Как русские моряки открыли Ледяной континент
Ещё античные географы считали, что в Южном полушарии для равновесия должна быть такая же масса суши, как и в Северном полушарии. В эпоху Возрождения идеи о существовании обширного Южного материка («неизвестного Южного материка», Terra Australia incognita) получили новую жизнь. Затем началась эпоха Великих географических открытий. Время от времени открытия западных исследователей считались открытием части нового материка. Магеллан открыл Огненную землю, и её посчитали частью громадного Южного континента. За часть Южной земли принимали северный берег Новой Гвинеи, Новую Голландию (Австралию), Новую Зеландию, но позднее эти мнения опровергали новые исследователи.
В это время голландцы, англичане и французы соперничали, искали новые земли для колонизации и грабежа. Организовывали новые экспедиции. Франция в 1760-е годы организовала несколько экспедиций с целью поиска Южного материка, но они не увенчались успехом. Во время Второго кругосветного плаванья знаменитого британского путешественника Д. Кука (1772-1775) Лондон попытался опередить французов в открытии Южного материка». Кук отправился в поход горячим сторонником существования шестого континента, но в итоге разочаровался в этой идее. В Англии и во Франции решили, что в южных широтах нет новых сколько-нибудь значительных земель и их поиск не имеет смысла.
Однако в России думали иначе. Множество явлений говорило о том, что Южный материк существует. Русские моряки в начале XIX столетия вышли в Мировой океан и стали думать о изучении южных полярных морей. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский в 1803-1806 гг. совершили первую русскую кругосветку. В 1807-1809 г. Василий Головнин совершил кругосветное путешествие на шлюпе «Диана», в 1817-1819 годах Головнин совершил новое кругосветное путешествие на шлюпе «Камчатка». Кругосветные плавания совершили Михаил Лазарев на фрегате «Суворов» в 1813-1815 гг. и Отто Коцебу на бриге «Рюрик» в 1815-1818 гг. Результаты этих путешествий говорили о том, что Южный материк существует.
Для доказательства этого факта требовала отдельная специальная экспедиция, цель которой была одна – найти южный материк. Об этом русскому правительству сообщил глава первой русской кругосветной экспедиции Иван Крузенштерн. Капитан предлагал организовать сразу два похода – к Северному и Южному полюсу. В каждой экспедиции должно было быть по два судна – «Северная дивизия» и «Южная дивизия». «Северная дивизия», на шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный» под началом капитан-лейтенанта Михаила Васильева и капитан-лейтенанта Глеба Шишмарёва, должна была открыть на севере прохода из Берингова пролива в Атлантический океан. «Южная дивизия» должна была найти шестой континент. Южную экспедицию по предложению Крузенштерна должен был возглавить Фаддей Беллинсгаузен (он был участником первой кругосветки под началом Крузенштерна). Под его командование передали шлюп «Восток», второй корабль – шлюп «Мирный», возглавил лейтенант Михаил Лазарев. Это был опытный моряк, участник войны со шведами и французами, руководитель кругосветного путешествия на фрегате «Суворов».
Цель экспедиции звучала туманно — открытия «в возможной близости Антарктического полюса». По сути, русский флот интересовали все южные воды Тихого, Атлантического, да и Индийского, океанов. Выйдя 4 (16) июля 1819 года из Кронштадта, корабли посетили Копенгаген и Портсмут и в начале ноября прибыли в Рио. До Бразилии корабли южной и северной экспедиций шли вместе, затем разделились. Беллинсгаузен сперва направился прямо на юг, а экспедиция на шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный» пошли к мысу Доброй Надежды, а оттуда до порта Джексон (Сидней) в Австралии.
Корабли под началом Беллинсгаузена обогнув юго-западный берег острова Южная Георгия, открытого Куком, открыли три острова маркиза де Траверсе, осмотрели Южные Сандвичевы острова. Двигаясь на юг, насколько позволяли льды, 27 января 1820 года русские моряки впервые в истории нашего флота пересекли Южный полярный круг. А 28 января шлюпы «Восток» и «Мирный» подошли вплотную к Антарктическому материку. Лейтенант Лазарев позднее написал:
«16 января (по старому стилю. – Авт.) достигли мы широты 69°23' S, где встретили матерый лед чрезвычайной высоты, и в прекрасный тогда вечер, смотря на салингу, простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение… Отсюда продолжали мы свой путь к осту, покушаясь при всякой возможности к зюйду, но всегда встречали льдяной материк, не доходя 70°… Открылась, наконец, та матерая на юге земля, которую так долго искали и существование коей сидевшие филозофы в кабинетах своих полагали необходимым для равновесия земного шара».
Русские первопроходцы не ограничились этим, продолжая идти на восток, они раз за разом пытались пройти дальше на юг. Но каждый раз их останавливал «матёрый лёд». Это убедило исследователей, что они имеют дело с материком, а не островами либо льдом. В начале февраля русские корабли повернули на север, в Австралию. Отремонтировав суда и пополнив запасы, шлюпы в мае отправились в Тихий океан, открыли несколько островов и атоллов (Восток, Симонова, Михайлова, Суворова, Россиян и др.). Затем экспедиция вернулась в Порт-Джексон (Сидней) и в ноябре 1820 года снова двинулась в южнополярные моря.
Не оставляя попыток пройти как можно дальше на юг, русские моряки три раза пересекли Полярный круг, в начале 1821 года открыли ряд новых земель, включая остров «Петра I», «Землю Александра I» (крупнейший остров Антарктики). Всего в ходе экспедиции были открыты 29 островов и один коралловый риф. Затем «Восток» и «Мирный» от Южных Шетландских островов взяли курс на Рио-де-Жанейро, а оттуда — через Атлантику в Европу. 24 июля (5 августа) 1821 года после 751-дневного похода экспедиция вернулась в Кронштадт. За это время русские корабли прошли около 100 тыс. км! Русские моряки совершили величайшее географическое открытие с начала XIX столетия – открыли неизвестный Южный материк, Антарктиду!
Руководители Первой русской Антарктической экспедиции
Русский приоритет
Грандиозное географическое открытие русских моряков умалчивается в мире. Во всём «мировом сообществе» делают вид, что Антарктида открылась сама собою. Более того, в Англии и США пытались присвоить себе приоритет в открытии Южного материка. Стоит отметить, что характерная черта «мирового сообщества» — это нежелание признавать приоритет России и русских ни в каких областях и ни под каким видом.
Наши западники-либералы полностью подстраиваются под западные стандарты. Поэтому любят на каждом углу кричать о «дикости» и «отсталости» России, выслуживаясь перед своими западными хозяевами. Мы же должны помнить, что величие русской истории не только в её военных победах и трудолюбии её народа, но и в том огромном вкладе, который русские внесли в мировую науку, в дело познания человечеством себя и окружающего мира.
По благородству своему и доброте (другие нации немедленно застолбили Ледяной континент), русские объявили открытую и по праву принадлежащую им Антарктиду международной зоной. В современных условиях, когда шестой континент является единственным незаселённым и неосвоенным континентом планеты, интерес к его ресурсам (включая пресную воду) значительно возрос. Территориальные претензии в Антарктике имеют многие страны, включая Норвегию, Англию, Австралию, Новую Зеландию, Чили, Аргентина и др. Своя программа освоения континента была и у Третьего рейха. Особые интересы в регионе есть у США и Китая.
Самсонов Александр