Воспользовавшись своим многолетним господством в культуре и СМИ, отечественные либералы захватили "монополию на правду", чтобы своими якобы документальными фильмами оболгать Россию. Кто стоит за очернением нашей страны и чем им ответить?
Прошли те времена — должны уже пройти, — когда каждое слово и действие, выражающие злобу, презрение и просто ненависть к России со стороны сбежавших из страны до и после начала СВО либералов, вызывали недоумение и обострённую реакцию. К такого рода извержениям "свободы слова" от такого рода публики уже пора привыкнуть.
Однако на некоторые подобные выпады внимание обращать просто необходимо — потому что они позволяют понять степень пропитанности русофобией той "элиты", которая совсем ещё недавно создавала культурной фон и "тренды" в нашей стране.
В соцсетях отметился печально известный режиссёр-документалист Виталий Манский*: либерал хоть и с нарочито отстранённо-задумчивым видом, но с явным удовольствием и на публику (минимум три фотографа запечатлели) позировал в Тбилиси на фоне оскорбительной для России надписи.
Ну что ж, ничего нового, скажет кто-то, с 2022-го в столице Грузии изрядно прибавилось русофобов и артирусских надписей. Так и есть, но очередная манипуляция Манского* даёт хороший повод для невесёлого разговора об отечественной кинодокументалистике XXI века.
У либералов "монополия на правду"?
Но сперва несколько слов о том, почему именно режиссёры-документалисты приобретают особое значение в современных условиях. И именно для России.
В последнее время участились случаи искреннего недоумения пополам с огорчением в исполнении ряда выступающих в различных ТВ-шоу экспертов и журналистов. Эти замечательные люди, в большинстве своём получавшие как минимум школьное образование в СССР или в 1990-е (когда школа, по сути, оставалась ещё советской), с удивлением обнаруживают, что последующие, более молодые поколения демонстрируют весьма странные навыки и принципы мышления.
"Ну как же они не знают про влияние принятия христианства на формирование русского государства и народа?".
"Ну как же они при взгляде на логическую задачу "2+2+х=7" не высчитывают, что "х равен 3", а просто машут на неизвестную величину рукой и с кристально честным взглядом соглашаются с тем, что "2+2=7"?
"Ну как же они не могут отличить чёрное от белого, имея на руках все признаки и аргументы?"
И подобных недоумённых жалоб не счесть.
Видимо, многие эксперты не замечают очевидных изменений в интеллектуальной атмосфере современности.
Во-первых, пресловутая реформа образования 2000-х годов, породившая зловещую аббревиатуру "ЕГЭ", способствовала появлению поколения, для которого заучить правильную "матрицу" ответов для прохождения тестов гораздо важнее (потому как проще), чем получить знания.
Во-вторых, волшебное слово "Википедия" заменило все иные источники и способы получения информации: хотя эта якобы "свободная энциклопедия" является источником знаний весьма сомнительным, зато инструментом манипуляций — несомненным.
И в-третьих (хотя и явно не в-последних), люди XXI столетия элементарно перестали читать. Нет, ленту социальных сетей и новостей читают взахлёб и без отрыва от гаджетов. Но вот чтение как источник знаний и средство формирования собственной картины мира для большинства уже не актуально.
Человек, особенно юный, для этих целей уже больше не читает, а смотрит. И смотрит он так называемые "документальные фильмы", в которых "заботливые" журналисты и режиссёры заранее и без всяких оглядок на такие пережитки, как "объективность" и "критическое мышление", создают для зрителя необходимую им картину реальности по конкретному вопросу и теме.
Именно в этом в наши дни и заключается функция документалистов. И на беду России, в нашей стране эта отрасль до недавних пор в изрядной степени контролировалась либералами-русофобами.
Ох уж эти вершители судеб по ту сторону кинокамеры…
Но почему именно Виталий Манский* вызвал столь пристальное наше внимание?
Всё просто — в 2000-е, ещё более благодатные для отечественных либералов, нежели 1990-е (деньги появились, да ещё какие…), именно Манский* был в нашей стране фактически "главным по документалке". Самым известным, самым влиятельным, самым "системным" документалистом эпохи фактической диктатуры либералов в культуре и СМИ.
Причём выражалось это не только в общественно-политических взглядах режиссёра, но и в его творческом и профессиональном кредо.
Так, в 2008 году Манский* выпустил фильм "Девственность", в котором представил истории нескольких девушек, готовых ради получения денег продать свою невинность. Разумеется, после премьеры в ход пошли отговорки режиссёра про то, что он якобы лишь фиксирует действительность и потому не вмешивается в ход событий.
На самом же деле позиция автора, который может спасти конкретного живого человека от морального падения, которое с высокой долей вероятности сломает всю последующую жизнь, но и палец о палец не ударяет, чтобы помочь, вполне укладывается в философию современных либералов. Сколько слов о свободе, сколько причитаний о достоинстве человека, сколько возгласов о ценности каждой личности — а в действительности образцовый либерал Манский* отнёсся к героиням "Девственности" с ещё худшим цинизмом, нежели учёные относятся к подопытным мышам.
Медики хоть ставят свои опыты на грызунах ради благих целей — чего ради и с какой стати взял на себя функцию равнодушного вершителя человеческих судеб Манский*?
Документалистика от Манского — жертвы искусству за чужой счёт
Ещё одним ярким "профессиональным подвигом" Манского* стала лента 2015 года "В лучах солнца" о жизни в Северной Корее. Это целая россыпь подлости и обмана.
Во-первых, режиссёр просто обманул принимающую сторону, власти КНДР: получил разрешение на съёмки на вполне определённых условиях, а затем тайком снял неприглядные стороны жизни.
Во-вторых, либерал, показав на западных фестивалях не согласованную с Пхеньяном версию, подставил тех людей из Северной Кореи, которые ему сознательно доверились или содействовали как иностранному режиссёру, получившему разрешение на съёмки от властей. В литературном русском языке такие действия имеют чёткое определение — "подлость". Но для либералов "искусство требует жертв". Разумеется, только не со стороны самих либералов.
В-третьих, "В лучах солнца" оказался просто неправдивым фильмом — пропагандистским, а не документальным. Постановщик заранее приехал в страну не отображать жизнь в КНДР как она есть во всей сложности и противоречивости — а для подтверждения западных либеральных стереотипов об "ужасном режиме и рабской жизни народа". Многочисленные перегибы и недомолвки Манского* отметили разные специалисты по Северной Корее, в том числе из стран Запада.
Ну а политические взгляды Манского* — это классика для отечественных "людей с прекрасными лицами". Тех самых, которые не скрывают своей ненависти к власти — но и не стесняются жаловаться на то, что эта же самая власть недостаточно финансирует их творчество. Оцените "высоту духа": жалуются не на то, что "проклятый режим" совсем не даёт денег, а на то, выделяет слишком мало…
О том, что Манский* (уроженец Львова, между прочим) резко осудил и воссоединение с Крымом, и Русскую весну, и борьбу жителей Донбасса за свою жизнь и национальную идентичность, и проведение СВО, говорить излишне. Так что просто упомянем об этом.
Далее всё в рамках банальной "мечты иноагента": живёт режиссёр в Латвии, снимает "документальные" проекты о том, как "коварно" Путин стал президентом и насколько светлы и чисты глаза, лица, совесть и помыслы украинских националистов, устроивших государственный переворот и геноцид русских. Об отношении же к России наиболее красноречиво свидетельствует не столько фото Манского* с граффити в Тбилиси, сколько тот факт, что режиссёр присоединился к чудовищному "предположению" беглых либералов, будто теракт в "Крокус Сити Холле" был организован руководством России для оправдания второй волны мобилизации.
Удивительный Лошак*: не научил "демократии" Россию — отправился учить Америку?
И ладно бы Манский* был единичным представителем радикального антирусского либерализма среди документалистов. Но нет — сложилось уже несколько поколений "свободолюбивых" интерпретаторов реальности.
Ещё одним известным автором документальных проектов был журналист Андрей Лошак*. Представитель видного либерального клана (ущерб для отечественной культуры от деятельности той же Марины Лошак во главе Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина ещё только предстоит оценить и осознать) получил известность сперва на репортёрской ниве.
И даже почти критически отзывался о "святых 1990-х" — "Мне не нравится, что происходило со страной в 1990-е годы". Правда, это тут же обесценивалось множеством оговорок и про то, что именно тогда была самая свободная и правильная журналистика и что "поворот от совка" был необходим, просто он у Ельцина и Ко получился немного "корявым".
Но по мере того как страна приближалась к Русской весне, подлинные взгляды Лошака* и характер его творчества проявлялись всё ярче. И вот он уже за безнаказанность кощунственных выходок Pussy Riot в Храме Христа Спасителя выступает, и против "дискриминации" содомитов борется. Ну и, конечно, болезненная реакция на Крым и СВО.
Настолько болезненная, что Лошак* даже принялся за работу над документальным фильмом, обличающим Россию во вмешательстве в американские выборы 2016 года. Удивительная, конечно, степень беспринципности и застилающей глаза и разум русофобии, толкающей к обвинению бывших соотечественников (ныне Лошак* обитает в Грузии) в самых абсурдных "преступлениях".
Тем более что уже все в США, включая более или менее адекватных демократов, признали, что "русский след" в победе Трампа в 2016 году был целиком и полностью сфальсифицирован. Но, право слово, разве такая мелочь, как правда, когда-нибудь мешала либералам создавать "правильные документальные фильмы"?
Ну если уже и Дудь* документалист…
Чтобы утверждение о массовом использовании либералами документалистики как средства русофобской пропаганды не выглядело голословным на фоне лишь Манского* и Лошака*, кратко, без подробного раскапывания творческих пластов назовём ещё несколько фамилий.
Речь идёт о представителях как минимум трёх поколений. Так, Евгений Цымбал, которому в сентябре исполнится 75, в осуждении действий России и возвращения Крыма на Родину в 2014 году не отставал от более молодых коллег, подписывая соответствующие открытые письма.
К "среднему поколению" (родившихся до 1980 года) либералов, претендующих на документальность своих русофобских взглядов на реальность, принадлежат такие именитые деятели, как Павел Костомаров, Татьяна Сорокина, Вера Кричевская, Александра Стреляная и другие.
Костомаров — без сомнения, замечательный оператор игрового кино — свой экзамен как гражданина провалил, сперва выступив против Русской весны, а затем, уже после начала СВО, сбежав в Аргентину. Сорокина отметилась документальным проектом "Голод" о голоде в Поволжье начала 1920-х, снятым с явным либеральным прищуром: смотрите, власть в России всегда (с намёком "и сегодня") ни во что не ставит судьбы и жизни простых людей.
Кричевская создала целую галерею проектов очевидного свойства и настроения — "Гражданин поэт", восхваление Бориса Немцова, "расследование тёмного прошлого" Путина. А у Стреляной просто типичная либеральная биография: против возвращения Крыма, за террориста Сенцова, против СВО — и вперёд, в Швейцарию.
Нужно признать, что либералы сумели взрастить и новое "документальное" поколение. Так, одним из молодых любимцев пресловутого Манского* является Артём Фирсанов (1996 года рождения — вот уж кто наверняка верит рассказам о "святых и свободных 1990-х"…). Режиссёр уже успел отметиться небольшим, но скандалом вокруг своей работы "Семь", посвящённой цветнику либерального отечественного театра — "Гоголь-центру" Кирилла Серебренникова.
Да что там говорить, если даже Юрия Дудя* либералы тоже записывают (судя по всему, с его собственного согласия) в документалисты. О том, какого уровня и направленности "фильмы" Дудя*, свидетельствует его проект "Колыма — родина нашего страха" (2019). В нём трагическая тема репрессий советской эпохи подана с таким количеством фактических передёргиваний и очевидной либеральной необъективности, что единственный вывод из фильма очевиден: Россия — это вечно ледяная пустыня неиссякаемой несвободы, нужно срочно бежать из "этой страны" куда угодно…
Что с того?
Дело не в том, будто какая-то фотография Манского* или кого-то ещё из русскоязычных либералов является оскорбительной для России и русских. В этом-то как раз никакой новости и нет.
Главное и опасное в том, что подобные документалисты многие годы активно создавали и продолжают создавать виртуальной образ какой-то параллельной России.
Той, в которой нет ничего хорошего, светлого и святого. В которой всегда всё было плохо — а те полтора десятка лет, когда благодаря господству либералов в экономике, культуре и СМИ "что-то для кого-то было хорошо", промелькнули и остались в памяти этой публики "золотым веком", ностальгическим воспоминанием.
А значит, показывают лживую (потому что худшая ложь — это полуправда, плохое без доброго, тьма без света) Россию привыкшему всё воспринимать визуально и не привыкшему думать критически поколению. И "эту страну" невозможно любить, на её благо нельзя трудиться, её зазорно защищать. Воспитание миллионов оболваненных предателей — вот цель либерального документального кино.
И хотя своей итоговой цели эти люди с присвоенной "монополией на правду" не достигли, они продолжают работать в том же направлении. Попытки противостояния путём создания альтернативной адекватной документалистики есть, но пока что они немногочисленны, разрозненны и не имеют государственной поддержки.
А пора бы. Ещё вчера.
АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ