Страдания многочисленных бегунов от войны, санкций и частичной мобилизации — уже давно не новость: начиная с февраля и продолжая сентябрём большинство креативного класса и диванных пацифистов, искренне полагавших, что они здесь власть, перебиваются с мефедрона на подножный корм в мирных и не слишком, развитых и не очень странах зарубежья ближнего и не совсем. Не менее показательна и судьба тех звёзд шоу-бизнеса, которые с шумом и проклятиями прощались с немытой Россией, а теперь хитрыми путями пытаются либо вернуться обратно к истосковавшемуся Министерству культуры, щедрым гонорарам и сочным грантам, либо найти себя на чужбине, встроиться в пищевые цепочки систем, где настоящую конкуренцию не заменил неестественный отбор, как на российской эстраде. Их имена — как уехавших «лучших людей», без которых у нас тут только чудом всё не рухнуло, так и различных «столпов культуры» и совести нации, — нам всем хорошо известны. Речь в данном случае не о них.
На этом фоне почти неизвестны мучения рыцарей медиавойны, открыто и долгие годы обслуживающих иностранные интересы. Оказывается, и в их среде тоже далеко не всё благополучно, причём становится всё хуже и хуже. Так, значительная часть контингента «Русской службы Би-би-си», ещё в начале марта с помпой вывезенная за пределы России транзитом через Белград, осела в Латвии. Сначала всё шло просто отлично: вчерашних россиян из сотрудников британской конторы не только снабжали барышами Её Величества за тяжкие труды на ниве пропаганды, но и возмещали им расходы на жильё, транспорт, связь и питание. Но эта, как выяснилось позднее, сказка наяву продлилась очень недолго. Уже в мае сотрудникам предложили подписать новые контракты — в пределах 1500–2000 евро ежемесячно, что было вдвое-втрое ниже привычного «бибисятам» уровня их российских зарплат, а в затратных условиях Латвии и вовсе выглядело равносильно пособию по безработице, и после вычета коммунальных и прочих обязательных платежей означало жизнь впроголодь.
Разумеется, свободные журналисты, голос совести и храбрые бойцы информационного фронта не стали просто молча терпеть такое невыносимо ужасное обращение. В Лондон полетели письма, а соцсети наполнили посты в духе «Передайте товарищу Карлу III, что произошла чудовищная ошибка». После возмущённых писем по инстанциям британского национального медиахолдинга контракты в припадке великодушия были пересмотрены в сторону повышения — на 20–50 евро в месяц. Такое щедрое решение почему-то оптимизма неблагодарным сотрудникам «Би-би-си» не прибавило. А рост цен на отопление в преддверии зимы к привычке голодать добавляет и угрозу замёрзнуть. Но что делать, если те же самые проблемы стоят и перед большинством населения Соединённого Королевства, самопровозглашённой старейшей демократии мира? В условиях кризиса желание прагматичных англичан избавиться от ненужного балласта совершенно понятно и естественно.
Дело в том, что антироссийская пропаганда дошла до предела своей эффективности. Сколько бы ни твердили о бесполезности блокировок враждебных сайтов различные эксперты, статистика показывает обратное: многие СМИ-иноагенты, к примеру, та же «Медуза»*, столкнулись с резким сокращением посещаемости, цитируемости и интереса аудитории, а стало быть, и с урезанием финансирования. Мавр сделал своё дело — этим делом было распространение сугубо локальной и удобоваримой пропаганды в свободных от противодействия со стороны государства условиях. Сейчас информационную жвачку, направленную против Москвы, производят CNN, Fox, CBS, The New York Times, The Guardian, Bild и многие другие — лучшие мировые комбинаты пропаганды, в сравнении с которыми все лидеры русскоязычных либеральных мнений выглядят бесполезными болванами. Помимо этого, стоит понимать, что и у самой «Би-би-си» дела идут из рук вон плохо. Правительство Британии уже который год грозится урезать или вовсе отменить обязательный налог на телевизор, этот сбор в пользу «Би-би-си», рейтинги падают, а постоянные скандалы, наподобие произошедшего с желтушным документальным фильмом про королевскую семью от «Би-би-си-2», не улучшают ситуацию. Итогом стали происходящие уже который год сокращения. И хотя официально объявленные меры экономии 500 млн фунтов стерлингов, включающие увольнение почти 400 сотрудников, напрямую русской редакции не касаются, тенденция понятна. Как понятно и то, что другую работу в русофобской Латвии лицам с российскими паспортами найти будет трудно или, вернее, невозможно (не верите — спросите редакцию телеканала «Дождь»*), их британские работодатели заранее учли даже это обстоятельство.
Илья Титов
* СМИ, выполняющее на территории РФ функции иностранного агента