Сегодня певец Розенбаум в интервью АиФ призвал нас покаяться и извиниться перед Прибалтикой «за оккупацию».[1]
Увидит ли трубадур ответным реверансом извинения Литвы перед жителями Мемельского и Виленского края за продолжающуюся литовскую «оккупацию»?
Известно, что передача Литве г.Вильно и Виленского края была произведена волюнтаристским способом и отражало конъюнктуру момента. На момент передачи города литовским властям литовское население составляло там не более 3%. Как известно, литовские правительства, с момента выхода Литвы из состава СССР, проводят откровенно антироссийскую политику. Чего стоят,например, надуманные претензии компенсации. В этой связи, возможен ли отзыв подписи СССР Россией, как правоприемником СССР, — то есть дезавуирование подписи СССР под актом передачи г. Вильно и Виленского края Литве? А также дезавуирование подписи СССР под актом передачи Литве г. Мемель с прилегающей областью.
Решение о будущем этих двух территорий можно было бы передать на усмотрение мирового сообщества.
В.Гулевич: Само же мировое сообщество и постарается сделать всё, чтобы как можно меньше геополитических выгод досталось России. Но дело даже не в этом. Это нереально в силу, как Вы сами это назвали, текущей политической конъюнктуры.
А.Палецкис: Факт, что официальная Литва не хочет вспоминать об этих событиях. Это не вписывается в националистическую мифологию, на которой строится теперешняя политика. Но перекройка границ вызвала бы войны. Опять же, нам надо стараться выходить из порочного круга обоюдного национализма. Так мы пропадём все вместе. Надо политику строить на общности экономических интересов. Псевдо-патриоты Литвы уже обанкротились, их скоро сметёт свой же простой народ, который не настроен враждебно к другим народам.
Н.Малишевский: Во всяком случае основания для этого есть.
Современная Литовская Республика вышла из состава СССР в 1991 году с территорией, которая на треть превысила ту, с которой она вошла в состав Советского Союза в 1940 году! Литва, уйдя из Советского Союза как «восстановившееся довоенное государство» почему-то увела за собой территории, полученные в составе СССР – Клайпедскую область, курорт Друскининкай и даже свою столицу Вильно. И это называется «оккупацией и аннексией Литвы», за которые требуют компенсацию?!
Нелишне напомнить, что в 1945-м Сталин распорядился передать Литве Клайпедский регион (оккупированный Германией весной 1939 года), причем с устьем Немана (район Русне) и северной частью Куршской косы. А осенью 1939-го СССР передал Литве (особо замечу - «несоветской») Вильно с прилегающим районом, захваченные Польшей в 1920 году. За юго-западную часть Литвы (Вилкавишский район) советское правительство в 1941 году и вовсе заплатило Германии 7,5 миллионов долларов.
СССР вооружённую агрессию против литовского государства не осуществлял и каких-либо военных действий никогда не вёл. Следовательно, определение «оккупация» в отношении присутствия частей Красной армии на территории Литовской Республики до июля 1940 года, а затем на территории Литовской ССР до начала Отечественной войны, а также после её окончания до 1992 года, - юридически абсолютно ничем не обоснованно.
Ввод частей Красной армии в Литовскую республику в середине октября 1939 г. и вывод советских войск из современной Литвы был осуществлён на основании соответствующих двусторонних межгосударственных договорённостей между Литвой и СССР, не содержавших никаких определений, которые констатировали бы оккупационный статус Советской Армии, подобно, скажем, тому, как это было на территории Германии после разгрома вермахта и капитуляции III Рейха.
Определение «аннексия» (присоединение), которое в последнее время всё чаще звучит в прибалтийских СМИ, также неуместно для определения того, что произошло в 1940 году, поскольку силового присоединения территории другого государства к территории СССР не было. Наоборот, всё происходило на законных основаниях. Советские войска были введены в республики Балтии на основе юридически оформленных договоров и строго соблюдали установленный порядок. Зачем это надо было советской стороне?
Дело в том, что после литовско-германских переговоров, 20 сентября 1939 г. сторонами были выработаны и парафированы «Основные положения договора об обороне между Германским Рейхом и Литовской Республикой» (Так как министр иностранных дел Литвы И.Урбшис под каким-то предлогом уклонился от официальных переговоров с Германией, инициативу взял на себя посол Литвы в Берлине полковник К.Шкирпа, которого уже тогда за преданность нацизму называли «уполномоченный Гитлера по делам Литвы»). Первая статья этого договора гласила: «Литва становится под протекторат Германского Рейха». 30 сентября 1939 г. Гитлер, на всякий случай, приказал сохранить в Восточной Пруссии войска, «чтобы быстро оккупировать Литву, даже в случае её военного сопротивления».
Известно, что лучшие сорта лжи делаются из полуправды. Поэтому в современной Литве холуйствующие историки перекраивают и подтасовывают исторические факты в угоду правящей элиты, спекулируя по поводу пресловутого пакта Молотова-Риббентропа, но в то же время замалчивая пакт Риббентропа-Шкирпы. [2]
на верхнем фото: Подписание министром иностранных дел Литвы советско-литовского договора о передаче Литовской республике г.Вильно и Виленской области.
на фото: Посол Литвы в Германии Казис Шкирпа и министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп, в присутствии министра иностранных дел Литвы Юозаса Урбшиса (сидит за столом), подписывают 23 марта 1939 г. в Берлине Договор о передаче Мемельланда Третьему Рейху*.