Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко заявил, что украинская власть не собирается праздновать 9 мая как день Победы. Выражаясь достаточно витиевато, Пристайко сказал даже больше — по его словам, 9 мая является символом «трагедии», которую нужно «понять и простить».
Нужно сказать, что такая риторика уже отнюдь не нова. Призыв объявить 9 мая чуть ли не днем траура возник не на ровном месте. Вначале день Победы, категорическим образом противоположный официальному националистическому украинскому мифу, пытались элементарно забыть. Получалось откровенно плохо: для простых людей 9 мая было не просто праздником абстрактной Победы, а настоящим праздником Победителей. Ведь почти в каждой украинской семье были свои герои — деды, отцы и матери, братья и сестры, которые принесли домой ту самую, настоящую Победу. Поэтому отрицание 9 мая ничего не давало — праздник просто превращался в народный, а киевские власти выглядели оккупантами на украинской земле. Коими они, собственно говоря, и являлись.
Второй вариант, который использовали уже в последние годы, состоял в создании альтернативного праздника — 8 мая. Этот второй праздник назвали «днем памяти и примирения», в то время, как для 9 мая придумали название «день победы над нацизмом во Второй мировой войне», убрав из его наименования упоминание о Великой Отечественной войне.
Такой вариант празднования опять-таки оказался крайне невыгодным для украинской власти: 8 мая они в официальной обстановке «примирялись» с коллаборационистами и открытыми нацистами, а буквально уже на следующий день должны были праздновать победу над нацизмом. Получалось откровенно плохо, работало ровно никак.
Отсюда понятен и следующий шаг, когда 9 мая хотят окончательно превратить в «день трагедии и траура». Действительно, сильное чувство, ощущение общей победы, можно заглушить только столь же сильным переживанием — например, скорбью. Ведь ровно таким же образом, как почти что в каждой семье есть герои той войны, есть и погибшие, раненые или пропавшие без вести. Именно на этих сильных чувствах утраты и трагедии собирается спекулировать нынешняя киевская власть, пытаясь в очередной раз выплеснуть ушат грязи на светлый образ исторической Победы.
Что из этого получится? Скорее всего — опять ничего. Ведь для всех потомков истинных победителей праздник 9 мая всё равно останется днем Победы. Чествования погибших всегда были его частью — и попытка паразитирования нынешних украинских властей на этом сильном человеческом чувстве явно обречена на провал. Пропасть между киевской властью и украинским народом при таком подходе снова вырастет: народность праздника 9 мая никуда не денется, а официальные «примирительные» мероприятия лишь подчеркнут идеологические корни и установки нынешних властей Украины.
Более того, украинский вариант праздника явно окажется в диссонансе даже с западным подходом. Напомним, в Европе день Победы празднуется ровно таким же образом, как и в России — лишь с тем отличием, что происходит это 8 мая, что связано с временем подписания акта о капитуляции Германии, произошедшим около полуночи, когда в Москве уже наступило календарное 9 мая. При этом смысловое наполнение V-day ровно такое же, как в России — это именно праздник Победы, но никак не «день траура или трагедии». По нацистам собирается скорбеть исключительно Украина, возможно, при молчаливом одобрении прибалтийских стран.
Интересно, что в этом году в России будут праздновать юбилей — 75-летие Победы над гитлеровской Германией. Скорее всего, президент Украины, Владимир Зеленский, получит официальное приглашение на празднование — и вопрос к Пристайко прозвучал именно в контексте участия Украины в юбилейных мероприятиях в Москве.
Уже известно, что в Москву 9 мая собирается президент Франции Эммануэль Макрон. Под вопросом пока участие Дональда Трампа, но решение о его присутствии, скорее всего, будет принято в последний момент. Таким образом, отсутствие Зеленского на праздновании дня Победы в Москве может стать для него достаточно неудачным шагом. Ведь многотысячные митинги в честь праздника однозначно пройдут и по всем городам Украины, а «центром синхронизации» праздничных мероприятий ожидаемо станет Москва.
Пока что никакой реакции Зеленского на достаточно провокационное заявление его министра иностранных дел не последовало. Это, в общем-то, неудивительно — нынешний президент Украины всецело зависит от групп влияния в своём окружении и «свита», в которой Пристайко играет отнюдь не последнюю роль, «играет короля» в своих интересах. В число которых ожидаемо входит попытка окончательно уничтожить День Победы заменив его какими-то суррогатами — или отменив вовсе.
Но, как показала новейшая история, день Победы уничтожить не удастся. Потому что живы дети и внуки настоящих победителей фашизма и нацизма. Для которых заявления Пристайко — пустой звук и лишь признание в том, что он — открытый нацист, для которого даже «день победы над нацизмом во Второй мировой войне» всегда будет неудобной правдой, которую нужно скрыть и всячески отрицать.
Фото: ©РИА Новости/Григорий Василенко
Алексей Анпилогов