В результате начавшейся 23 июня 1944 года Белорусской стратегической наступательной операции советские войска в течение нескольких дней наголову разгромили соединения врага на подступах к Витебску, Орше, Могилеву и Бобруйску. Над 4-й армией и частью сил 9-й армии ГА «Центр» под командованием генерал-фельдмаршала Вальтера Моделя (он сменил 28 июня генерал-фельдмаршала Эрнста Буша) нависла угроза полного окружения.
В этой обстановке Ставка Верховного главнокомандования директивами от 28 июня потребовала в ходе развернувшегося преследования врага мощными ударами войск левого крыла 3-го Белорусского фронта (командующий – генерал армии Иван Черняховский) и части сил правого крыла 1-го Белорусского фронта (генерал армии Константин Рокоссовский) по сходящимся направлениям на Минск во взаимодействии со 2-м Белорусским фронтом (генерал армии Григорий Захаров) завершить окружение минской группировки противника. Одновременно войска 1-го Прибалтийского (генерал армии Иван Баграмян), правого крыла 3-го Белорусского и часть сил 1-го Белорусского фронтов должны были продолжить стремительное продвижение на запад, уничтожить подходившие резервы противника и создать условия для развития наступления на шяуляйском, каунасском и варшавском направлениях.
“ Типпельскирх: результат длившегося 10 дней сражения был потрясающим ”
Между тем командующий 4-й германской армией генерал Курт фон Типпельскирх отдал приказ об общем отступлении через Березину к Минску. Однако единственным путем к отходу была дорога Могилев – Березино. Немецкие войска просто не могли оторваться от противника. Они подвергались постоянным ударам советской авиации и атакам партизан. Ситуация осложнялась тем, что к стремящимся уйти из намечающегося котла частям присоединились многочисленные группы солдат из дивизий, разбитых на других участках фронта. Поэтому переправа немецких оккупантов по единственному мосту через Березину шла медленно и с большими жертвами.
В свою очередь операция Красной армии осуществлялась в точном соответствии с замыслом. Уже 29–30 июня войска 3-го Белорусского фронта вышли к Березине, форсировали ее и продолжили стремительное продвижение на Минск. Вскоре восточнее его завершилось окружение крупной группировки вермахта. К 11 июля она была полностью ликвидирована: свыше 70 тысяч немецких военнослужащих погибли, около 35 тысяч попали в плен. Переброска в Белоруссию нескольких свежих дивизий, включая три танковые, гитлеровцам не помогла.
Утром 3 июля соединения 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса, 31-й армии и 5-й гвардейской танковой армии завязали бой на северо-восточных и восточных окраинах Минска и вскоре прорвались в центр города. Через два часа столица Белорусской ССР была освобождена. В этот же день южной и юго-восточной окраин города достигли части 1-го гвардейского Донского танкового корпуса и 3-й армии 1-го Белорусского фронта.
За героические и умелые действия в ходе операции свыше 50 соединений и частей были удостоены почетного наименования «Минские».
Курт фон Типпельскирх оценивал произошедшее в мемуарах: «...результат длившегося … 10 дней сражения был потрясающим. Около 25 дивизий были уничтожены или окружены. Лишь немногие соединения, оборонявшиеся на южном фланге 2-й армии, оставались еще полноценными, избежавшие же уничтожения остатки полностью утратили боеспособность...»
5 июля премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль отправил телеграмму Сталину, в которой среди прочего говорилось: «С большой радостью узнал о вашей славной победе – взятии Минска и о колоссальном продвижении, осуществленном непобедимыми русскими армиями на столь широком фронте…»
Глава правительства Соединенного Королевства объективно оценил успех РККА: менее чем за две недели она полностью освободила Витебскую, Могилевскую, Полоцкую, Минскую и Бобруйскую области, прошла на запад свыше 250, а на некоторых участках – до 500 километров.
Вадим Кулинченко
Александр Уткин