У каждого из нас свои музыкальные предпочтения. И хорошо, когда не просто слушаешь песню, а ещё и смотришь клип. Но не каждый из нас задумывается, почему в клипе показывают именно это, а не что-то другое. Вот когда мы смотрим рекламу, нам понятно, зачем нам это показывают и кому это выгодно. Со временем мы становимся невосприимчивы к рекламе – как только она начинается, сразу переводим внимание на что-то другое, стараемся её не смотреть.
Но и рекламные технологии не стоят на месте. Рекламщики поняли, что реклама становится менее эффективной и стали думать, как эту эффективность повысить. И очень быстро поняли, что рекламу неплохо бы вставлять и в тот контент, который люди смотрят и слушают. То есть показывать рекламу не в перерывах между фильмами, а непосредственно в фильме.
Например, в сериале домохозяйка стирает одежду порошком «Тайд». Никто нам не говорит, чтобы мы покупали именно «Тайд», но увеличивается узнаваемость бренда и вероятность того, что мы купим именно этот порошок.
Программирование на потребление алкоголя на примере клипов группы Винтаж и Григория Лепса
Это называется Product placement (продакт плэйсмент) – рекламные интеграции в фильмах, клипах. Есть ещё вирусные видео. Суть такая: в интернет выкладывается смешной ролик, в конце которого рекламируется товар, который является частью сюжета. Пользователи смотрят ролик, получают положительные эмоции, добавляют его себе, пересылают друзьям и т.д. То есть действуют так, как и нужно рекламодателям. Эти методы для нас очевидны, но есть и более тонкие методы, с которыми мы познакомимся в данной статье.
Существует такой метод воздействия на сознание человека, как создание триггера. Триггер – это какое-то событие, явление, вещь, вызывающая у человека определённые закреплённые эмоции, мысли чувства. Например, девушка слышит музыку, под которую танцевала медленный танец со своим парнем. Тут же в её сознании возникает его образ, голос, какие-то совместно прожитые ситуации.
Триггер может вызывать также неприятные воспоминания, эмоции. Например, у некоторых людей, посмотревших фильм «Груз 200», непроизвольно вспоминаются все эти ужасы, когда они слышат песню «В краю магнолий» («Не зная горя-горя-горя, в краю магнолий плещет море…»). То есть, триггеры могут и негативно сказываться на нашем настроении и нашей жизни. Причём, человек, даже понимая природу триггеров, ничего с этим не может поделать. Песня заиграла, нахлынули воспоминания.
И рекламисты сообразили, что если этот эффект имеет такое сильное влияние на сознание человека, то хорошо бы его использовать для впаривания товаров. Для того, чтобы понять как это происходит, давайте разберём клипы «Мама-Америка» и «Рюмка водки на столе».
В клипе «Мама-Америка» нам показана история двух подруг, одна из которых начала встречаться с парнем. Её подруга, с детства завидовавшая ей, начинает строить глазки её парню. Парень же ведёт себя как-то неопределённо – шутит, смеётся, заигрывает с её подругой. Даже подарил им одинаковые телефоны. В конце клипа она шлёт ему смс «Ты где?». Он пишет «В кафе «Америка»«. Она отправляется туда и сквозь витрину кафе видит, что он сидит там и мило беседует с её подругой. В шоке от такого предательства она уходит и в неё врезаются машины, но никакого вреда ей не приносят.
Показ этой истории разделяется вставками, в которых преданная любимым и лучшей подругой девушка потребляет алкоголь. Ну, потребляет и потребляет, казалось бы, что с того? Но посмотрите КАК она это делает. С каким надрывом. Она даже не пьёт, она заливается им. Мол, вот ты какой предатель, вот ты какая подруга? Так нате, получайте, назло вам напьюсь самого дешёвого пойла, чтоб вы все знали, что натворили!
Девушка, которая будет смотреть этот клип, будет сопереживать главной героине, сравнивать её судьбу со своей, отождествлять себя с ней. И, одновременно, в её мозгу будет откладываться модель поведения «Предал парень и/или лучшая подруга – залейся алкоголем им всем назло, пусть они всё это видят, пусть знают, как они с тобой поступили».
Клип Григория Лепса «Рюмка водки на столе» – это вариант программирования на потребление алкоголя, направленный больше на мужчин. Но принцип программирования абсолютно тот же самый: «Берём острую цепляющую эмоциональную ситуацию, вплетаем в неё модель поведения с потреблением нужного товара (в данном случае, алкоголя). Готово! Вы отвратительны!»
В данном случае, главная эмоция – ностальгия. Немолодой уже мужчина бродит по пустынным улицам, на которых прошло его детство, где они с пацанами играли в футбол, где дёргал Ленку из второго подъезда за косы, и как боялся, что пацаны узнают что он в неё влюблён… И хорошо отрешиться от всего мира, не идти сегодня на работу, а вот так вот бродить по улицам, вспоминая как дрались и мирились, как ходили на речку, курили за гаражами. Хорошо вспоминать и ностальгировать, но не хватает «толькоооо рюмки водки на столе, и чтоб плакал за окном ветер…»
И, когда задумаешься об этом, поражаешься мастерству и циничности этих маркетологов, которые влезли даже в такие тонкие грани человеческой психологии, и в обход человеческого сознания буквально заставляют человека потреблять алкоголь, ведь человек не понимает, что действует триггер, который он подцепил вот в таком вот клипе. А если и понимает, то мало что может с этим сделать. Чтобы избавиться от триггера для начала надо осознать его наличие.