Русские Вести

Социальные сети разносят смертельный вирус


Война идёт не только на фронте, война идёт в головах. Если у противника есть надежда победить Россию, то она основана не на мощи оружия, а на изощрённости пропаганды. Намедни противник получил новый учебник того, как нас искусно обманывать. Имеет смысл подготовиться к ответному удару.

Давным-давно, в прошлом веке, была такая книжка Вадима Кожевникова "Фронт без линии фронта". Её, кстати сказать, переиздали недавно. Про разведчиков. Рассказанное в ней, пожалуй, теперь несколько устарело. Технический прогресс сильно изменил образ действий и разведки, и контрразведки. Не устаревшей, однако, осталась главная мысль, которую мы в мирном счастливом "до войны" как-то научились игнорировать и не замечать. Враг может оказаться повсюду. Счастливы те, кто знает, что справа и слева и сзади наши, а враг впереди, на него можно и нужно смотреть в прицел. Увы, в реальной жизни, когда для многих главным инструментом общения являются социальные сети, у врага слишком много возможностей атаковать разум каждого из нас.

Психология на службе вражеских разведок

И враг активно этим пользуется. Правда, до самого последнего времени можно было заметить ущербность вражеской пропаганды. Она выглядела топорной и как бы не рассчитанной на русских людей в России. Западные СМИ обращались к "освободительной интеллигенции", то есть к пятой колонне, рассчитывая, что она сумеет адаптировать тезисы Запада для простого русского человека. А пятая колонна на разные лады обсуждала, "насколько прекрасен наш круг", радовалась превосходству "айфона над шансоном" и легко признавала, что 2 % не могут переубедить 98 %.

Увы, всё меняется, и враг учится на своих ошибках. Всё чаще мы встречаемся с отлично продуманной и выверенной пропагандой, направленной именно вглубь России.

Один из последних примеров нового очень опасного подхода – публикация "психолога Наташи Маркович", очень обширная и подробная методичка, скорее, даже целый учебник, в котором разбираются типичные случаи разговоров с русскими патриотами и даются конкретные тезисы и советы, как вводить нас с вами в заблуждение.

Госпожа Маркович, вполне в русле западной поп-психологии, предлагает, во-первых, слушать собеседника-патриота и часто соглашаться с ним, затем исходить из того, что собеседник (то есть один из нас) "тоже хочет мира". Маркович в беседах с нами предлагает опираться "на понятные им ценности. Для сторонников войны это мир, Родина, духовность, семья".

Легко заметить, что это очень действенные (хотя и не очень простые в исполнении, тут расчёт на то, что работают подготовленные агенты) советы из арсенала манипулятивной психологии. Нечто подобное объяснял своим последователям ещё легендарный американец Дейл Карнеги в своей книжке "Искусство завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей", правда, с его времени манипуляторы стали циничнее. 

Все мы – объекты манипуляции

Дав советы по тому, как с нами разговаривать, Маркович переходит к конкретным "кейсам". Пересказывать каждый из них нет нужды. Отметим, что во всех случаях используется "фраза-мост", которая позволяет получить доверие собеседника, например "я понимаю, что ты готов на всё ради Родины", а затем вбрасывается абсолютно ложный тезис, который, однако, трудно опровергнуть в двух словах, и вдвойне трудно это сделать, если ты не готовился к разговору на эту тему специально.

Маркович и другие подобные манипуляторы рассчитывают, что их советами будут пользоваться сотни или даже тысячи вражеских агентов – эмигрантов из числа убежавших из России с начала военной операции. Смысл бесед в социальных сетях – воссоздать в России пятую колонну и увеличить её численность.

Объектами манипуляции должны стать простые люди, которые сравнительно редко вынуждены дискутировать на темы СВО – и у которых нет достаточной подготовки и полноценного набора аргументов. Те, которым легко задурить голову.

Остановить волну вражеской пропаганды в социальных сетях достаточно сложно. Враг неуязвим, поскольку он уже убежал в безопасные укрытия. Остаётся решить, что делать, когда убеждать в том, что СВО вредна, что Россия агрессор и т. п. будут именно тебя. 

Информационная гигиена

Давайте выделим самые простые принципы, следование которым обеспечит безопасность при общении в социальных сетях лично вам и позволит помочь другим пользователям реже иметь дело с вражеской пропагандой.

Вот первое и, пожалуй, главное: не забывайте интересоваться, с кем вы вступили в диалог или кто пытается навязать диалог вам. Пропагандисты противника, в общем, бывают двух видов. Первых условно можно считать "ботами". Это не обязательно в самом деле "роботы", обученные постить несколько фраз в ответ на некие фразы, сказанные вами. Часто "ботами" работают живые люди и на вражеской зарплате. Общее у ботов, однако, в том, что у них нет лиц.

Часто в самом прямом смысле слова: на месте картинки-портрета в аккаунте в социальной сети остаётся пустое место. Почти столь же часто на этом месте "что-нибудь прикольное" – от изображения весёлой кошачьей мордочки до букета цветов. Или, скажем, лицо известного киноактёра.

Итак, правило номер один: не разговариваем ни о чём с теми, кого мы не знаем лично и кто не готов представиться по всей форме и показать лицо.

Конечно, среди противников есть и "сравнительно честные" экземпляры. Настоящие живые люди, которые навязывают вам разговор, не скрывая, кто они и как их зовут.

На этот случай предлагаем правило номер двапосмотри, откуда он вещает. Если твой собеседник желает рассказать тебе о том, что в России свирепствуют цензура и диктатура, наши потери огромны, а санкции Запада сногсшибательны, более чем вероятно, что перед нами – "релокант". То есть – эмигрант. Беглец за бочкой варенья и корзиной печенья. Даже если в информации, которую он написал в своём аккаунте, написано "из Москвы", стоит посмотреть с десяток последних постов персонажа, чтобы убедиться, что он не пишет о своей трудной (или, может быть, счастливой) жизни в Тбилиси, Подгорице, Праге, Монреале, Претории или Париже.

В этом случае – вносим персонажа в чёрный список и прекращаем общение. Нет никакого смысла убеждать беглого предателя в том, что он не прав, а ты не верблюд. Хотя бы потому, что ему за общение с тобой, более чем вероятно, платят живые деньги, а вот ты мало того что помогаешь ему зарабатывать, ещё и неиллюзорно теряешь время – и это мы даже не рассматриваем случай, когда речи врага покажутся тебе в чём-то убедительными. Нет, никаких разговоров с отъехавшими. Наш выбор – внести их в чёрный список для себя лично и – это правило номер три, столь же важное, как два предыдущих, – предупредить друзей и коллег об опасности общения с выявленным врагом. На своей странице в социальной сети.

Самое интересное, что следование этим простым правилам – по сути, использование в текущей ситуации библейской максимы "не ходите на совет нечестивых" – уже обеспечит минимально достаточный уровень информационной гигиены для вас лично и, вероятно, для ваших детей, друзей и знакомых. 

Что с того?

Конечно, полностью отгородиться от враждебной пропаганды не получится. Но это, знаете ли, как руки мыть перед едой: невозможно таким образом защититься от всех на свете бактерий и микробов, но если рук не мыть, вероятность заболеть точно выше.

Тут, правда, встаёт тот же вопрос, что и в случае опасного вируса: а как вести себя при встрече с заболевшим? С тем, кто вовремя рук не вымыл и вот, подхватил от какого-нибудь ходорковского (да, с маленькой буквы, потому что много их, таких русофобов). И тут решение принимать надо самому. Чувствуешь себя в силах попытаться излечить – то есть переубедить хорошего ещё вчера человека или лучше отойти в сторону.

АНДРЕЙ ПЕРЛА

ФОТО: ДЕНИС ГРИШКИН/ АГЕНТСТВО "МОСКВА"

Источник: tsargrad.tv