССР была в 1.5 раза ниже, чем в 1913-ом, достигнув в 1947 году абсолютного минимума (в 2.5 раза ниже, чем в 1913 г.). Уровень жизни рабочих 1913 года был вновь достигнут лишь в 1950-е годы. А в результате Гражданской войны и террора большевиков в России погибли миллионы.
Тезисы Ленина в итоге оказались лишь ловким пропагандистским приемом для захвата большевиками власти в стране. Обманом рабочих и крестьян, а «пролетарская диктатура» на деле обернулась диктатурой партийной верхушки, которая в 90-е, переродившись, снова разорила Россию.
Однако некоторым этот горькие исторический урок все-таки не пошел впрок. И сегодня в России есть те, кто с «Апрельскими тезисами» полностью солидарен. Вот, например, что сказал о них лидер КПРФ Геннадий Зюганов: «Сама история подтверждает правоту тех, кто твёрдо отстаивает марксистско-ленинские принципы и продолжает настойчиво бороться за их воплощение, видя в этом единственную альтернативу сегодняшнему кризису. О том, на что мы должны опираться в этой борьбе, нам напоминают ленинские тезисы, ни один из которых и сегодня не утратил своей актуальности и ценности».
Впрочем, то, что сама Россия этот урок все-таки усвоила, показали мизерные проценты голосов, которые получил кандидат от коммунистов на недавних выборах президента России.
Андрей Соколов