В одном из недавних материалов автор сделал прогноз, что, «когда ныне происходящее станет достоянием истории, ещё долго многие историки, литераторы и т. п. будут “препарировать” личность Зеленского, как и других “великих диктаторов” и злодеев прошлого, стараясь понять их движущие мотивы, причины и характер произошедшей с ним метаморфозы».
Но есть в нынешнем украинском паноптикуме ещё один персонаж, вполне достойный стать героем литературного или кинематографического бестселлера. Правда, уже в жанре легкого авантюрного чтива. Причем его автором может стать и он сам, как это произошло с его «предтечей» из XVIII века легендарным Джакомо Казанова, прославившим себя воспоминаниями, написанными, когда он доживал свой бурный век библиотекарем в замке графа фон Вальдштейна в Богемии.
Его имя стало нарицательным для покорителей противоположного пола, но куда больше в его жизни было политических, финансовых авантюр и приключений, близости к сильным мира сего (при отнюдь не благородном происхождении в тот сословный век) и даже причастности к миру искусства (впрочем, достоверность россказней престарелого Джакомо сейчас, понятно, проверить невозможно).
В общем, чрезвычайно разносторонняя, авантюрная, как говорят, «с шилом в одном месте» личность, небесталанная, но и, естественно, не обремененная какими-либо моральными тормозами и убеждениями.
Современную же реинкарнацию легендарного венецианца легко увидеть в едва ли не более медийной на сегодня украинской фигуре, чем сам Зеленский, — Алексее Арестовиче, в подтверждение чего достаточно бегло пробежаться по его биографии.
Из семьи военного, которую распад СССР застал в Киеве. В 1992 году окончил школу и поступил на биологический факультет университета им. Тараса Шевченко. Разочаровавшись в учёбе, уже после первого курса оставил учёбу в вузе и в том же 1993 году начал играть в Киевском театре-студии «Чёрный квадрат», одновременно поступив в Одесский институт сухопутных войск и получив диплом военного переводчика.
С 1994 года служил в структурах Министерства обороны Украины, по разным сведениям (включая собственные интервью), в Главном управлении разведки или в Департаменте стратегических исследований Минобороны. Уволился из армии в 2005 году в звании майора, когда, по собственным словам, после «оранжевой революции» гражданское командование стало вмешиваться в работу военных.
Сразу после увольнения прошёл кастинг для съёмок в рекламе. Снимался во многих рекламных роликах и сам стал соучредителем компании по производству фильмов Aegis Artist Group. Поучаствовал в эпизодических ролях в 17 российских и украинских лентах, особенно запомнилась роль Люси Зайцевой в комедии 2012 года «Не бойся, я рядом» (в результате к нему намертво прикрепилось прозвище Люся).
Учился различным эзотерическим, психологическим и религиозным практикам, а затем и начал проводить «тренинги и консультации в области групповой психологии, по противостоянию недобросовестным манипуляциям, искусству общения, ораторскому искусству, переговорным техникам, публичным выступлениям, актёрскому мастерству, психологии социальных контактов».
Тогда же пошёл в политику, сразу став заместителем Дмитрия Корчинского (известного политического «мальчика по вызову») партии «Братство». Как в известном анекдоте, «колебался с линией партии» от призывов к российскому руководству «противостоять различным оранжевым намерениям и внутри страны, и на всем постсоветском пространстве» до начала разработки ещё в 2008 году «стратегии обороны Крыма» от возможных российских захватчиков.
Выполняли Корчинский и Арестович и мелкие политтехнологические заказы от разных политиков по организации уличных акций. После 2010 года не был публичен. Кроме съемок в фильмах, отметился разве что в шоу «Научите нас жить» на телеканале ICTV как семейный психолог и ведущий.
Зато после Евромайдана начал регулярно появляться как военный эксперт в СМИ и давать большие интервью с военно-политической аналитикой событий для многочисленных общенациональных телеканалов, радиостанций, электронных и печатных СМИ, а также вести блоги на Facebook (соцсеть запрещена в России как экстремистская) и YouTube, быстро набравшие большую аудиторию.
Якобы год воевал на Донбассе разведчиком в 79-й бригаде ВСУ, а после избрания Зеленского постоянно критиковал его, называя, в частности, ватником, а его избирателей — вульгарными долбо…бами.
28 октября 2020 года был назначен Леонидом Кравчуком советником по информационной политике и официальным спикером украинской делегации в Трёхсторонней контактной группе на переговорах в Минске, а 1 декабря того же года руководитель Офиса президента Украины Андрей Ермак назначил его своим внештатным советником по вопросам стратегических коммуникаций в сфере нацбезопасности и обороны.
В этом скромном с официальной точки зрения статусе он с начала СВО стал главной «говорящей головой» киевского режима, вплоть до января 2023 года, когда Арестович ушёл в отставку с поста советника Офиса президента Украины. Причиной ухода он назвал совершённую им ошибку: высказывание в эфире YT-канала Марка Фейгина о том, что попавшая в жилой дом в Днепре ракета была выпущена украинскими ПВО.
Свой уход он подал как пример «цивилизованного» ответственного решения (что подразумевало сохранение лояльности к власти), но очень быстро Арестович превратился в одного из самых ярых критиков Зеленского и «репродуктор» совершенно крамольных по нынешним украинским меркам идей.
В общем, Алексей Арестович представляет собой яркий пример пройдохи и авантюриста, большого мастера манипулирования людьми, причем не только массами, но и в не меньшей степени покупателями его услуг. Это называется умением продать себя, убедить в своей ценности и полезности.
Я сознательно обходился пока практически без цитирования Арестовича, поскольку за без малого двадцать лет его публичной деятельности наговорил он действительно много и, что называется, на любой вкус.
Помимо выполнения заказов очередного работодателя, такая разноплановость также является пиар-технологией (уже себя любимого), чтобы как можно больше людей услышало (и запомнило) от него то, что хотят услышать, что выглядит соответствующим их системе убеждений.
С другой стороны, классическая технология всех астрологов и прочих прорицателей — делать огромное количество прогнозов, противоречащих один другому: по закону больших числе что-нибудь да сбудется, создавая реноме пророка. В случае Арестовича речь идет, понятно, о его «непревзойденном таланте политического аналитика».
Впрочем, полностью отрицать у него этот дар мы и не будем. Умение держать нос по ветру, по крайней мере в ближней и среднесрочной перспективе, а главное, вовремя смыться — крайне важно для граждан «моего размаха». Так характеризовал себя ещё один ментальный брат (сугубо литературный) Алексея Арестовича — Остап Бендер.
Поэтому маловероятно, что пассаж об украинской ракете, разрушившей многоэтажку в Днепре (городе), был действительно ляпом (проговорился) для столь многоопытного пропагандиста. Это, скорей всего, был продуманный ход по дистанцированию от режима Зеленского, причем в тот момент, когда его адепты были полны энтузиазма.
Ну а сейчас градус льющихся потоком его изречений и прогнозов наглядно показывает, что перспективы существующей украинской власти для него совершенно очевидны.
Опять же, составить мало-мальски компактный цитатник из его высказываний последнего времени крайне сложно из-за их обильности, но некоторые моменты я бы все же выделил:
«Две крупнейшие европейские армии сражаются за контроль над улицами в районных центрах без реальных возможностей серьезных продвижений».
При этом «эта бойня также не ведёт нас к вступлению в НАТО или ЕС, ведь нас там попросту не ждут и никогда не ждали».
«Наша задача: влиться в большой союз и окончательно отказаться от субъектности — неосуществима. Как бы мы ни хотели в НАТО и ЕС — нас там не ждут».
«Нам нужно начать говорить правду (в первую очередь себе), признать реальность и начать развиваться по собственному вектору, как это делает Турция, Азербайджан, Израиль и Южная Корея».
При этом Арестович то призывает Россию и Украину выдвинуть совместный иск Западу, то после последних российских ударов заявляет, что «с украинцами так нельзя» и теперь никаких переговоров (как будто Россия о них прям-таки упрашивает).
Конечно, это не раздвоение сознания и даже не «перепады настроения», взрыв эмоций, которые бывают у любого человека. Это всё то же расширение электоральной базы, только на более сжатом временном отрезке.
Ведь, с одной стороны, он однозначно патриот, но реалист, понимающий, что не только политика, но и сама наша жизнь — «искусство возможного». А поэтому НАТО с ЕС, как и границы 1991 года, пока в России не падет «режим», за гранью реального.
Как раз и многие украинские турбопатриоты об этом начинают смутно догадываться. А Арестович им предлагает лучший вариант, чем российская «оккупация и аннексия», не говоря уже о том, что доживут до неё «не только лишь все», а многим реально светит навсегда остаться в Крынках или под Авдеевкой. С другой же стороны, и для пророссийских, не говоря уже о хатаскайниках, он очевидно меньшее зло, чем явные ястребы.
Бытует много версий относительно того, чьим проектом является сегодняшний Арестович, но вполне вероятно, что пока это его собственная разработка, на которую он ищет и ждет покупателя, а может, и целый их пул, который может возникнуть, если, допустим, Россия и Запад достигнут компромисса, по которому будет произведена финляндизация того, что останется от Украины.
Ведь в этом случае обязательно возникнет проблема персонификации такого проекта, а Арестович, с его обозначенным выше концептом, а главное, уже весьма раскрученный, может оказаться вполне востребованным, по крайней мере как одна из топ-фигур политпроекта, который под него нужно будет создать.
Оценка вероятности такого развития событий выходит за рамки этого материала, мы только отмечаем то, что ловкий прохвост Арестович едва ли не одним из первых понял полную бесперспективность режима Зеленского и всего нынешнего варианта украинского государства и решил создавать себе задел на будущее.
Ныне же таких прозревающих становится все больше, правда, не все ещё дозрели или осмелели, чтобы обозначить свое прозрение действием, но первые ласточки уже появились.
Так, известный ведущий украинского «24 канала» Алексей Печий просто не стал возвращаться домой после завершения декабрьского саммита ЕС, на который получил аккредитацию. По словам Печия, решение далось ему сложно, однако он считает необходимым не возвращаться на родину, так как на Западе стало меняться отношение к Украине и он должен внести вклад в продвижение повестки.
В общем, как всегда, «я нужней в тылу», причем в данном случае фронтом для ярого националиста Печия стал уже Киев (и это ещё до мощных российских ракетных ударов). Видать, с даром предвидения у него тоже всё в порядке, причем он, похоже, в отличие от Арестовича, не видит никаких вариантов, а цепляться за шасси самолета как-то не хочется.
Наверняка поток таких переобувающихся и просто делающих ноги будет только нарастать.
Александр Фидель