Русские Вести

Русские - враги хуже немцев


Игровая индустрия быстро развивается и уже сегодня её используют как средство пропаганды. В материале Game over мы расскажем, кто, как и почему перевирает историю в играх.

К видеоиграм традиционно принято относиться как к чему-то несущественному. Сначала они воспринимались как развлечение для детей (и неважно, что весь "офисный планктон" в 90-х целыми отделами играл в Doom на рабочих компьютерах тайком от начальства). Однако сегодня уже всем становится очевидно, что эта молодая и крайне быстро развивающаяся индустрия по охвату аудитории скоро может обогнать кино, если уже этого не сделала.

По уровню доходов она переплюнула Голливуд. Современные крупные проекты имеют бюджеты блокбастеров, но собирают несоизмеримо больше. Для сравнения: самый кассовый фильм в истории – это "Аватар" Джеймса Кэмерона (2009 год), который собрал 2,92 млрд долларов. Самая прибыльная игра – это криминальный боевик GTA5 (2013 год), который на сегодняшний день заработала почти 8 млрд долларов. Усилившийся в последние годы тренд на экранизацию видеоигр ещё сильнее расширяет аудиторию геймеров. Недавно вышедшие сериалы Fallout и Last of us были тепло встречены как зрителями, так и критиками, а продажи игр, по которым они были сняты, резко подскочили.

Неудивительно, что с ростом влияния игр их начали использовать не просто как средство развлечения или способ самовыражения, но и как средство для продвижения "правильных" идей. Голливудское кино стало самым мощнейшим пропагандистским средством США в XX и начале XXI века. Миллионы мальчишек по всей стране охотились за постерами Рэмбо, несмотря на то, что герой культового боевика уже во второй части воевал со "злыми русскими" в Афганистане.

В наше время игры становится не менее важным инструментов для пропаганды. И если продвигаемые нарративы не стыкуются с реальной историей, историю правят.

Русские - враги хуже немцев

Президент России Владимир Путин на прошлой неделе подписал указ "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения". Он предполагает создание механизмов контроля не только над кино, но и над видеоиграми, которые с каждым годом набирают всё большую популярность.

СКРИНШОТ: TELEGRAM/"РИА НОВОСТИ"

 

И надо признать, что беспокойство главы государства возникло не на пустом месте. Чаще всего на перевирании истории попадаются американские и польские игровые студии. Одним из самых ярких примеров стала стратегия в реальном времени Company of Heroes 2 (2013), разработанная канадской студией Relic Entertainment.

Игра не просто "постеснялась" показать русских солдат как одну из сил союзников. Она выставила их откровенными злодеями, которые расстреливают безоружных немцев, взятых в плен, и издеваются над польскими партизанами. Красная армия, освободившая всю Европу и весь мир от фашизма, была показана как банда мародёров, которые грабят, убивают и насилуют. Стоит ли удивляться, что после такого мифы либералов о "миллионах изнасилованных немок в Берлине" получают вторую жизнь? А школьник из Нового Уренгоя публично извиняется перед депутатами бундестага за "невинноубиенных бойцов вермахта"?

СКРИНШОТ: STEAM/COMPANY OF HEROES 2

На сайте Metacritic (заблокирован на территории России за распространение запрещённого контента) был опубликован ироничный отзыв: "Спасибо. Гитлер бы играл в эту игру с удовольствием". Популярный русский блогер BadComedian (Евгений Баженов) даже призывал запретить распространение игры на территории России, чтобы русские геймеры, чьи предки, по версии канадцев, были убийцами, насильниками и мародёрами, не финансировали фальсификаторов истории. Однако этот демарш в итоге провалился, а руководство Relic Entertainment в ответ на критику заявило, что Company of Heroes 2 "исторически сбалансирована". Ровно через 10 лет в любящей "историческую сбалансированность" Канаде её собственный премьер-министр вместе с президентом Украины будут аплодировать ветерану СС в государственном парламенте.

СКРИНШОТ: YOUTUBE/IGN

В тактическом шутере Sniper Elite V2 (2012) от британской студии Rebellion Developments британский снайпер Карл Фэйрберн воюет как против немецких солдат, так и против советских. А заодно срывает тайный план СССР, который хотел похитить немецкие ракеты ФАУ-2 и атаковать ими Лондон. Зачем Москве атаковать своего союзника – сценарий игры умалчивает. Абсурда добавляет и то, что действие происходит в апреле-мае 1945 года во время битвы за Берлин, в которой в реальности участвовали только СССР и Германия. Никаких союзных войск в этой операции задействовано не было. Поэтому британский снайпер, который отстреливает русских в разрушенном Берлине, выглядит как откровенная издёвка.

Планы игрового Советского Союза ударить ракетами по Лондону сразу же после победы над Германией выглядят тоже дико. СССР после войны был обескровлен и сильно разрушен. Поэтому до англичан и мирового господства товарищу Сталину точно не было никакого дела. Первостепенной задачей было восстановление собственной страны. Чего нельзя сказать о том же Лондоне. Общеизвестно, что вынашивался план уничтожить Советский Союз именно в этот момент, в послевоенное время. 



СКРИНШОТ:STEAM/WAR MONGRELS

Аналогичный "взгляд" на Вторую мировую можно увидеть в тактике в реальном времени (этот жанр в геймерской среде называют "коммандос-лайк") War Mongrels (2021) от польской студии Destructive Creations. Игра рассказывает историю про польских партизан, которые, подобно британцу Карлу из Sniper Elite, убивают как немецких солдат, так и русских. Бойцы Красной армии, которые в реальности освободили узников "Освенцима", в игре – такие же враги, как и фашисты, убивающие поляков при первой возможности.

Тут стоит отметить, что у польских разработчиков вообще пунктик по поводу "злых русских". В польской ролевой игре The Thaumaturge (2024) авторы катком проезжаются по русским и их "имперскости".

СКРИНШОТ: TELEGRAM/БЕРЛОГА ГЛЮЧНОГО ПУХА

СКРИНШОТ: TELEGRAM/БЕРЛОГА ГЛЮЧНОГО ПУХА

СКРИНШОТ: TELEGRAM/БЕРЛОГА ГЛЮЧНОГО ПУХА

В стратегии в реальном времени игре Iron Harvest (2020), сделанной немецкой студией King Art Games по мотивам картин польского художника Якуба Ружальского, показывает альтернативную версию Первой мировой войны с гигантскими пилотируемыми роботами. И несмотря на то, что страны выдуманы, кто есть кто, становится сразу понятно, когда "злой Русвет" нападает на "добрую Поланию". Настоящую Первую мировую войну устроили немцы, и началось всё в балканском Сараево, но версия про злую Российскую Империю авторам нравится больше.

Любопытно тут то, что польские игровые издательства, которые так сильно не любят русских, не имеют ничего против продажи своих игр в России. За исключением крупных компаний, вроде CD Projekt RED (авторы "Ведьмака" и "Киберпанка 2077") и Techland (авторы серии Call of Juarez и Dying Light), никто из поляков от "кровавых" русских рублей отказываться не стал. Да и названные студии ушли из России во многом потому, что получают субсидии от польского правительства, а не из-за каких-то идеологических установок.

Ни слова по-русски

СКРИНШОТ:YOUTUBE/FORTUNATE 

В 2009 году игровую индустрию всколыхнул громкий скандал, когда в милитари шутере Call of Duty: Modern Warfare 2 (2009) от американского издательства Activision показали теракт в московском аэропорту, в котором должен был участвовать сам игрок. Миссия называлась "Ни слова по-русски". Такой приказ даёт главарь русской террористической группировки, который хочет, чтобы теракт выглядел как нападение американских боевиков, чтобы развязать войну между Россией и США. Игроку отводилась роль агента ЦРУ Джозефа Аллена, которого внедрили в террористическую группировку, и ему ничего не оставалось, кроме как расстреливать мирных граждан, чтобы не разрушить свою легенду.

Этот эпизод вызвал такой громкий скандал, что игру даже обсуждали в Госдуме. В итоге, чтобы не иметь проблем с русским законодательством, Activision в версии игры, которая распространялась в России, вырезала пресловутую миссию.

Но через 10 лет от того же издателя выходит ремейк первой части Call of Duty: Modern Warfare, где "прекрасно" всё. Игра показывает конфликт в очень похожей на Сирию вымышленной стране Урзикстан, где русские солдаты вешают мирных жителей на фонарях и убивают детей. Один из персонажей – это лидер урзикстанского сопротивления (явный намёк на сотрудничающих с США сирийских курдов) Фара Карим, семью которой убили русские, когда ей было 8 лет. Будучи маленькой девочкой, она расстреляла из АК-47 русского десантника с диким позывным Ж-12, который пытался расправиться с самой Фарой и её маленьким братом. В русской версии игры убивающих мирных жителей солдат называют "люди генерала Баркова", чтобы хоть немного отделить их от России. Но в англоязычной версии – это "русская армия". То есть, по версии, сценаристов, казни гражданских официально санкционировала Москва.

СКРИНШОТ:YOUTUBE/DRAUG

Дальше – больше. В игре показано знаменитое "шоссе смерти". Фара говорит, что русские обстреляли машины гражданских, которые пытались спастись из охваченного войной города. И это как раз является ярким примером фальсификации истории – американские сценаристы приписали России реальное (!) военное преступление, которое совершила армия США во время войны в Персидском заливе. В ночь на 27 февраля 1991 года США и натовские союзники нанесли авиаудар по двум шоссе, которые расположены между Эль-Кувейтом и иракской границей. По этим дорогам пытались эвакуироваться мирные жители. В результате были уничтожены тысячи автомобилей.

РЕАЛЬНОЕ "ШОССЕ СМЕРТИ". СКРИНШОТ:YOUTUBE/JAGLAVAKSOLDIER 

Такое перекладывание ответственности изумило даже западных игроков. Но авторы не увидели в переписывании истории ничего плохого. Нарративный дизайнер Call of Duty: Modern Warfare Тейлор Куросаки заявил, что Урзикстан – выдуманная страна, а "шоссе смерти" – просто поэтичное название, которое не обязательно должно обозначать американское преступление.

Думаю, в истории можно найти множество упоминаний слов "шоссе смерти" в разных случаях,

– отметил он.

Декоммунизация и русский корабль

Там, где не получается переврать историю, в ход идёт обычная русофобия. Помимо американцев, британцев, канадцев и поляков на этом поприще отметились украинские и чешские студии.

В украинской игре Metro Exodus, сделанной по мотивам книги русского писателя-релоканта Дмитрия Глуховского*, высмеиваются русские военные, которые перманентно находятся в состоянии паранойи и видят кругом врагов из НАТО (как показывают текущие события, враги из НАТО очень даже реальные). Кроме того, в игре можно получить ачивку (игровое достижение) "Декоммунизация", если отстрелить голову статуе Ленина в заброшенном пионерлагере (отсылка к украинскому "ленинопаду"), а в сюжетном дополнении "История Сэма" в одном из подъездов можно увидеть "любовное" послание президенту России Владимиру Путину.

Украинская игра S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl ещё не вышла, но уже умудрилась оказаться в центре громкого скандала. Сначала из неё полностью вырезали русскую озвучку, потом оказалось, что деньги, получаемые от русских игроков с предзаказов, идут на финансирование ВСУ. То есть разработчики подтолкнули собственных фанатов под статью "Госизмена". Далее команда "Сталкера" начала войну со всеми русскоязычными блогерами и в целом проявила себя как крайне токсичный коллектив. Подробнее об этом мы уже писали в материале "ИГРЫ КОНЧИЛИСЬ. "СТАЛКЕР" – УКРАИНЦЫ ПЕРЕШЛИ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ УБИЙСТВ".

Не отстают и чехи. В онлайн-шутере Gray Zone Warfare игроки обнаружили разбитую деревянную лодку с надписью "Русский военный корабль". 

СКРИНШОТ:TELEGRAM/VG/ДВАЧ

Это отсылка к фразе украинского солдата с острова Змеиный, который послал на три буквы русский военный корабль, когда его экипажу предложил сложить оружие. Фраза стала украинским мемом, который должен символизировать героизм и отвагу, хотя остров Змеиный ВСУ в итоге потеряли.

Что с того?

Со временем русофобия так допекла геймеров, что в магазине Steam даже появилась кураторская группа "Будь бдителен – русофобия!", которая составляет список игр, чьи авторы успели расписаться в ненависти к России и русским. Причём куратор не щадит никого, и попасть в список можно даже просто за проявление банальной трусости.

СКРИНШОТ:STEAM/БУДЬ БДИТЕЛЕН - РУСОФОБИЯ!

Например, среди перечисленных игр оказался симулятор европейского дальнобойщика Euro Truck Simulator 2, который анонсировал выпуск дополнения "Сердце России" с русскими картами, но после начала СВО, испугавшись санкций, отказался его выпускать. Досталось и разработчикам русской игры ATOM RPG Trudograd (отечественный ответ легендарной пошаговой тактике Fallout), которые на своём официальном сайте поменяли флаг России на бело-сине-белый флаг, а потом и вовсе удалили русский язык из игры. Правда, столкнувшись с народным негодованием, они решили не злить своих единственных фанатов и вернули русский язык. Уже названная выше The Thaumaturge отмечена как игра, которая "пропагандирует русофобию прикрываясь историческим сеттингом". Чешская Last Train Home "искажает историю Гражданской войны 1917-1922 годов, замалчивает и перевирает события, что привели к конфликту чехословацкого корпуса и советской власти с целью очернить последних". Разработчик русской игры INDIKA, которая была издана польской компанией 11 bit studio, является релокантом, "презирает русских на религиозной почве и называет всех политическими инфантилами из-за их православной культуры". Зарабатывать на "политических инфантилах" автор, тем не менее, не отказывается. Игра официально продаётся в русском регионе Steam.

Тут стоит отметить, что отечественная игровая индустрия постепенно поднимает голову, несмотря на крайне сложную политическую и экономическую обстановку.

Не так давно свет увидела игра от русских разработчиков Atomic Heart, которая даже на Западе вызвала эффект разорвавшейся бомбы и привлекла к себе внимание, несмотря на отчаянные попытки украинских властей и представителей украинского игрового сообщества "отменить" игру. Дело в том, что проект показывает альтернативную историю, где Советский Союз не только не развалился, но и стал одной из ведущих стран мира, совершив колоссальный скачок в развитии робототехники. На Украине фантазия разработчиков на тему преуспевающего СССР, который словно бы сошёл со страниц Кира Булычёва и братьев Стругацких, вызвала бурю негодования. Как и факт того, что русская игра привлекла на Западе больше внимания, чем украинский "Сталкер".

Этот пример показывает, что наша игровая индустрия тоже может продвигать свои нарративы. Не заниматься пропагандой, не переписывать историю, не оскорблять кого-то по национальному признаку, а показывать самобытную русскую культуру. Atomic Heart заинтересовала всех, потому что показала необычную для Запада и родную для русского игрока советскую эстетику. "Коммандос-лайк" "Партизаны 1941" показал без прикрас быт и работу советских партизанов. И в отличие от War Mongrels, игра не пыталась очернить союзников. Прямо сейчас к выходу готовится коллекционная карточная игра "Бессмертный. Сказки Старой Руси", которая, как нетрудно догадаться из названия, раскрывает тему сказочной мифологии. До неё ту же тематику затрагивала другая отечественная карточная игра – Black Book. И такой подход полностью оправдан. Людям интересно изучать чужую культуру. Особенно, когда им не пытаются затуманить мозг языком вражды и пропагандой.

*Дмитрий Глуховский – внесён Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иностранных агентов.

Автор: СЕРГЕЙ АНТОНОВ

Заглавное фото: MALTE OSSOWSKI/SVEN SIMON/SVEN SIMON/GLOBAL LOOK PRESS

Источник: tsargrad.tv