Украинский генерал на коленях перед послом США. Нас Запад видит точно такими же
Верно, многие смотрели документальный цикл фильмов «Анатомия предательства». Цикл весьма познавательный, но, по моему скромному мнению, не до конца раскрывающий всю подноготную предательства как явления. Не так уж много внимания было уделено тому фундаменту, на котором строится предательство. Деньги, шантаж и банальный страх — вещи, конечно, эффективные, но слишком точечные, а нужна массовость.
А что может стать фундаментом подобной массовой склонности предать собственную страну и народ? Лакейство, тот комплекс неполноценности, который в глубине черепной коробки почти на бессознательном уровне толкает человека отречься от собственного Я.
Но и лакейство не появляется в вакууме. Человек не просыпается утром и не вскакивает с кровати с криком шакала Табаки «а мы пойдём на север». Для воспитания такого комплекса требуются годы и даже века упорного труда, словно обработка наждачной бумагой свежего столярного изделия.
А вот когда вы доводите данный комплекс почти до совершенства, то все точечные приёмы по вербовке новых «Иуд» почти не понадобятся или как минимум станут намного дешевле. Будущие «Бруты» и «Кассии» сами побегут к вам, порой затаптывая друг друга.
И тут становится интересно, как именно так ловко ходила западная наждачная бумага по черепным коробкам нашего народа, что хватает жалкой сотни тысяч для теракта, а для мелкого пакостничества в Сети и покупать никого не надо?
«Подальше положишь — поближе возьмёшь»
Считать, что комплексная информационная и психологическая война против России началась только в ХХ веке, просто нелепо. Комплекс неполноценности у нашего народа культивировали веками. Своеобразные «закладки» делали со времён Иоанна Васильевича, но определённый расцвет наступил уже во времена Наполеоновских войн и возникновения «западничества» и «славянофильства».
В XIX веке прославился Павел Христофорович Граббе, генерал от кавалерии, герой Отечественной войны 1812 года и Кавказской войны. Он был членом Союза благоденствия, но резко отрицал насильственный метод смены власти, потому и отошёл от соратников. Правда, после восстания декабристов ему пришлось провести четыре месяца в крепости до оправдания.
Будучи русским офицером по духу, хоть и имея шведско-финские корни, как-то раз в сердцах Павел Христофорович написал: «Чем сделались мы, и во что мы не наряжались умом, языком и наружностью? То мы голландцы, то пруссаки в самом жалком и смешном виде, то французы, то англичане. Всего более боялись и стыдились мы быть русскими! Обезьяны Европы! И звучный, полный, благородный язык свой мы предоставили употреблению, как сами говорили, непросвещенной части народа и сословиям, не имеющим средств просвещения; а сами в своих гостиных, говоря между собою, мы, русские, стараемся, чтобы нас приняли не за русских, а за французов по языку».
Как это ни удивительно, но жертвой моды на западничество стал даже великий русский поэт и храбрый офицер Михаил Юрьевич Лермонтов. Дело в том, что воспитывала его бабушка, жёсткая помещица, единственной любовью которой был внук. Поэтому ему в учителя выписали всех по «последней моде».
В итоге Лермонтов уже в зрелом возрасте горевал, что не было у него в воспитателях никого из соотечественников, а потому не знал он русских песен и сказок. Михаил Юрьевич сам писал об этом: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях. Как жалко, что у меня была мамушкой немка, а не русская, я не слыхал сказок народных: в них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности».
Ещё более символично, что трагическая судьба Лермонтова тесно переплетена с судьбой великого Пушкина. Суть в том, что Михаил попал во второй раз в горнило Кавказской войны именно из-за известных событий на Чёрной речке.
Первый раз Лермонтов попал на войну из-за стихотворения «Смерть поэта», которое Михаил написал в ответ на восхваления личности и «благородства» Дантеса в «высшем обществе». А во второй раз он был сослан на Кавказ из-за дуэли с сыном… французского посла Эрнестом Барантом. К счастью, Барант промахнулся, а Лермонтов пожалел француза и выстрелил в воздух. И сразу был заключён в крепость, пока Барант с друзьями из французского посольства спокойно посещал балы и активно распространял слух, что и Михаил Юрьевич тоже «промахнулся».
Однако после стихотворения «Смерть поэта» настроения в «высшем обществе» несколько изменились, и позор с восхвалением Дантеса поутих. Поэтому чиновники высшего ранга стали наведываться к Лермонтову с требованием поменять показания, но каждый раз натыкались на резкий отказ. Наконец, Михаил Юрьевич заявил, что готов клеврета Баранта вызвать на дуэль, повторную. «Высшее общество» снова забурлило, а власти решили опять сослать поэта подальше на войну.
Во время второй ссылки Лермонтова представят к награждению орденом Святого Владимира 4-й степени и даже к награждению золотой саблей «За храбрость». Но каждый раз эти представления будут отклонены, дабы не «накалять» настроения Европы, в которой на французских дипломатов стали смотреть иначе. Короче говоря, старые добрые СМИ сыграли свою роль, а также «приятные» и «благородные» люди из «высшего света».
Пропаганда, которую «не видят»?
К сожалению, дикая мешанина методов пропаганды и PR, их различия и научно-величавая калгатня высоких лбов, непосредственно занимающихся этим, создали полный вакуум осознания всего комплекса явлений манипуляции в обществе. Даже в большинстве профессиональных пособий спецы от PR пользуются крайне обтекаемыми травоядными формулировками, хотя в итоге пользуют инструменты всего комплекса для достижения цели.
Сыграл злую шутку с нашим обществом и опыт часто неуклюжей советской пропаганды. Можно хотя бы вспомнить опус Алексиевич советского периода, когда она так пылко признавалась в любви к Дзержинскому, что рвотные потоки накатывали невольно. Автору же вспоминается многометровая красная надпись «Миру — мир» на здании новороссийского элеватора. Прохожие саркастически махали рукой с видом знатока, мол, пропаганда. Никому и невдомёк было, что фактически это просто часть пейзажа, а отнюдь не пропаганда.
В самом деле, наше общество совершенно не понимает, что такое пропаганда. Для обывателя пропаганда — это кумачовый транспарант на заводской трубе.
Западная же пропаганда — настоящий левиафан. При этом ничего сверхсложного в этом нет. Просто наши западные «партнёры» учитывают и грамотность выбора каналов коммуникации, и целевые и ключевые группы, и видимую ненавязчивость воздействия вкупе с её масштабностью охвата.
Попытаемся представить несколько огрублённую модель пропаганды западного типа. Среднестатистический Джек, а учитывая развитие информационных технологий глобального мира, то и Федя с Анечкой, идёт в кино, а там и инопланетные роботы за «свободу» в США сражаются, и храбрый «Переводчик» афганского друга спасает, и американские «кавалеристы» из одноимённого фильма армию Дустума в бой ведут. Ну а если Джек решит устроить домашний просмотр, то его будут ждать сериалы вроде «Родины», авторов которого в течение нескольких недель дрессировали в Лэнгли, чего они и не скрывали. В другие же сериалы нет-нет да и вплетут серию о «страшных русских».
Вот и притомился наш друг Джек, а потому решил сходить на концерт. И тут понеслось: леди Гага с Мадонной и радужной повесткой наперевес, фронтмен U2 Боно, Стинг и вся команда Scorpions рвут глотку «за Украину».
И захочется как-то отвлечься. К примеру, полистать журнал о путешествиях и природе. Но все стратегические «враги» и там будут выглядеть, как злодей из театра-оперетты, нищий, глупый, но опасный. Помнится, как-то я листал GEO и National Geographic за разные месяцы, в которых был опубликован материал о КНДР. Создалось впечатление, что материал был клонирован, только слова переставляли местами.
Так, к чёрту официальные издательства, знаем мы их. Джек бежит во Всемирную сеть — там-то настоящая свобода! И какой же сюрприз его там ждёт! В феврале 2022 года я, чтобы отвлечься, вышел на канал любителей синти-вейва, ностальгической, стилизованной под 80-е годы музыки. И вот канал, который ранее не участвовал ни в каких политических акциях, буквально запестрел треками «за Украину». В тот же период и один кулинарный блог вдруг возопил, что февраль 2022 года стал самым «чёрным» в их кухонной жизни, и т. д.
Обывателю, конечно, невдомёк, как сообщество каких-нибудь омских астрономов, самарских филателистов или, не дай бог, лондонских энтомологов вдруг встает на защиту Навального, Украины, Грузии — вставить нужное, как говорится. И да не поднимется ваша рука дать им ответ. Старая добрая травля поставлена на широкую ногу. Заинтересованные люди мигом обрушат на вас гнев «общественности» такой силы, что вы почувствуете себя христианином времён Древнего Рима.
Конечно, в «нужный» момент подключаются и ЛОМы (лидеры общественного мнения), и «боты», и прикормленные СМИ. В итоге складывается впечатление, что именно «мировая общественность» говорит с вами, что это ваш «голос разума» заблуждается, что именно на Западе горит пламя «свободы». Всё это обволакивает будто незаметно. Ну как ребята, коллекционирующие бабочек или разглядывающие Бетельгейзе, могут быть ангажированы? Абсурд!
Пикантности всему инструментарию придают технологии, меняющие роли прежних «отвёрток» и «фомок». Так, ЛОМов теперь можно даже не окучивать и не выращивать долгие годы, а искусственно надуть за считанные месяцы. Так «надули» Гузель Яхину, «певицу» Монеточку (признана иноагентом), а сейчас «надувают» восходящую молодёжную «звезду» Дарьяну. Чего только стоит один метод «оптимизации» или «пессимизации» сетевых постов.
Двойные стандарты — не абстракция, а политика!
Когда речь заходит о двойных стандартах, то внимательный читатель мигом вспомнит и потуги янки отправить руководство России в Гаагу, хотя сам Вашингтон данный «судебный орган» не признаёт. Вспомнят и американскую истерику по поводу попытки введения закона об иноагентах в Грузии, несмотря на функционирование подобного же закона на территории самих США с 1938 года. Примеры можно приводить бесконечно.
Но гораздо более интересно, что двойные стандарты изящно внедрили и в массовое сознание, опустив планку с высшего политического уровня до уровня кухонной болтовни и светского трёпа на вечеринках. Культивирование комплекса неполноценности не могло обойтись без внедрения практики двойных стандартов.
Увы, автору пришлось и на собственной шкуре это испытать с непременным сужением круга друзей и знакомых в итоге. Так, ещё до начала СВО мой друг вернулся из Испании (или Италии — уже плохо помню). С какой же горячностью на грани оргазма он мне рассказывал про ежегодный марш какого-то «монашеского» ордена в испанской глубинке. Мол, с каким трепетом там хранят традиции, не то что… у нас, естественно.
Наконец, мой друг достал телефон и показал фото. Я, мягко говоря, обомлел. На картинке группа каких-то рыхлых мужиков а-ля бухгалтер нашего совхоза, одетые в картонные доспехи, плащи из китайской клеёнки и вооружённые деревянными мечами, нестройно брели по брусчатке.
Я немедленно указал, что способ хранить традиции странный. Ходят эти животастые «монахи» в крестовые походы? Нет. Являются ли действующими монахами? Нет.
Парадокс был в том, что всё тот же мой друг на чём свет стоит проклинал казаков и их традиционные марши в Краснодаре. Не было ни одной нашей встречи, чтобы казакам не досталось эпитетов вроде «ряженые». Не сдержавшись, автор провёл аналогию между казаками, которые, между прочим, военнообязанные, а в мирное время несут патрульную службу, и этой толпой дряблых тел, кажется, бредущих в бар, а не освобождать Гроб Господень. Закончилось всё стандартным дежурным выражением «это другое».
И таких примеров была масса. Почти незаметных, бытовых, но глубоко укоренившихся. Знакомые пускали слюни при виде «японских» роллов, скатанных двумя казахами в подсобке бывшей столовой, и воротили нос от селёдки с варёной картошкой. При виде каких-нибудь кришнаитов они сами впадали в транс, а стоило появиться на горизонте православному батюшке, как из них словно черти лезли. Один мой приятель, слывший атеистом и даже антиклерикалом, в какой-то момент так увлёкся всей этой экзотической мистикой вперемешку с нью-эйдж, что чуть не попал в психиатрическую больницу из-за экспериментов с «солнцеедением».
Если окончательно утрировать, то фрагментированное сознание наших «героев» выглядит так: Хэллоуин — это файн, День Победы — зашквар, гамбургер — файн, кулебяка — зашквар и т. д.
И вся эта масса отнюдь не безобидна, как кажется на первый взгляд. Сбиваясь в группки и набирая вес, они рано или поздно попадают в «правильные» руки. Они вольно или невольно становятся активом определённых сил. И сам этот путь мог быть начат с какой-нибудь мелочи вроде «да, наши так не умеют». И тут не могу не согласиться. Именно так мы не умеем. Украшающая нас скромность сыграла против нас…
Гордость лакея — сила его хозяина!
Если даже беглым взглядом осмотреть всё вышеописанное, то закономерно вспомнятся знаменитые слова великого Фёдора Михайловича Достоевского:
«Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить».
Достоевский смотрел в корень. Он прекрасно понимал, что с лакейства и комплекса неполноценности по отношению к Западу и начинается тот путь, который в итоге может привести к банальному предательству. И за долгие годы обработки это предательство самим персонажем будет преподноситься как достижение, как акт мужества. Есть граждане с отключённым чувством самосохранения, готовые бросить бомбу, а есть просто «информационный шум», но все они важны в большой мозаике.
Присутствует в эффекте культивирования лакейства и деструктивный элемент, который не сразу бросается в глаза. Автор имеет в виду патологическую тягу к повторению всех, даже самых деструктивных, инициатив Запада.
К примеру, отменили смертную казнь в Евросоюзе — и сразу наши бросились повторять, словно не понимая, что реальность империй диаметрально противоположна реальности маленьких стран, сбившихся в «могучую кучку». Вот ввели в Европе бакалавриат, как сразу это творение Франкенштейна появилось у нас. Да взять хотя бы иррациональную склонность наших экономистов доверять западным финансовым рейтингам… Везде выползают ушки какого-то холуйства. Иногда из-за таких явлений мы просто обречены повторять ошибки западных стран, вместо того чтобы извлекать из этого конкурентную выгоду.
Но в данный исторический момент, несмотря на всю его тяжесть, в рамках СВО, раскручивания практики применения закона об иноагентах и глобальном развороте на Восток и Юг бывшие оголтелые западники медленно мутируют в маргиналов. Взять хотя бы интервью иноагента Шендеровича, которые более напоминают беседы ребят в шапочках из фольги. Или откровения такого же иноагента Невзорова, по которому экзорцист плачет.
Будет ли использован момент для снятия этой многовековой пелены с глаз целого общества? Как знать…
Сергей Монастырёв