Глава в новом учебнике по истории для 10-11-х классов, посвящённая репрессированным народам, будет доработана специальной рабочей группой. Об этом сообщил председатель парламента Чечни Магомед Даудов.
Речь идёт о разделе учебника, в котором говорится, что в 1943-1944 годах советские власти на основании данных о сотрудничестве карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев и крымских татар с фашистскими оккупантами решили ликвидировать государственные образования этих народов в Советском Союзе и подвергнуть их насильственному переселению в восточные регионы. В главе также указывалось, что в результате репрессированы были не только бандиты и пособники врага, но и много невиновных людей.
Даудов пишет в Telegram, что учебник вызвал волну возмущения среди представителей репрессированных в СССР народов и глава Чечни Рамзан Кадыров поручил ему разобраться в ситуации.
«Позицию Рамзана Ахматовича я также довёл и до автора учебника [помощника президента РФ] Владимира Мединского, который признал, что данная глава была взята без изменений из предыдущих изданий и заверил о готовности привести её в порядок. Столь же решительной в этом вопросе была позиция министра просвещения Сергея Кравцова. Для всех, кто переживал на эту тему, хочу сообщить, что создана рабочая группа из числа глав регионов, народы которых были репрессированы, и с ней будут согласованы предложения для внесения в указанную главу учебника», – сообщил спикер чеченского парламента.
Даудов подчеркнул, что тысячи представителей репрессированных народов внесли свой огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне, а в годы борьбы с международным терроризмом на Кавказе первый президент Чечни и команда его единомышленников отстояли целостность государства, сегодня же они стоят на защите интересов страны в СВО.
Политик в заключение добавил, что вопрос с учебником решён и «справедливость восстановлена».
Напомним, массовая депортация чеченце и ингушей была проведена советским правительством в 1944 году. Их обвинили в коллаборационизме, антисоветской деятельности и бандитизме. Всего были переселены от 500 до 650 тыс. человек. Примерно 100 тыс. чеченцев и 23 тыс. ингушей при этом погибли.
Издание по всеобщей истории и истории России для 10-11-х классов состоит из четырёх книг: История России и Всеобщая история для 10-х классов, а также История России и Всеобщая история для 11-х классов. Авторами учебников по истории России выступили Мединский и ректор МГИМО Анатолий Торкунов, авторами учебников по всеобщей истории – Мединский и научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.
Книги для 10-х классов охватывают временной отрезок с 1914 по 1945 год. Первая глава учебника по истории России для 10-х классов посвящена Первой мировой войне и Великой российской революции, вторая – Советскому Союзу в 1920-1930 гг. Практически треть учебника выделили событиям Великой Отечественной войны, в отдельные параграфы вынесли историю обороны Москвы и блокады Ленинграда, Сталинградской и Курской битв, освобождению народов Европы.
Учебники для 11-х классов охватывают период с 1945 года по начало XXI века. В книге по всеобщей истории для 11-х классов 17-й и 18-й параграфы посвящены международным отношениям с 1990-х годов по 2023 год. В частности, авторы рассказывают о расширении НАТО на восток, конфликте на Балканах, военных операциях Североатлантического альянса в Афганистане, Ираке, Ливии и Сирии, а также о специальной военной операции на Украине. Также авторы поясняют школьникам интеграционные процессы в современном мире – что такое БРИКС, ЕАЭС, СНГ, ШОС и АСЕАН.
Как сообщало Минпросвещения, в регионы России были поставлены более 755 тыс. экземпляров нового учебника истории.