Крайность – то слово, которое характеризует сегодня ситуацию на международной арене. Крайности наблюдаются во всем: в готовности вступить на высшую степень конфронтации, в нежелании идти на компромиссы, в жесткости риторики и интенсивности информационной войны.
Наличие последней давно не отрицается, более того – признается на официальном уровне.
«США начинают информационную войну против России», - заявила в декабре 2014 года Хиллари Клинтон после принятия в Конгрессе США антироссийской резолюции, в которой говорится:«Призываем президента и Госдепартамент разработать стратегию многосторонней координации для производства, приобретения и распространения новостей и информации на русском языке в странах со значительной частью русскоговорящего населения».
Доносить антироссийскую позицию Штатов призваны «Голос Америки», радио «Свободная Европа» и радио «Свобода», которых обязали вещать 24 часа, 7 дней в неделю и которым на информационную борьбу выделили солидное финансирование – бюджет BBG(Совет управляющих по вопросам вещания, в управление которого входят упомянутые организации) на один только 2016 год составил $751 млн.
Не менее воинственно по отношению к России начинают вести себя и СМИ Старого Света. Индекс агрессивности европейских средств массовой информации в 2014-2015 гг., рассчитываемый Российским институтом стратегических исследований, свидетельствует, что в состоянии информационной войны с Россией или близком к нему за последние два года находились Германия, Великобритания, Латвия, Грузия, Чехия, Эстония.
Однако со временем запал Запада начал иссякать. Не прошло и полугода, как тот же BBGбыл вынужден признать – Запад и Соединенные Штаты в частности войну проигрывают.
«Конкуренты с антиамериканскими сообщениями разжигают информационную войну и выигрывают, пока международное вещание США старается не отстать от конкурентов и изменений в медийном пространстве», - сказано в докладе Совета управляющих по вопросам вещания, опубликованном в марте 2015 года.
Весь информационный арсенал Запада оказался бесполезен в противостоянии с Россией и ее источниками информации: компанией RT и агентством «Sputnik».
Это как минимум подтверждают признания в беспомощности от руководителей многих западных стран, но еще лучше об этом говорят цифры. При в разы меньшем финансировании российскиеиновещательные компании у западной аудитории пользуются куда большей популярностью, о чем свидетельствует, например, статистика посещаемости сайтов и канала на YouTube RT и BBG:
На Западе было вынуждены признать: «"Больше всего ошеломляет" тот факт, что RT удалось совершить революцию в методах подачи информации, тогда как традиционные вещатели США, такие как "Радио Свободная Европа / Радио Свобода" и "Голос Америки" в значительной степени оставались в состоянии стагнации».
Именно стагнация западных источников информации заставила задуматься политиков «по ту сторону баррикад» о поиске новых путей и инструментов влияния. Изначально ставка была сделана на дезинформацию. Предполагалось, что влиять на общественное мнение и раскачивать лодку можно путем явных «вбросов» - секрет лишь в том, что размещались они в СМИ, авторитет которых априори вызывал доверие.
Солировать на новом этапе стали преимущественно англосаксонские СМИ, каждое из которых нашло для себя определенную нишу. CNN, например, теперь устойчиво ассоциироваться с «новостями» о жертвах среди мирного населения и бомбежках госпиталей со стороны ВКС РФ во время операции в Сирии. Бесполезными поисками миллиардов и триллионов Путина занимались в BBC, эстафетную палочку у которых далее перехватили Reuters и Washington Post.
Однако и новая стратегия не принесла Западу никаких дивидендов. Все «вбросы» были успешно разбиты о грамотные действия RT и критическое восприятие западной аудитории, которая раз за разом выводила «разоблачителей» на чистую воду. В качестве примера можно привести лишь несколько комментариев к последней попытке «манипуляции» с офшорами:
FiendNCheezes: Вот это поворот. Украинский президент Петр Порошенко лично включен в этот список. Тем не менее заголовок начинается со слов «Соратники Путина бла-бла-бла». Пропаганда в лучших традициях Washington Post.
Mike Jones: Погодите, ни одного американца в списке? Ха, да это чушь собачья, пропагандистская статья, нет ни одного крупного финансового кипежа, в котором не было бы грязной американской руки.
Levi2010: В этом списке 100 или даже 1 000 человек, в этом замешан даже Месси, и, несмотря на это, все немецкие СМИ пишут о Путине. Мне не нравится его политика, но если СМИ постоянно мне показывают «злых русских» и «дьявола Путина», то мне кажется, что мной пытаются манипулировать.
Постепенно понимая всю безнадежность «равного боя», нашим оппонентам ничего больше не оставалось, кроме как прибегнуть к последнему возможному варианту действий, который хоть как-то мог обеспечить им преимущество в идущей информационной войне, - постепенному введению косвенной цензуры. Формально деятельность иновещательных компаний России на Западе не запрещалась и не запрещается. Однако государства любыми административными мерами стараются затруднить их деятельность.
«Проба пера» была проделана в июне 2015 года, когда в СМИ появилась информация об аресте имущества RT в Париже. Как выяснилось позже, речь шла лишь об аресте французского счета МИА «Россия сегодня», однако необходимый плацдарм был заложен – в дальнейшем предложения об аресте имущества компании выдвигались еще не раз. Самым ярким эпизодом этой цепочки стало проведение митинга в Вашингтоне с требованием прекратить вещание RT в США.
Маргарита Симоньян, главный редактор Russia Today, тогда прокомментировала ситуацию следующим образом:
«Вся эта истерика в Вашингтоне - часть масштабной кампании против RT, которая ведется уже давно. В Совете по иновещанию США нас уже сравнивали с "Исламским государством" и требовали признать "иностранным агентом". И все же заявление бывшего замгоссекретаря США на страницах Washington Post просто шокирует. Дэвид Креймер призывает конфисковать имущество RT в США, воспользовавшись делом ЮКОСа, и его нисколько не смущает, что для этого нет никаких юридических оснований».
Сегодня масштабы косвенного цензурирования деятельности российских иновещательных компаний увеличиваются ежедневно с разной интенсивностью в различных частях Старого Света.
Вопиющим случаем можно считать закрытие агентства «Sputnik» в Латвии, мотивированное нарушением постановления Совета ЕС об ограничительных мерах в связи с угрозой территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины. МИД России, в свою очередь, назвал эти обвинения беспочвенными и политически мотивированными.
Под пристальным присмотром находится RT и Sputnik в Великобритании. В конце марта на сайте правительства страны был опубликован доклад, где российские иновещательные компании назывались архитекторами «искаженной реальности».
Комментируя документ, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил:
«Британцы давят на RТ, давят очень жестко, оказывают давление на редакционную политику, что на самом деле является не чем иным, как косвенной цензурой».
Выводы авторов доклада фактически подрывают свободу слова:
«Российская пропаганда в состоянии нанести существенный урон — и уже причинила довольно много вреда. В Европе и США есть довольно много экспертов, которые предлагают признать за Россией право на некую сферу влияния и уверяют, что единственная возможность урегулировать украинский и сирийский кризис — это пойти на некий «разумный компромисс» с Россией. Все эти тезисы в корне ошибочны, однако тот факт, что их кто-то воспринимает всерьез, наглядно показывает, что, несмотря на всю нелепость своих пропагандистских усилий, Москва все-таки сумела навязать западному обществу некоторые представления, которые могут поколебать европейскую безопасность, и потому необходимо предпринять срочные меры».
Ну а тот факт, что подобные высказывания публикуются на сайте парламента Великобритании, должен подрывать и доверие к самим властям этой страны.
Еще большую беспомощность в навязанной Западом информационной войне демонстрируют власти Германии. На начало 2016 года пришелся особый всплеск негатива в немецких СМИ по отношению к России. Не в силах противопоставить что-нибудь существенное широкому освещению нашими иновещательными компаниями событий в Кельне, руководство страны подключило к противодействию «российской пропаганде» немецкие спецслужбы. Сегодня Федеральная разведывательная служба и Федеральное ведомство по охране конституции по поручению статс-секретаря в ведомстве федерального канцлера Клауса-Дитера Фритше готовятся выпустить в мае доклад о деятельности российских спецслужб в Германии, с которыми, по их мнению, тесно сотрудничает RT.
Во всем этом поражает лишь неспособность властей стран Запада смириться с мыслью, что российские иновещательные компании действительно всего лишь предлагают аудитории альтернативную точку зрения, популярность которой настолько пугает их, что, как отмечает Гленн Гринвальд, даже сами журналисты порой возглавляют кампании, «требующие ввести государственный запрет на (или посадить в тюрьму) неугодных этому обществу журналистов».
Однако, как показывает опыт, истина всегда становится явной. Поэтому никакие ухищрения в информационной войне не помогут Западу избежать поражения.