«Я родился среди моря, как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря», - говорил великий русский мореплаватель Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен.
Он появился на свет 9 (20) сентября 1778 года на острове Эзель (ныне Сааремаа, Эстония), моряком мальчик мечтал стать с детства, в 10 лет поступил в Морской кадетский корпус, в 17 лет гардемарин Беллинсгаузен уже совершил первое заграничное плавание к берегам Британии.
Способности Фаддея Фаддеевича не остались не замеченными руководством, он был отличным штурманом и в то же время искусным картографом и гидрографом. В 1803 году его включили в состав первой русской кругосветной экспедиции под руководством Ивана Крузенштерна.
Следующее кругосветное путешествие Беллинсгаузена состоялось в 1819 году, в период между двумя кругосветками он нес службу на Балтийском и Черноморском флоте. Его картографические работы получили высокую оценку морского историка Александра Соколова, обычно скупого на похвалы.
Морское министерство, следуя рекомендации Крузенштерна «изведать страны Южного полюса», приняло решение о подготовки экспедиции в малоисследованную южную часть Великого океана.
На одном из заседаний Петербургского адмиралтейства Крузенштерн ясно и определенно сказал: «Поход в Антарктиду должен увенчаться успехом».
Начальником экспедиции был назначен сорокалетний капитан 2-го ранга Фаддей Беллинсгаузен. Он же являлся командиром шлюпа «Восток», вторым кораблем «Мирный» командовал Михаил Лазарев. Всего участников экспедиции было 190 человек.
4 (16) июля 1819 года корабли вышли из Кронштадта, через Копенгаген, Портсмут и Санта-Крус последовали к берегам Южной Америки.
Командиры старались привлечь к участию в исследовательской работе как можно больше людей из экипажа. Восхитительным, несмотря на жару и духоту, назвал плавание по Атлантике мичман Павел Новосильский.
Спустя 4 месяца после выхода из Кронштадта экспедиция прибыла в Рио-де-Жанейро и после короткой остановки взяла курс к острову Южная Георгия, эти широты еще ждали своих исследователей.
Офицеры, вооруженные необходимыми инструментами, вели наблюдение. Они исследовали архипелаг – Южные Сандвичевы острова, в районе которых побывал Джеймс Кук, трем мысам островов были присвоены имена трех участников экспедиции.
Далее шлюпы, продвигаясь среди льдов и укорачиваясь от айсбергов, последовали к югу и, наконец, в самый разгар антарктического лета – 16 января 1820 года увидели очертания Южного материка.
Пасмурная погода не позволила Беллинсгаузену с окончательной уверенностью сказать, что он произвел открытие. В записях Беллинсгаузена и Лазарева этот день не отмечен особым образом. Шлюпы находилась на расстоянии 20 миль от материка, и та полоса сплошных льдов, которые наблюдали капитаны, являлась окраиной Антарктиды.
Указанные в записях бортового журнала координаты 69° 21' 28" южной широты и 2° 14' 50" западной долготы, являются неоспоримым доказательством того, что именно русские мореплаватели – первооткрыватели шестого континента.
Экипажи кораблей прошли через суровые испытания, несколько раз они переживали ужасные штормы и бури. Начальник экспедиции отметил одну из таких бурь: «Бояться было стыдно, но самый твердый человек внутренне повторял: Боже, спаси!»
Забота судовых врачей Галкина и Берга позволила избежать серьезных заболеваний среди матросов и офицеров. После зимовки в австралийском порту Джексон в ноябре 1820 года, корабли продолжили исследовательскую работу в южных широтах.
Кроме Антарктиды были открыты 29 островов, собраны уникальные естественно-научная и этнографическая коллекции. Описание экспедиции, составленное ее руководителем, впервые было опубликовано в 1831 году.
Между командирами кораблей было полное взаимопонимание и фактически не возникало конфликтных ситуаций. Михаил Лазарев называл Фаддея Беллинсгаузена «искусным, неустрашимым моряком» и «отличным, теплым души человеком».
Беллинсгаузен отличался отеческим отношением к рядовому составу, за всю кругосветку он ни разу не применил телесного наказания к матросам.
После этой крайне удачной и результативной экспедиции, которую немецкий географ Август Петерман назвал поворотным пунктом в истории исследований южных полярных стран, Беллинсгаузен продолжил строевую и боевую службу на флоте на высших командных должностях. Во время 9-й русско-турецкой войны он был командиром Морского гвардейского экипажа, отличился при взятии Варны, Мессеврии и Инады.
С 1839 года вице-адмирал Беллинсгаузен - главный командир Кронштадтского порта и генерал-губернатор Кронштадта. В этой должности он много потрудился для укрепления порта, большое внимание уделял боевой подготовке матросов и офицеров.
Адмирал Беллинсгаузен находился на боевом посту до самой смерти, он скончался 13 января 1852 года, в возрасте 73 лет, похоронен в Кронштадте. Его имя носят море и остров в Тихом океане, мыс на острове Сахалин, остров в Атлантическом океане, шельфовый ледник и станция в Антарктиде.
Кирилл Брагин