Русские Вести

20-летние асы. Лучшие советские истребители уничтожили целый воздушный флот люфтваффе


Выражение «дважды Герой» обиходное, в указах Президиума ВС всегда говорилось: «...наградить второй медалью «Золотая Звезда». Тех, к кому относятся эти строки, всего 154 человека, в том числе 71 летчик. 62 из них отличились в Великую Отечественную.

Отважные пилоты были, как правило, 1920–1923 годов рождения. Конечно, есть в рядах лучших воздушных бойцов и люди постарше, например летчики-штурмовики Нельсон Степанян и Николай Челноков появились на свет в 1913-м и 1906-м. В истребительной авиации «стариками» считались Евгений Савицкий и Михаил Кузнецов, родившиеся соответственно в 1910 и 1913 -м. Но все же большинство дважды Героев совсем юноши. Почти все они оказались на фронте и начинали накапливать боевой опыт 20–21-летними.

"Воинские звания пилотов – дважды Героев: капитан, майор, редко выше "

В перечне оконченных ими авиационных училищ – вся география страны, в связи с бурным ростом самолетостроения и формированием все новых частей ВВС Красной армии требовались десятки тысяч пилотов.

Кстати напомню, что и перед началом Великой Отечественной, и в период смертельной борьбы с гитлеровскими агрессорами шло перевооружение наших Военно-воздушных сил. На смену устаревшим истребителям И-15, И-153, И-16 стали поступать Як-1, Як-7, Як-9, Як-3, Ла-5 и Ла-7, английские «Харрикейны» и американские «Аэрокобры». Не забудем также ЛаГГ-3, МиГ-1 и МиГ-3. Эффективнейшими штурмовиками Второй мировой по праву считаются Ил-2 и Ил-10. Нельзя не упомянуть фронтовые бомбардировщики По-2, СБ, Су-2, Пе-2 и Ту-2, поступавшие по ленд-лизу А-25 «Митчелл» и А-20 «Бостон». Основная машина авиации дальнего действия – Ил-4 наряду с куда меньшим количеством Пе-8 и Ер-2.
Службу будущие или уже состоявшиеся асы проходили на невысоких офицерских должностях – летчик, замкомандира эскадрильи или комэск, замкомполка. Иван Полбин, Евгений Савицкий и Василий Рязанов к концу войны командовали авиационными корпусами – бомбардировочным, истребительным и штурмовым. Однако подобные примеры единичны.

Кому и за что

В годы войны наши ВВС, помимо истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, обладали транспортными и разведывательными самолетами. Имела свою истребительную авиацию ПВО. Это вроде бы общеизвестно. Небезынтересны цифры, показывающие сколько дважды Героев Советского Союза в каждом роде авиации: в штурмовой – 26, столько же в истребительной, в том числе Александр Карпов из ПВО территории страны, в дальнебомбардировочной – шесть (среди них один штурман), в бомбардировочной – четыре. Плюс командующий ВВС РККА Александр Новиков.
За что же Родина вручала сталинским соколам вторые «Золотые Звезды»?
В штурмовой авиации после коренного перелома в войне летчика представляли к званию Героя Советского Союза за 90–140 успешных боевых вылетов, а у дважды Героев их насчитывалось примерно 180–220. Причем нельзя забывать, что потери у штурмовиков были самыми большими в ВВС.
Истребительная авиация имела свои боевые нормативы – до 1943 года «Золотую Звезду» летчик мог получить, сбив 10 немецких самолетов, а в конце войны – 15. У асов-истребителей на счетах было от 22 лично уничтоженных вражеских крылатых машин, как у генерала Савицкого, до 57, как у капитана Николая Гулаева.
Летчики бомбардировочной авиации – дважды Герои совершили от 150 до 400 успешных боевых вылетов.
Несмотря на крайне неблагоприятное для наших ВВС начало войны – большие потери матчасти, эвакуацию авиазаводов, советские летчики сражались, не теряя веру в победу. Росло и личное мастерство пилотов – хваленые немецкие асы почувствовали это при завершении Сталинградской битвы. В полки стали поступать новые самолеты, совершенствовались организационно-штатная структура, тактика применения авиации, и в двух грандиозных сражениях 1943 года – в небе Кубани и над Курской дугой – наше превосходство стало очевидным. Многие дважды Герои получили свои первые звезды именно в этот период.
Резко снижался урон: так, 16-я воздушная армия в июле 1943-го теряла одну машину на 15 самолетовылетов, а весной 1945-го над Берлином – уже на 152. В десять раз меньше!

Геройские дивизии

Первым дважды Героем Великой Отечественной в июне 1942-го стал командир 2-го гвардейского смешанного авиаполка ВВС Северного флота Борис Сафонов. Гвардии подполковник сбил 19 самолетов противника, проявил незаурядное командирское мастерство, за что и был представлен ко второй «Золотой Звезде» при жизни, но вскоре погиб. Кроме него, еще четверо летчиков авиации РККФ удостоились двух «Золотых Звезд».

" 16-я воздушная армия в июле 1943-го теряла одну машину на 15 самолетовылетов, а весной 1945-го – на 152 "

В ВВС Красной армии был ряд соединений, в которых насчитывались десятки летчиков-Героев. Среди самых прославленных – 9-я гвардейская Мариупольско-Берлинская ордена Ленина краснознаменная, ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия полковника Ибрагима Дзусова. В ней было 46 Героев, три дважды Героя – Дмитрий Глинка, Александр Клубов, Григорий Речкалов, а Александр Покрышкин удостоился трех «Золотых Звезд». Сам Дзусов, уже будучи командиром корпуса, стал генералом и Героем Советского Союза.
В 75-м и 76-м гвардейских полках 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии воевали семь дважды Героев. Судьба одного из них – Николая Семейко – поражает своей трагичностью. Указ Президиума ВС СССР о присвоении ему геройского звания был опубликован 19 апреля 1945-го, а 20 апреля пилот погиб во время боевого вылета. Второй «Звездой» он был посмертно награжден 9 июня 1945 года.
В 9-м гвардейском истребительном авиаполку служили четыре дважды Героя – Амет-хан Султан, Алексей Алелюхин, Павел Головачев и Владимир Лавриненков. Воевал в этой части и Герой Советского Союза Александр Карасев, выпускник Орджоникидзевского аэроклуба. К маю 1944-го он одержал в воздушных боях 23 личные победы и, несомненно, до конца войны уничтожил бы еще семь-восемь самолетов противника и получил вторую «Золотую Звезду». Но в апреле 1944-го над Крымом пилот был сбит и оказался в немецком плену... После освобождения в мае 1945-го и проверки вернулся в ВВС, воевал в Корее, где сразил семь американских самолетов. Закончил службу генералом, начальником авиационного училища.
Национальный состав самых отважных соколов: русских – 42, украинцев – 14, дагестанец, армянин, башкир, белорус, казах, карел.
Большинству из дважды Героев довелось дожить до Дня Победы. Многие после войны продолжали служить в Советской армии. 24 стали генералами, трое – маршалами авиации. Александр Колдунов – Главным маршалом авиации (Александр Новиков получил это звание во время войны).
Вклад нашей авиации в Победу невозможно переоценить: за четыре года Великой Отечественной она совершила 3 миллиона 125 тысяч самолетовылетов, сбросила до 31 миллиона авиабомб общей массой 700 тысяч тонн. В воздушных боях и на земле уничтожила 57 тысяч самолетов. Более тысячи из них сбили 26 самых отважных летчиков-истребителей – это целый воздушный флот люфтваффе.

Справка «ВПК»

Звание Героя Советского Союза было установлено постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года. Президиум Верховного Совета СССР указом от 1 августа 1939 года учредил медаль «Золотая Звезда» – особый отличительный знак для Героев Советского Союза. Кроме «Золотой Звезды», им вручались грамота Президиума Верховного Совета СССР и орден Ленина (высшая советская награда). В октябре 1939-го состоялось утверждение внешнего вида медали. Ее описание приводилось в принятом Президиумом ВС положении, согласно которому повторно совершивший выдающийся подвиг Герой Советского Союза мог быть награжден второй «Золотой Звездой», но при этом орден Ленина ему уже не вручался. На родине Героя при жизни сооружался бронзовый бюст.

Автор: Пётр Гериев

Источник: vpk-news.ru