Русские Вести

Адмирал Дмитрий Сенявин – великий русский флотоводец


Военный талант великого флотоводца адмирала Дмитрия Сенявина впервые проявился во время русско-турецкой войны 1787–1791 годов. Под началом Федора Ушакова, который стал боевым наставником молодого офицера, Сенявин отличился в главных морских сражениях: в битве при Фидониси – первом крупном бою Севастопольской эскадры, будущего ядра Черноморского флота, и в сражении у мыса Калиакрия.

В 1798 году флот под командой Ушакова вышел в Средиземное море теперь уже для борьбы с французами; первой его задачей было овладение Ионическими островами и создание на них военной базы. Сенявину, командовавшему соединением из четырех кораблей, было поручено взятие крепости на острове Сан-Мавра (остров Лефкада), что он и выполнил в кратчайший срок.

С началом войны против Франции осенью 1805 года Сенявин, в чине уже вице-адмирала, возглавил Вторую Архипелагскую экспедицию. Во время этой экспедиции он обеспечивал безопасность образованной Республики Семи Островов, находившейся под протекторатом России, освободил православное население Боко-Которского залива (Черногория) от власти австрийцев, побережье Далмации – от французов и заключил соглашение с сенатом Дубровницкой республики, направленное против Наполеона. Для России это стало не только военной победой, но политической и дипломатической.

В начале 1806 года в войну с Россией вступила Турция. Амбиции английских союзников, не желавших проводить действия согласованно, помешали Сенявину совершить высадку десанта в Константинополе.

Тем не менее, ему удалось, не допустив захвата неприятелем Ионических островов, разгромить турецкий флот в Дарданелльском и Афонском сражениях 1807 года. Господство русского флота в Архипелаге было обеспечено. Излюбленная им тактика, сосредоточение удара на вражеских флагманах при согласованных действиях и умелом маневре, позволяла нашим морякам одерживать победы даже там, где превосходство сил противника было очевидным.

Средиземноморская экспедиция для Сенявина стала апогеем карьеры. Не ошибся генерал-фельдмаршал Григорий Потемкин, сказавший за несколько лет до блистательной экспедиции в письме Ушакову, что Сенявин «будет со временем отличный адмирал».

К нему с любовью будет относиться рядовой состав, простые моряки за его отеческое к ним отношение, называли Сенявина не иначе как отец родной. Память о нем будут хранить жители Ионических островов и приморцы (жители Боко-Которского залива). Задолго до движения славянофилов и освободительной войны 1877-1878 годов Сенявин «соединил имя русского с славянским».

К сожалению, все достижения Сенявина и русского флота фактически сводились к нулю, по условиям Тильзитского мира Россия уступала свое место в Средиземноморье Наполеону. Эскадра была интернирована англичанами, и на Родину русские моряки вернулись лишь в 1809 году.

Дальнейшие отношения вице-адмирала с верховной государственной властью складывались непросто — отпечаток на них наложило самовольное (хотя и обоснованное) решение о сдаче эскадры англичанам.

Однако позже, в 1825 году, заслуги его были признаны императором Николаем I. Назначенный флигель-адъютантом, Дмитрий Сенявин был произведен в адмиралы. Он доставил на Средиземное море эскадру Логина Гейдена, отличившуюся в Наваринском сражении. За победу при Наварине адмирал получил алмазные знаки ордена Святого Александра Невского.

Россия по достоинству оценила ратные подвиги адмирала: его именем были названы острова, открытые русскими моряками, и боевые корабли русского флота.

Кирилл Брагин

Источник: rusplt.ru