В интернете прогремела «сенсация». В программе "Скажи Гордеевой" Екатерины Гордеевой бывший директор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов* во время интервью поделился, что совсем недавно сделал для себя открытие. Оказывается, масштабы потерь среди мирного населения Донбасса в последние два года конфликта – были совсем невелики (назовём это так).
«Я полез и нашел доклады уполномоченных по правам человека ДНР и ЛНР, - рассказывает журналист. - Знаете сколько гражданского населения погибло за 2021 год от обстрелов?» - задаёт он вопрос. И выдаёт сенсационное: «Восемь!»
Далее следует не менее разоблачительная информация:
«Тогда я залез в 2020 год, снова смотрю доклады. Сколько? Пять!»
И финальным аккордом:
«Ну, скажите, какой геноцид?»
Смысл посыла прост - слишком малые потери. В том числе, для того, чтобы начинать защищать этих самых жителей Донбасса (которых погибло-то – кот наплакал). А если совсем просто: «Ребята, нас все эти годы дурачили, ничего по-настоящему страшного в республиках в последние годы не происходило!»
Короткий спич этот стоило бы разобрать, оставлять его без ответа нельзя.
Первое – Алексей Венедиктов слегка перегнул: согласно официальной статистике, в прошлом году от снарядов со стороны ВФУ в Донецкой республике погибло даже меньше - не восемь, а семь мирных жителей, в Луганской - один. А вот в 2020-м в ДНР не пять, а восемь. Исходя из вышеобозначенной логики – «всего» семь, один и восемь (вероятно, чтобы доклады не столь «шокировали» и не вызывали столь «праведного» гнева Венедиктова и иже с ними нужны были цифры в 70 или 700 человек, тогда всё было бы в порядке).
Второе - журналист не уточняет данные по раненым, покалеченным, навсегда прикованным к инвалидному креслу. И ещё - по количеству людей, лишившихся крыши над головой (сотни человек). Или вынужденных покинуть родной край, дом, уехать…
И, наконец, самое существенное, как мне кажется - реакция ведущей. Екатерина Гордеева не произносит ни слова в защиту погибших, ни одного контраргумента вроде элементарного – «Но ведь это тоже люди. Восемь (семь) человек - это тоже человеческие жизни, горе для родных, исковерканные судьбы, потери, которые ничем и никогда не оправдать!» Нет, ведущая только понимающее кивает.
И, боюсь предположить, многие (у видео 3 млн. просмотров) тоже согласно кивнули, сделав акцент не на словах – «человеческая жизнь», а на неудовлетворяющей их цифре.
Мне кажется, излишне говорить, сколь циничны эти заключения. И сами слова, и согласительное молчание. И, казалось бы, можно только пожать плечами, удивляясь такой «гуманной» логике, если бы не продолжение истории. Зёрна были брошены. И упали, как видно, на благодатную почву.
В одном из последующих выпусков той же передачи новый гость - актер Артур Смольянинов - подхватывает эстафетную палочку у Венедиктова и в гневе вторит предшественнику: «А почему, - обращается он к невидимым собеседникам, - если вы говорите о геноциде Донбасса, то по официальной статистике начиная с 2014 года по 2022-й количество боевых действий неуклонно снижалось и в последние два года число потерь составило 8 или 5 человек?»
Актер Смольянинов не ограничивается этим и продолжает:
«Где мы были 8 лет? А где вы были 8 лет, почему вы не забрали этих людей в Россию?»
Каких людей актёр имеет в виду? Два с лишним миллиона жителей Донбасса? Чтобы они не гибли, нужно, оказывается, было не давать им права защищаться, а вывезти всех с родной земли?
Далее следует ещё более безапелляционное:
«Вы говорите у вас есть какие-то документы? (Речь, видимо, идёт о документах, подтверждающих гибель мирных людей на Донбассе). Покажите! Я не видел ни одного документа, я слышал только слова (Алексей Венедиктов нашёл – все документы в открытом доступе). Покажите! - неистовствует актер, картинно хмурясь. - Я хочу это видеть! Покажите, пожалуйста. Убедите меня. (Кто и в чём должен убедить актера Смолянинова?) Почему я должен вам верить на слово? За кого вы меня держите? Почему вы общаетесь со мной как с малолетним недоумком. Покажите, докажите. Вы не доказательны!»
(Просмотров у видео-ролика – 7,3 млн.)
Мне кажется ,этот великолепный монолог полностью самодостаточен и комментировать его особой нужды нет. И тем не менее, вопрос, который возникает после его просмотра: так интересовало ли вас, Артур Смольянинов, происходящее на Донбассе последние 8 лет? Если да - откуда же все эти – «Покажите!», «Убедите!», «Документы!»?
Действительно, в последние два года число обстрелов в ЛНР и ДНР сократилось. К счастью! Ключевая причина – соглашение о режиме прекращения огня, которое сторонам удалось заключить в июле 2020 года, - достижение, к которому шли шесть лет. Режим тишины продержался до февраля 2021-го, главным результатом его стало то, что за полгода не был убит и ранен ни один мирный житель (среди военнослужащих потери не прекращались).
При этом, за предшествующие июлю 2020 года шесть месяцев в Донбассе погибло восемь мирных жителей, ещё 47 получили ранения. Среди жертв, к примеру – ученица 11-го класса посёлка Александровка (западная окраина Донецка), получившая ранение в руку и спину: она попала под обстрел украинской БМП, идя с уроков. Или единовременное ранение трёх девочек начальной школы в той же Александровке: они находились дома, играли на полу у окна, во двор влетел и разорвался украинский снаряд, всех троих посекло осколками и отбросило взрывной волной вглубь комнаты. Или – ранения, которые в селе Саханка получил 13-летний мальчик Дима, попав под обстрел ВСУ. Жив Дима остался только потому, что его накрыл своим телом военнослужащий, который, увы, погиб на месте, сам мальчик стал инвалидом.
Может быть, это скрывали от Смольянинова? И это для него «недоказательно» и «неубедительно»?
В 2021 году мирные жители Донбасса также продолжали страдать. Вот один пример из того самого списка «малых потерь». Осенью прошлого года в поселке Гольмовский, что рядом с Горловкой, трое сельхозработников, имена их - Юра, Саша и Андрей - стали прицельной мишенью для беспилотника: на них, стоящих возле дома, с БПЛА было сброшено взрывное устройство, начиненное поражающими элементами. Все строе получили тяжёлые ранения. В состоянии передвигаться был лишь Юрий, он пополз к людям, теряя время от времени сознание. И дополз! Скоро на место прибыла «скорая». Двое выжили. Андрей, не приходя в сознание, скончался…
К слову, сегодня, число обстрелов Донбасса возросло многократно, являясь логическим продолжением происходящего в 2020-2021 годах и ранее. Каждый день в Донецке и других городах гибнут и получают ранения мирные жители.
А в остальном - да, местами было почти тихо. И временами ничего не происходило. Два последних года. И всё, вероятно, как-то сошло бы на нет, рассосалось бы. И совсем не требовало бы немедленного пресечения непрекращающихся преступлений и защиты людей. Ну, действительно, какой геноцид? «Вы не доказательны!»
Сергей Прудников
На фото: У мемориала погибшим мирным жителям Куйбышевского района и поселка Веселый, 2019 г.
*физическое лицо, признанное в России СМИ — «иностранным агентом»