Мы живём в мире, в котором потоки и объёмы информации настолько огромны, что навык медиагигиены становится жизненно-необходимым. Если вы не будете сознательно управлять своим информационным фоном, настраивать его под свои цели, задачи, интересы, вдумчиво оценивая поступающую информацию, то, скорее всего, потеряетесь или даже захлебнётесь в этом потоке. Ведь отравиться вредной информацией также легко, как и просроченной или сдобренной ароматизаторами и другой химией пищей. Но если наш желудок может при необходимости стошнить, то почистить голову гораздо сложнее.
В этой связи возникает вопрос из заголовка заметки – с чего начинается медиагигиена?
Коротко на него можно ответить так – с привычки правильно оценивать информацию и с понимания, что это надо обязательно делать. Нельзя впускать в свою психику контент, не анализируя и не оценивая его. Без этой привычки невозможно управлять своим информационным фоном, а значит, и управлять собой. Потому что поступающая к нам информация во многом формирует нас и влияет на наше поведение.
Но тогда возникает второй вопрос – а разве информацию можно оценивать неправильно?
Конечно. Миллиарды людей сотни раз в день оценивают информацию неправильно – с уровня эмоций. Вместо того, чтобы мыслить системно и целостно, они реагируют на первую возникшую у них эмоциональную реакцию, ставят «лайк» или «дизлайк», выбирают подходящий смайлик и листают ленту дальше, чтобы получить следующую порцию «информационного фастфуда», сдобренного усилителями вкуса и ароматизаторами, стимулирующими нужные эмоции. Думаете, что мы преувеличиваем, и всё не так плохо?
Наглядный пример
Представьте, что вам в ленте попался новый популярный музыкальный клип. Красивая музыка, красивый голос, красивая исполнительница, профессиональная операторская работа, яркие декорации – но разве может такая красота кому-то не нравится? И вот уже у клипа миллионы лайков, а в миллионах голов это песня и её автор заняли почётное место, как что-то хорошее, положительное, пример для подражания. Особенно в восторге от такого контента дети и подростки, которые только познают свой мир и формируют свои представления о нём. Вот он образ успеха, глянцевый путь к славе.
И где здесь ошибка?
Ошибка в том, что надо было задаться другим вопросом – не спрашивать себя «нравится / не нравится?» и не выбирать из подсунутого вам набора смайликов, а спросить себя: «эта песня полезная или вредная?» Для ответа на этот вопрос недостаточно обратить внимание на внешнюю красоту, гламур и яркость. Надо оценить текст песни – какие смыслы она транслирует слушателю. Быть может певица поёт о том, как весело пьяной ходить по клубам или о том, как она меняет по пять мужчин в день. Разве такие смыслы можно впускать себе в голову с пометкой «мне нравится»?
Может в клипе исполнительница одета как проститутка и ведёт себя похабно и примитивно? Может в её репертуаре все 100500 песен только про расставания и несчастную любовь? Может она сама занимает русофобскую позицию, давно живёт в Израиле, ненавидит Россию, призывая её уничтожить, и при этом сочиняет песни для русских? Разве ей тогда место в твоей голове с пометкой «Мне нравится»?
Вряд ли, но людей приучают именно так оценивать информацию – через лайки и смайлики, через эмоции – других критериев оценки в соцсетях и блогплатформах сегодня нет, хотя они вроде как разные и руководство у них вроде как разное.
И если плыть по течению, быть как все – то никакой медиагигиены не получится.
Потому что медиагигиена начинается с привычки правильно оценивать информацию, а как раз эту привычку у общества и не формируют. Точнее формируют противоположную привычку – неправильно оценивать информацию.
Если вы хотите управлять собой (а не быть манипулируемым со стороны), то надо приучать себя оценивать любой контент по критерию полезности. Ведь для того, чтобы оценить «полезно/вредно», надо проанализировать смыслы, содержание, идеи, начинку, а не вестись просто на гламурное оформление, которое внешне может быть очень привлекательным и профессионально сделанными.
Это как с пищей. Современная химическая промышленность может любую дрянь сделать вкусно пахнущей и вызывающей приятные впечатления/эмоции (вспоминаем вейпы или продукты с глутаматом), но ведь приятный запах и даже вкус не гарантируют пользы для организма. Поэтому можно ли при выборе питания для себя или детей ориентироваться только на вкус? Или желательно всё же учитывать состав продукта, его влияние на организм? С информацией и медиаконтентом ситуация аналогичная.
Проект «Думайте» вам в помощь.
Чтобы эта привычка – правильно оценивать информацию, становилась нормой жизни общества и формировалась как можно у более широкого круга людей, мы разрабатываем блогплатформу «Думайте», в которой оценка по критерию «Полезности» поставлена на первое место и имеет градацию из нескольких вариантов от «Очень полезно» до «Нейтрально» и «Вредно».
А для того, чтобы система могла определять, какая информация актуальна, интересна, подходит именно вам, добавлен дополнительный критерий оценки «по интересности». Ведь в мире много всего полезного, но надо формировать свой информационный фон в первую очередь из того, что соответствует вашим текущим задачам, целям и уровню развитию, поэтому этот второй критерий тоже считаем важным.
Оценивая тот же самый музыкальный клип по «Полезности» и «Интересности», зрители вряд ли будут думать только о голосе исполнительницы. Во всяком случае таких будет гораздо меньше, а большинство поразмышляет и над содержанием песни, посылом музыки, и в результате даст такому творчеству правильную оценку. Аналогичная ситуация и с любой другой информацией: познавательной, новостной, творческой, научной, развлекательной, аналитической.