Русские Вести

«Ёшкин крот» — циничное оружие лицемера Ходорковского


«Кто владеет искусством производить впечатление на воображение толпы, тот и обладает искусством ею управлять» — писал в классической книге по психологии масс социолог Густав Лебон. А так как толпа в его понимании – сила исключительно деструктивная, разрушительная и тупая, то можно самостоятельно сделать вывод о моральных качествах тех, кто «искусством производить впечатление» стремится превратить множество разнородных индивидов в толпу, и потом направить её туда, где она будет свергать, громить и уничтожать всё на своём пути.

Как можно больше эмоций, как можно меньше логики. Как можно больше кричащих цифр, как можно меньше достоверности. Как можно больше экспрессивной лексики и категоричности, как можно меньше уважения к способности читателя сделать самостоятельный вывод. Потому что все выводы читателю бросают в лицо.

Именно по такой схеме работает один из информационных каналов Ходорковского – «Ёшкин крот». На него подписаны в Фейсбуке около 370 тысяч человек, и плюс 21 тысяча читает его в Твиттере. Иными словами, перед нами СМИ, которое обрабатывает почти 400 000 человек. Уже поэтому его критический разбор становится насущной необходимостью.

Начнём с несложных доказательств того факта, что «Крот» принадлежит именно Ходорковскому. Никаких секретов тут нет – на это указывают сразу несколько «улик»: во-первых, в информации о странице указан сайт mbk.news, во-вторых, твиттер «Крота» имеет прямо в заглавной картинке плашку «проект МБХ медиа», а в-третьих, черно-жёлто-белый дизайн логотипа – это фирменные цвета всех информационных проектов Ходорковского. Ну и, в конце концов, по статистике цитирования (очень любопытной, кстати, многое открывается) телеграм-канала Ходорковского «Крот» занимает одно из первых мест.

Теперь, когда мы выяснили, надо разобраться, о чём и, главное, как пишет «Ёшкин крот».

Всё тот же Лебон отмечал: «Изучая воображение толпы, мы видели, что на него очень легко действовать, в особенности образами. Такие образы не всегда имеются в нашем распоряжении, но их можно вызывать посредством умелого применения слов и формул». И именно этим занимается «Крот» — создаёт нужные ему образы из слов и формул. Заметьте, не фактов, не рассуждений, а именно нужных словесных формул, каждая из которых направлена на создание определённого образа.

Значительная часть контента страницы – окарикатуренные комиксы. К героям комиксов невозможно относиться серьёзно, и никто не думает о том, что Дмитрий Медведев никогда не говорил таких слов.

 

Реальный Медведев такого, конечно, не произносил, но читатели «Крота» смеются над его искажённым образом в комиксе, который несёт циничную чушь. А ненавидят, однако, реального Медведева. Вот такая магия фальшивого образа.

Немалая часть «наглядных пособий» вообще никак не связаны ни с фактами, ни с логикой, а просто стремятся уколоть читателя чем-то чувствительным, слезодавильным. Пропаганда военного времени во всей её грубости и прямоте.

 

Часто приводятся сравнения вроде такого:

 

На переднем плане Южно-Сахалинска – трагические лужи, кои обличают нищету путинской России, на переднем плане Фуджисавы – ряды крыш с солнечными батареями (кстати, сами по себе такие батареи никаким образом не делают дом «умным»).

Не напоминает немецкие листовки времён Великой Отечественной? Лекала – те же.

 

А вот – совсем грубо. Топорнее даже, чем немецкая пропаганда:

 

Очень часто используется беспроигрышный тон брюзжания, критикующим любую, даже самую положительную инициативу власти: да вы не этим занимаетесь, вы делом займитесь, и потом пикейно-жилетные поучания, что и как в первую очередь должен делать Путин.

 

Не будем забывать и о такой важной эмоциональной компоненте как зависть. Пусть выйдет россиянин, отведавший «Крота», в свой двор и возопит: срочно перенесите мне сюда ещё не построенные кубинско-аргентинские дороги! И пока в моём дворе их нет, не смейте укладывать ни одного километра нового асфальта где бы то ни было!

Не прощаясь с темой зависти, снова вспомним Лебона. По его теории, чтобы воздействовать на толпу, цифры должны быть двух родов – либо проценты, либо дикие, поражающие воображение, величины, сам размер которых служит гарантией веры в них. Ну вот, пожалуйста, такие величины:

 

Хватайтесь за сердце, поражённые вы наши. Пейте корвалол. Чем подтверждены слова о 20 триллионах? Упоминанием (даже без ссылки) какого-то Frank RG. Но «вы не рефлексируйте, вы распространяйте!». Ходорковский врать не будет!

Цифрами «ходорята» жонглируют по принципу «сорок и сорок – рупь сорок». Как получилась сумма в 7,5 триллионов рублей и чьи именно пенсии, и на какой именно срок, можно было бы повысить в два раза, понять категорически невозможно.

А вот и процентики:

 

Всё по Лебону. Ходор, видимо, с его книгами даже в туалете не расстаётся!

Итак, уже вполне обрисовывается методика – взять «шокирующая» цифру из любой отрасли, и заявить: она могла бы быть больше (меньше, без разницы) в несколько раз, если бы не… не Путин, само собой. Любые цифры портит лично Путин. Путин – новая алгебраическая переменная. Мистер Икс.

А вот нечастая попытка «силлогизма», когда читателю предлагается самостоятельно сделать вывод из посылки:

 

С точки зрения формальной логики связь между средней зарплатой (кстати, а ссылочки на именно такую цифру, разумеется, нет) и количеством посажённых президентов примерно такая же «убедительная», как взаимозависимость мягкого и тёплого. Но ведь это просто имитация логики, а по сути – всё та же работа с образами, с той стороной человеческого мышления, где рацио отключается.

Бывает и так, что «кротовая» пропаганда просто играет на созвучии слов:

 

Как освящение дорог мешает их освещению – пусть читатели попытаются догадаться самостоятельно. А за них выводы делает сама картинка – где не освящали, там фонари светят, а где поп – там тьма кромешная. Г – лоГика.

Почему «Крот» ужасно любит картинки? Да очень просто — в картинках ссылка не требуется! У пользователя Рунета за двадцать лет его активного развития вполне сформировалась культура проверяемости: без ссылок на достоверный источник утверждения не воспринимаются. Нет ссылки – давай, до свидания! Но изображения красиво обходят эту проблему и лгут напропалую, не теряя убедительности.

 

Закончить этот бесконечный ряд («Крот» плодовит как кролик) хотелось бы такой картинкой:

 

Кристальный пример манипулятивной работы с образами: накидать всего в кучу и закрасить чёрным. Всё, работает, пускайте вирус в массы.

Если видите, как вами пытаются манипулировать такими способами:

— непроверяемыми цифрами, взявшимися из странных вычислений;

— тенденциозными сравнениями;

— апелляцией к зависти и другим низменным инстинктам;

— утверждениями, которые подкреплены не фактами, а броским образом;

— замещением реальных лиц их окарикатуренными двойниками.

то знайте – вас хотят оставить в дураках. Вас считают безмозглым идиотом, который поддаётся на коротенький набор команд. Вас презирают и хотят использовать. А вы этого хотите?

Источник: jpgazeta.ru