Организатором форума, проходившего с 29 по 31 августа в отеле «Marriott Москва Грандъ-Отель», выступил Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы. Основной целью форума явилось создание единого пространства русскоязычных СМИ зарубежья, а главной темой – презентация приоритетных программ Правительства Москвы по дальнейшему развитию мегаполиса в целях улучшения инвестиционной привлекательности столицы России.
Инвестиционная привлекательность государства или отдельного региона складывается из множества элементов, в число которых входит состояние правовой, политической и экономической среды, принятые государством программы развития страны и отдельных секторов экономики. Но, наряду с этими объективными и измеримыми показателями и данными, на «вид» страны, региона или города со стороны влияют и социокультурные факторы, которые включают множество не всегда очевидных и не всегда прозрачных установок. Эти факторы связаны с культурными ценностями, традициями и моделями поведения, на которые повлиять через законодательные инициативы не так просто. При этом сами социокультурные факторы оказывают большое и не всегда заметное влияние на политические, социальные и экономические процессы на всех уровнях.
Именно поэтому для продвижения государства или региона крайне важно, с одной стороны, не забывать презентовать политику, проводимую в области культуры, в социальной сфере, демонстрировать максимальную прозрачность и способность говорить с миром на одном языке. С другой стороны, чтобы донести до мировой общественности объективную картину происходящих в стране или городе событий, необходимо эффективно использовать друзей и союзников в лице представителей средств массовой информации, специализирующихся на освещении и интерпретации новостей на родном языке за рубежом.
Особенно остро эта проблема стоит в сегодняшней ситуации, которую можно охарактеризовать понятием «постправда» или «постистина».
Сегодня манипуляция эмоциями и жонглирование скандальными новостями, высказываниями и заявлениями, и их массовое тиражирование различными медиа оказывает гораздо большее влияние на общественное мнение, чем скучные и выверенные объективные факты.
Во многом мы должны «благодарить» развитие цифровых технологий за формирование у многих людей по всему миру такого отношения к современному миру и собственной жизни: гаджеты, виртуальность и многие другие факторы заставляют современного человека замыкаться в своём собственном персональном мирке, мотивируют отказаться от ответственности за принятие решений. Повсеместное использование социальных сетей, откуда современный человек зачастую черпает большую часть новостей, еще в большей степени заставляет нас ограничивать кругозор информационным пузырем, который формируется алгоритмами, основанными на предпочтениях конкретного пользователя.
И поэтому, если взять в качестве примера Москву, мы наблюдаем парадоксальную ситуацию. Оказывается, донести до мира то, что происходит в мегаполисе, как он развивается, какие нововведения мирового масштаба стали в столице повседневностью, как протекает культурная жизнь, какие инициативы реализуются для различных групп населения, не так уж и просто, несмотря на то, что речь идет о подтвержденных фактах.
За последние годы Москва в рейтинге стран/городов мира заняла первое место в исследовании ООН по вопросам электронного правительства, вошла в ТОП-5 привлекательных городов для инвесторов по версии Financial Times, получила специальную премию Denkmal за сохранение исторических памятников и множество других престижных наград мирового значения.
Однако, некоторые представители иностранных и зарубежных русскоязычных СМИ, участвовавших в форуме, отмечали, что зачастую не имеют возможности предоставлять объективную картину о ситуации в России и, в частности, в Москве, так как в этом случае к ним начинают относиться, как к агентам Кремля и представителям пятой колонны. В ходе дискуссии на мероприятии журналисты призывали к формированию единой, совместной и согласованной деятельности в области работы с информационным полем, чтобы обеспечить возможность информирования русскоязычных соотечественников, живущих за рубежом, а также всех тех, кто владеет русским языком.
Не стоит преуменьшать важность и значение этого вида деятельности ввиду распространенности русского языка в мире.
По оценкам 12-летней давности, русский язык являлся родным для 156 миллионов граждан стран, ранее входивших в СССР, и для почти 7,4 миллионов жителей стран дальнего зарубежья. Еще более 114 миллионов владеют русским как вторым языком по всему миру. Это делает русский язык самым популярным языком в Европе.
Также надо отметить, что по результатам исследования W3 Techs в 2013 году русский язык занял второе место по использованию в Интернете, конечно, с большим отрывом после английского.
Поэтому нам необходимо использовать те возможности, которые предлагают цифровые технологии, чтобы решать задачи колоссального значения – позволить России и Москве занять достойное место в мировом информационном поле, а также сохранить и развивать культурное единство и общность людей, говорящих на русском языке.
Деятельность самого государства в большой мере начинает осуществляться через систему цифровых платформ, более того, само государство становится платформой. Эта идея была изначально сформулирована Центром стратегических разработок в 2016 г., и ее главные составляющие: управление данными и информационной политикой, политика качества и стандартизация данных. Чтобы понимать, насколько продвинулась работа в этом отношении, отмечу, что задача текущего 2019 года: разработка и утверждение формата работы, в которой существенная роль государства, которую оно традиционно играло как посредник в движении налоговых, кадровых и статистических данных, будет выполняться автоматическими алгоритмами.
Важные решения в различных сферах начинают приниматься с использованием технологий искусственного интеллекта. Например, несколько лет назад гонконгский венчурный фонд «Deep Knowledge Ventures», сферой деятельности которого является инвестирование в биотехнологии, ввели в совет директоров искусственный интеллект (ИИ).
Задачей ИИ является поиск трендов, которые недоступны человеку, осуществляющему анализ. Понятно, что это решение лежит, скорее, в плоскости пиара, нежели в собственно управленческом поле, но сам факт подобного решения подтверждает тенденцию, что технологиям отдается важная роль в принятии решений.
Конечно же, развитие идет в направлении цифры – и упомянутые процессы цифровизации обретают материальные, осязаемые формы. Производство и потребление бумаги в целом существенно сокращается, и, как отметил на мероприятии Руслан Новиков, генеральный директор АО «Аргументы и факты», крупнейшего российского периодического «бумажного» издания, производители вынуждены регулярно повышать цены на бумагу. Однако полностью отказаться от бумажных изданий нам не придется – похоже, что падение достигло дна и зафиксировалось. Люди не готовы полностью перейти в цифру, и впереди нас ждет гибридное потребление информации – по большей части в цифровом формате, но полностью им не ограничиваясь. Налицо и экономические, и культурные аспекты трансформации: целая индустрия меняется, и вместе с ней меняется и эстетика потребления информации, постепенно обретаются новые привычки, часть традиций уходит в прошлое.
Трансформируется и субъектно-объектная сторона массовых коммуникаций. СМИ всегда по определению были ориентированы на то, чтобы отражать интересы определенных сегментов, изначально обладали той или иной специализацией, коммуницировали с отдельными организациями, слоями населения, социальными классами и группами. Некоторые СМИ были ориентированы и на более узкие сектора, имели узкую профессиональную специализацию. Эта объектная сторона коммуникации претерпела существенные изменения. Если ранее перед автором информационного сообщения стояла задача не только создать продукт, но также найти подходящее СМИ и верифицировать сообщение, согласовав с редактором и другими ответственными сотрудниками индустрии, то сегодня множество различных площадок позволяют выходить в информационное поле без каких-либо ограничений.
Сегодня мы наблюдаем уникальное явление: технологические возможности настолько усовершенствовалась, что коммуникация стала персональной, стало возможным каждому доносить информацию до конкретного индивида. И эта так называемая адресность информации – важный вопрос, требующий профессионального изучения. Адресность – это то, что делает коммуникацию либо эффективной, либо провальной. В этом отношении политики, ученые и другие участники информационного процесса не всегда обладают полнотой знания о том, как использовать эти возможности, и не всегда выигрывают. Цифра позволяет говорить всем и с каждым – но эта новая коммуникация является тем, что надо регулировать, и чему надо учиться. Самое главное, что у нас уже имеются примеры, которые твердо убеждают, что действительно существует значимая цель, ради чего имеет смысл это делать.
Мы можем наблюдать, как в Москве поставлена на службу система прямой коммуникации между Московским правительством и москвичами: интерактивная платформа «Активный гражданин» позволяет не только решать практические проблемы, но обладает и серьезным политическим потенциалом, при грамотном управлении позволяя уменьшать радикальные настроения в обществе и переводить их в конструктивное русло.
Говоря о возможностях и новых инструментах, которые становятся доступными для СМИ сегодня, нельзя забывать и о тех проблемах, с описания которых я начал эту статью. Это коллективная задача: государство, гражданское общество и сообщество журналистов должны сотрудничать, осуществлять конструктивное, интерактивное, совместное возделывание общего информационного поля. Сегодня в этом наблюдается острая необходимость: если ниша не заполнена, начнут бесконтрольно произрастать фейковые новости, различного рода проявления ненависти.
Зло не нужно призывать – оно придет само туда, где пустота и хаос. А вот стабильную конструкцию, направленную на транслирование объективной информации, необходимо долго и заботливо создавать всем вместе.
При всем этом я не строю апокалиптических прогнозов, говоря, что человечество безвозвратно превращается в нацию зомби. Давайте вспомним недавний чемпионат мира по футболу, который прошел в России в июне-июле прошлого года. Некоторые иностранные гости ехали в Москву с настроем, что попадут в страну медведей и дикарей. Посетив же Москву и другие города, где проходили матчи чемпионата, они начали оставлять в социальных сетях восторженные отзывы: вал пошел совершенно в другую сторону, в сторону замечательных впечатлений о посещении нашей страны.
Особое внимание в текущей ситуации СМИ должны уделять еще одной важной задаче – просвещению. Сформулированный основателем Би-би-си лордом Ритом девиз «информировать, просвещать, развлекать» не только прошел проверку временем, но и приобрел новое значение, и должен использоваться как вектор для средств массовой информации сегодняшнего дня. Положительный опыт зарубежных стран, в том числе, связанный с успешными кейсами цифровой трансформации, должен быть объективно транслирован по всему миру для возможности тиражировать его и в других странах.
Например, в Норвегии благодаря цифровизации стало возможным вовлечь лиц пожилого возраста в активную социальную жизнь, вновь сделать их активными членами общества, и даже предложить новую работу с использованием тех же цифровых технологий.
Итак, средства массовой информации как сектор, индустрия и инструмент политической и общественной жизни, безусловно, сохраняют важнейшую роль в новом мире, и перед ними стоит серьезный вызов в части совершенствования методов работы и продуманного перехода к интерактиву. В этих условиях СМИ не просто остаются, но становятся еще более перспективной системой, превращаясь из средства трансляции информации в мощнейший инструмент коммуникации. Следует отметить, что масштабность СМИ диверсифицируется во всем многообразии от микроблогов до гигантских порталов и обеспечивает многочисленные способы коммуникации с пользователями. В этих условиях перспектива развития может быть концептуально сформулирована в виде некоего форума, в рамках которого каждый неравнодушный будет иметь доступ к интересующей его информации и возможность высказаться в отношении сообщений других участников информационных процессов. При этом коммуникация будет осуществляться с учетом определенных объективных правил поведения, которые позволят направить информационные потоки на создание нового знания, решения актуальных вопросов и, в конце концов, на создание лучшего будущего.
Олег Гуров