Участник события, попавшего в «хрестоматию НЛО», житель Тернополя Константин Ялярашковский впервые рассказал «ФАКТАМ», что же на самом деле произошло 62 года назад у берегов Антарктиды с эскадрой контрадмирала Ричарда Бэрда
Об удивительных событиях, произошедших в 1947 году в Антарктиде с американской эскадрой, прекрасно были осведомлены и президент США, и руководство Советского Союза. Однако до недавнего времени информация была тщательно засекречена. Шутка ли: на военные корабли напали... летающие тарелки.
«ФАКТАМ» удалось разыскать и побеседовать с очевидцем тех невероятных событий — 80-летним капитаном второго ранга в отставке, жителем Тернополя Константином Ялярашковским.
«К нам стремительно приближались около десятка неизвестных летательных аппаратов»
С Константином Ялярашковским, сухощавым, подтянутым и вполне бодрым пожилым мужчиной, я встретился в его тернопольской квартире.
- В годы Великой Отечественной войны я, как и все мальчишки, мечтал попасть на фронт, — рассказывает собеседник. — Даже «прибавил» себе почти два года и к началу 1945 года успел закончить в Кронштадте ускоренные курсы младших морских офицеров-связистов. Однако в серьезных боевых действиях почти не участвовал — война закончилась. Командование обратило внимание на мое знание языков (благодаря родителям-учителям я владел английским, немецким и французским) и направило меня к союзникам — в координационную группу при главном штабе Военно-морских сил США. В конце 1946 года нас с полковником Юрием Поповичем американцы включили в состав эскадры контрадмирала Ричарда Бэрда.
Официально мы направились в «научно-исследовательскую экспедицию» в Антарктиду для оценки и разведки ее полезных ископаемых. Но что нас поразило, в состав эскадры входили: авианосец с боевыми самолетами (истребителями, бомбардировщиками, штурмовиками и разведчиками), эсминцы, тральщики, пара подлодок, танкеры, морская пехота. Плавание было долгим, и мы с Юрием просто изнывали от тоски и безделья. Только вечерами офицеры собирались в кают-компании авианосца и отводили душу: играли в карты, курили, пили, общались. Причем, как мы убедились, никто из них тоже толком не понимал, куда и зачем идем.
Как-то капитан эсминца «Мэрдок» Сайрус Лафарг, с которым мы сдружились, за рюмкой упомянул, что случайно услышал фразу адмирала Ричарда Бэрда о том, что в Аргентине сдались войскам союзников экипажи двух немецких подводных лодок, прибывших из Антарктиды. Наша подвыпившая компания тут же со смехом выдвинула версию: дескать, идем искать фашистские базы на Южном полюсе. Полный бред. Хотя мифов тогда ходило много. Говорили о том, что сбежавшие фашисты построили себе огромные города в Южной Америке, поселились в... космосе, живут под землей где-то в Альпах.
В середине января 1947 года американская эскадра бросила якорь в море Уэделла у берегов Антарктиды. На белый континент несколько раз высаживали десант морской пехоты. После чего началась научно-исследовательская работа: самолеты вели аэрофотосъемку, геологи, картографы и синоптики занимались своим делом.
- Совсем недавно по телевидению показывали фильм о нападении на эскадру Бэрда, но он во многом неточен, и кое-что режиссеры нафантазировали, — качает головой Константин Петрович. — Напали на нас, если мне не изменяет память, 27 января. Мы с Юрием стояли на мостике — разговаривали, курили. Тут услышали крик наблюдателя: «Воздух! По правому борту!» И сразу же раздался сигнал боевой тревоги. К нам стремительно приближались буквально над самой водой (а не выныривали из нее, как утверждали тележурналисты!) около десятка неизвестных летательных аппаратов. Через несколько секунд они уже находились над эскадрой и пошли в атаку!
«Диски» стреляли какими-то красными лучами, которые легко пробивали толстенную корабельную броню»
- Это были странные дискообразные машины с... фашистскими крестами на боку, — продолжает собеседник. -И это через почти два года после победы над Германией!
Скорость и маневренность у аппаратов были просто потрясающие! Стреляли они какими-то красными лучами. Может, это был некий прототип современного лазерного оружия? Лучи легко пробивали толстенную корабельную броню, при этом вражеские «диски» могли немыслимо резко менять свой курс, уходя от ураганного огня наших зениток, и даже... зависать над нами! С палубы авианосца медленно поднялись несколько истребителей F-4, но в бой они так и не успели вступить. Тут же были сожжены! Американцы пытались еще несколько раз поднять в воздух пару авиазвеньев, но и это не увенчалось успехом. Приходилось отстреливаться только зенитками.
Мы с Юрой подносили к крупнокалиберным пулеметам патроны. На наших глазах красный луч оторвал наводчику-негру руку и прожег палубу. Авианосец получил значительные повреждения, но тут враг почему-то «отстал» от нас и перенес всю силу атаки на эсминец «Мэрдок». Жуткая картина — они буквально его сожгли! Огонь, взрывы, крики, стрельба, матросы начали спускать спасательные шлюпки...
Кстати, в фильме утверждалось, что якобы «диски» использовали в том бою некое психическое оружие — «моряки от боли хватались руками за головы». Не было этого! Просто рев двигателей «тарелок» над нашими головами был настолько мощным, что вызывал сильнейшую боль в ушах. Нечто похожее я испытывал, когда рядом взлетал современный реактивный боевой самолет.
Бой продолжался минут десять. Как только эсминец затонул, «диски», не тронув другие корабли, катера и спасательные шлюпки, так же стремительно умчались низко над водой за горизонт.
- Мы все были просто ошеломлены произошедшим! — признается Константин Петрович. — Потери американцев составили потопленный эсминец «Мэрдок», около десяти истребителей и несколько сотен погибших матросов. Раненых было еще больше. «Диски» повредили корабли, особенно наш авианосец. Пару дней мы в авральном темпе ремонтировались. На это время значительно увеличили количество наблюдателей, уцелевшие самолеты непрерывно вели дальнюю воздушную разведку, возле зениток круглосуточно находились дежурные. К счастью, все было спокойно.
В начале марта мы направились к месту базирования кораблей в США. После возвращения авианосец поставили на капитальный ремонт. Насколько я знаю, никто из американских матросов никаких «подписок о неразглашении» не давал. Контрадмирал Ричард Бэрд доложил о произошедшем командованию и конгрессменам. Мы с Юрием вернулись в Москву, доложили об американской экспедиции лично контрадмиралу Ивану Папанину и главнокомандующему Военно-морских сил Николаю Кузнецову. Они внимательно нас выслушали, переговорили между собой, и... на этом все закончилось. Докладывали ли они Сталину, посылали ли к Антарктиде советские корабли — не знаю...
«В конце войны в Германии реально существовали дисколеты»
Бывший морской офицер уверен, что ничего фантастического в этой истории нет. Просто она обросла досужими вымыслами, которые сначала раздули в зарубежных газетах, потом «сенсацию» подхватил автор публикации в известной российской газете «Красная Звезда», а теперь — создатели документального фильма. Никакого прибежища Гитлера в Антарктиде не было, убежден собеседник, как не было и секретной «Базы-211».
- Напомню, в конце войны фашисты интенсивно вели разработки принципиально новых видов оружия: ракет «Фау», атомных бомб, реактивных самолетов и минометов, танков, орудий, подводных лодок... — говорит Константин Петрович. — Были и опытные образцы дисколетов. Наши контрразведчики потом рассказали мне наиболее вероятную версию происшедшего. Дисколеты, обладавшие возможностью вертикального взлета и посадки, крепились на немецких подводных лодках (кстати, как и ракеты «Фау»), ведь большой корабль рано или поздно обнаружили бы. Такие субмарины с секретным оружием, как правило, укрывались на секретных базах — вырубленных в скалах огромных пещерах. Там же отдыхал экипаж, хранили продукты питания и топливо. Хорошо известно, что даже спустя несколько лет после окончания войны в порты Аргентины, Бразилии, Чили заходили немецкие подводные лодки и сдавались в плен, поскольку на базах кончилось продовольствие и горючее. Некоторые моряки предпочитали не сдаваться, а взорвать корабль с вооружением. Скорее всего, так произошло и с дисколетами, потому что больше мы о них ничего не слышали.
- Действительно, ничего фантастического в этой истории нет, — подтверждает «ФАКТАМ» известный в СНГ историк авиации, председатель правления Галицкого авиационного историко-технического общества, генерал в отставке Ярослав Янчак. — В конце войны в Германии реально существовали дисколеты. Правда, на уровне опытных образцов. Были показания очевидцев этих полетов, сохранилось несколько некачественных фотографий. Известны даже некоторые тактико-технические данные такого летающего аппарата. Например, «Диск Белонце» якобы развивал скорость до 2200 километров в час, имел «потолок» до 18-19 тысяч метров, мог зависать в воздухе. Однако, к сожалению, никаких официальных документов так и не обнаружили. Хотя чему тут удивляться — у фашистов это были сверхсекретные работы, результаты которых при малейшей угрозе уничтожались. Над созданием дискообразных летательных аппаратов работали и в СССР в 30-40-х, а затем и 50-х годах прошлого века. Но дальше проектных разработок и создания моделей дело не пошло.