С 2022 года новости о блокировке или о замедлении "Ютюба" в России всходят с регулярностью тепличных огурцов. Завершается сезон созревания в полтора-два месяца, и видные чиновники российских ведомств вдруг напоминают публике и принимающимся спорить между собой громким голосам из её рядов о том, что всем известный видеохостинг — это орудие вражеской пропаганды.
Вот уже несколько лет — а привязывать к началу СВО старт процесса не стоит, лишь его масштабирование — идёт непрерывная чистка российских создателей видео. Наш канал "День ТВ" на "Ютюбе" был уничтожен ещё прошлой осенью. Удаляли каналы массово, не стесняясь в поводах: сносили СМИ, блогеров, музыкантов и актёров, комиков и критиков. Никто ничего не мог сделать: офис "Гугл" (владельцев "Ютюб") в России закрыт, модерация ведётся какими-то собачонками из Восточной Европы, а все жалобы предлагается направлять по адресу "Калифорния, дом 1". И один только певец Shaman ответил на бан концертом-митингом у американского посольства в Москве.
В уходящем июле о возможности прекращения работы "Ютюба" высказались Дмитрий Песков, Александр Хинштейн, Рамзан Кадыров и целая пресс-служба Роскомнадзора. Все сказали разное, тем не менее, публика заволновалась: "К осени в России железно отключат "Ютюб"!" Застрочили эксперты, засуетились блогеры, и поднялось всемирное жужжание. Одни утверждали, что у платформы долгая история, и работать на ней даже при всех нынешних ограничениях удобнее, чем на российских аналогах. К тому же действующие алгоритмы неповторимы, да и вообще "Ютюб" — он такой родной, мемный, ностальгией порос. Другие стали оправдывать необходимость блокировки вопросом инфраструктуры. Мол, "Гугл", уйдя из России, безответственно оставил серверы без обслуживания, а потому скорость меньше, и дальше будет только хуже. В качестве альтернативы громадному видеохостингу предлагались отечественные VK Видео, "Дзен", "Рутуб", "Платформа", "Бусти" — последняя, правда, не отечественная, а нидерландская, но это стало большим сюрпризом для всех удивлённых прошедшей недавно волной банов патриотических блогеров. Выбор на первый взгляд обширный, но слабоватый. Это видно даже на примере свободного от потенциальных ограничений зарубежного пользователя: ему можно помимо "Ютюба" отправиться на Vimeo, DailyMotion, Twitch (сайт нарушает законодательство РФ), X (запрещённая в РФ экстремистская соцсеть), Patreon, Nebula, немного там погулять, а потом всё же вернуться на сайт с красной кнопкой. Потому что исторически сложилось, что в интернете видео практически любой направленности идут на "Ютюбе".
Техническая возможность блокировки также вызывает сомнения. Любой бесплатный VPN-сервис позволит не шибко ведающему в интернет-устройстве юзеру добраться до сайта с красной кнопкой. Да, скорость будет низкая, да и качество не ахти, но даже в Иране лидирующее место среди видеохостингов всё равно занимает "Ютюб". Заподозрить иранцев в желании посмотреть двухчасовое эссе о репрезентации женщин в современном кинематографе с точки зрения третьей волны феминизма довольно сложно. Значит, на "Ютюб" идут в основном за видео, не имеющими политического заряда.
Помимо свалки личных видеоархивов, дегенератских роликов и странных произведений для очень узкого круга лиц, хостинг является бездонным и бесплатным кладезем образовательного и развлекательного контента, музыки и кино. А ещё благодаря возможности общаться и делать посты без видео "Ютюб" обладает свойствами социальной сети. Более того, социальные свойства сайта позволяют раз за разом пробивать информационные пузыри. И хотя это свойство почти всегда привыкли воспринимать как направленное против нас, сейчас в пузыре, достойном лучших практик глушения радиосигнала, живём вовсе не мы. Десятки иностранных блогеров, сотни авторов новостных сюжетов и тысячи рядовых пользователей — все они периодически загружают видео, где показывают картину нашего быта, разительно отличающуюся от того, что за обе щеки привык жрать западный обыватель. Модерация, как может, сносит видео, где показано отсутствие очередей за талонами на ежатину и голодных обмороков у закрытых магазинов, но правда просачивается, ударяя по усилиям некогда мощнейшей пропагандистской машины. По большому счёту мнение зрителя всех этих видео значения не имеет: избранные им политики всё равно продолжат гнуть свою линию, но возможность использования живой социальной среды против продвигаемой его владельцами стороны любопытна и заслуживает внимания. Словом, всем видеохостинг хорош, только вот, несмотря на все перечисленные плюсы, является средством массовой информации. По массовости этой информации сервис далеко обошёл все возможные "Первые каналы", "Авторадио" и "Известия". При этом данный сервис не просто находится в руках у не пойми кого — как тот же "Телеграм", — а принадлежит открытому врагу, проводящему агрессивную информационную политику. Потому рано или поздно что-то с этим будет сделано, и с "Ютюбом" разберутся.
Важный вопрос: насколько тонким будет решение? Былое шапкозакидательство в отношении "Телеграма" обернулось репутационными потерями и позорным сдаванием назад для одного из самых заметных государственных ведомств. В свою очередь, нашими гражданами запрет "Ютюба" в России будет расцениваться как ненужное усложнение быта.
В свете того, насколько глубоко проник сервис в повседневность многих жителей страны, не будет преувеличением сказать, что резкий его запрет вызовет социальное напряжение. Сколько бы ни приманивали блогеров на российские площадки, сколько бы ни привечали изгнанных с "Ютюба" публицистов и сколько бы ни обещали плавного и бесшовного перехода на российские платформы, всё выходит как-то не так. Создатели видео скучают по былым охватам и просмотрам, алгоритмы не так эффективны и искусны, а пользователь не может найти на российских сайтах миллиарды видео из богатейшей коллекции крупнейшего хостинга в мире — от норвежских блогов про зимнюю рыбалку до индийских инструкций починки сломанного принтера. Поэтому, несмотря на все громкие заявления последних дней, российская власть склонна проявить тактичность и аккуратность. Тем более, что есть варианты, неочевидные, но эффективные.
Усталость от идеологической промывки со стороны "Ютюба" испытывают не только у нас и не только в свете недавней конфронтации. "Гугл" в глазах мировой общественности уже давно не является той "корпорацией добра", какой она была в начале 2010-х: сказываются скандалы с незаконным сбором пользовательских данных и шпионажем. Добавьте к этому давнюю привычку пихать в рекомендации политически заряженные видео — этой привычке уже много лет, и используется она против всего мира, а не только против нас. Поэтому небезразличные IT-энтузиасты со всего света задались вопросом: как можно использовать "Ютюб" без того, чтобы за тобой следили и навязывали "политически верный" контент? Так родилась идея альтернативных фронтендов. При сложном названии их суть проста: мы можем подключиться ко всему контенту "Ютюба" не через головной, а через сторонний сайт или приложение. То есть у нас в руках оказывается вся накопленная библиотека, но наши действия не отслеживаются, а агрессивно навязываемую дрянь можно заблокировать на уровне подконтрольного внешнего контура. Первые примеры альтернативных фронтендов (к примеру, HookTube) "Гугл" юридически запрещал. В России с этим тоже непросто: основные альтернативные фронтенды Invidious или ViewTube работают только с помощью VPN-костылей. Хорошая новость состоит в том, что если такие сервисы по каким-то причинам были заблокированы российскими госструктурами, то об их существовании этим структурам известно, а принцип работы — знаком. Стоит его приспособить и логически развить, нежели медленно прогревать российское общество на полное отключение "Ютюба" в нашей стране. Нравится нам это или нет — факт незаменимости огромной библиотеки видео так же бесспорен, как факт враждебного отношения к нам со стороны библиотекаря. Да, "Ютюб" будет мешать и сопротивляться, но спонсированный государством альтернативный фронтенд, собранный компетентными людьми, может справиться с задачей обхода препятствий. Правда, и эти меры не могут дать стопроцентной защиты от консолидированной информационной атаки на Россию через "Ютюб", во время которой всем пользователям будет автоматически выдан некий провокационный подрывной контент.
Отдельным штрихом идут локальные проблемы рождённых в России видеохостингов: чудеса модерации, непрозрачная система рекомендаций, неудобный интерфейс, отсутствие разностороннего контента и в некоторых случаях соседство с порнографией. Воспроизвести комьюнити "Ютюба" даже при условии переезда всех ютюберов на другие платформы попросту невозможно. Молния ловится в бутылку единожды, и история развития "русского ответа" "Ютюб" — начавшего свою жизнь в 2006 году "Рутуба" — тому подтверждение. Мощная государственная поддержка VK Видео, "Дзена", новенькой "Платформы" не даёт заметного результата. Публицисты, юмористы и блогеры, порвавшие связи с "Ютюбом", не добираются до тех цифр просмотров, которые у них были. Пиратские загрузки эксклюзивных для VK Видео шоу или отрывков из них на "Ютюб" — это новая норма. Так что тонкостей вокруг запрета крупнейшего видеохостинга предостаточно.
Ситуацию с блокировкой или замедлением "Ютюба" в России не решить прямолинейным запретом, особенно в условиях всех сопряжённых с таким запретом технических сложностей. Вместе с этим необходимость что-то делать с врагом в каждом телефоне понимают все и понимают давно — проблема не рассосётся сама собой.
Арсений Латов