В американском издании ранее Нью-Йорк таймс появилось сообщение о том, что киберкомандование США активизировало усилия по взлому российской энергосистемы. Трамп в ответ обвинил NYT сначала в распространении фейков, а затем в предательстве национальных интересов. Почему США пожелали публичного обсуждения этого вопроса? Этим вопросом задается обозреватель Bloomberg Леонид Бершидский.
Как взломать российскую сеть
The New York Times рассекретила сведения о планируемом Пентагоном использовании «имплантатов» – размещенных в сетях вредоносных программ, задействованных в управлении российской энергосистемой, которые могут быть активированы в случае крупного конфликта.
«Лаборатория Касперского» уже много лет проводит конкурсы по взлому сетевого оборудования. В 2016 году в рамках данных состязаний хакерская группа из Екатеринбурга, не имеющая никаких познаний в области энергетики, взяла под свой контроль подстанцию, вызвав короткое замыкание на линии электропередач.
Российская сеть особенно уязвима по нескольким причинам, считает Бершидский. Во-первых, она огромна. ПАО «Россети» эксплуатирует 2,35 млн. км линий электропередач и 507 тысяч подстанций. Во-вторых, она находится в процессе масштабной цифровой трансформации, которая призвана к 2030 году значительно сократить потери при передаче электричества и понизить аварийность. Соответственно экспоненциально растет опасность киберпроникновения. Проблема усугубляется западным происхождением ¾ всего цифрового оборудования и почти всего программного обеспечения.
Если американская разведка установит имплантаты до того, как оборудование будет поставлено, нет никакой гарантии, что они могут быть обнаружены
- указывает Bloomberg.
Другими словами, обеспечение безопасности российской сети является гигантской задачей даже при наличии у русских превосходного опыта в обнаружении (и вероятном использовании) уязвимостей, считает обозреватель.
Зачем предупредили Кремль?
Было бы наивно, однако, думать, что Москва не была обеспокоена возможными кибератаками США на критическую инфраструктуру страны. Поэтому яростная реакция президента Дональда Трампа на публикацию New York Times, назвавшего ее «виртуальным актом измены», является чрезмерной. В связи с этим возникает вопрос: какую цель могла преследовала данная статья?
Моя теория заключается в том, что они хотели послать сообщение в Кремль, но не о том, что киберкомандование увеличило свою активность в энергосистеме РФ. Российское политическое руководство, специалисты по разведке и кибербезопасности уже знают об этих усилиях
- пишет Бершидский, слова которого подтверждаются источниками в разведслужбах РФ.
По его мнению, публикация в New York Times была призвана «обелить» президента США в глазах Кремля в случае кибервзлома энергосети. Дело в том, что прошлым летом Конгресс позволил министру обороны санкционировать «подпольную военную деятельность» в киберпространстве, не обращаясь к главе Белого дома за одобрением.
Президент США может даже не знать, что происходит, и это будет совершенно законно
- делает вывод обозреватель.