Русские Вести

Последствия распространения клипового контента


Некоторые социальные сети на уровне алгоритмов системы ориентированы на создание и распространение «информационного фастфуда», то есть краткой, быстрой, эмоциональной и малосодержательной информации.

Регулярное погружение пользователя в подобный инфопоток приводит к формированию у него хаотичного (по-другому «калейдоскопического» мировоззрения), в котором бесчисленное количество разных несвязанных между собой фактов и образов создают огромную информационную мусорку, препятствующую адекватному мышлению и поведению. Особенно опасно это явление в отношении детей, чьи мыслительные способности и картина мира только формируются.

Посмотрим на несколько популярных медиаплатформ, страдающих этой болезнью.

  • ТикТок – самая вредная с точки зрения алгоритмов клиповая соцсеть. Принудительное ограничение длительности контента до 15-60 секунд программирует творцов на поверхностно-деградационное творчество. В свою очередь зрители такого контента (чаще всего дети) формируют у себя хаотичное мировоззрение.

Подробна эта тема раскрыта в видеоролике:

К сожалению, в России сейчас создан и активно рекламируется свой аналог ТикТока – соцсеть Yappy. А многие классические платформы видеоблогинга по типу Ютуба и Рутуба вслед за ТикТоком начали использовать форматы клипов.

  • Твиттер, Threads – сервисы микроблогинга, построенные на распространении очень краткой информации. На размер постов наложено ограничение в 140 или 500 символов.
  • В значительной степени проблемой клиповости страдают такие площадки как Пикабу и запрещённая в России соцсеть Инстаграм, на которых исторически преимущество отдано визуальной информации. Хотя их вред всё же ниже, чем в случае с ТикТоком, так как они допускают и форматы заметок, статей и достаточно объёмных видеороликов или трансляций.
  • С недавних пор активное навязывание клипового контента происходит в социальной сетях ВКонтакте и Одноклассники. Раздел с клипами вынесен в главное меню мобильных приложений, что привлекает к нему огромное внимание пользователей. Создание клипов на уровне алгоритмов платформ поощряется охватами и даже является обязательным условием для монетизации авторами сообществ своего творчества.

Каким образом можно противодействовать распространению клиповости:

1. Создавать платформы без клиповых форматов контента.

Современные платформы придумывают всё новые форматы краткого медиаконтента (шортсы, сторисы и т.д.), но для общества будет гораздо полезнее расширять спектр и популяризировать длительные форматы: лекции, подкасты, аналитику, подборки, доклады и т.д.

2. Не ограничивать авторов по объёму публикуемых материалов.

Платформа должна позволять пользователю создавать длинные статьи и видеоролики. Принудительное ограничение продолжительности видео или объёма публикации заставляет автора переориентироваться на выпуск «информационного фастфуда».

3. Поощрять объёмные публикации продвижением в умных лентах и системах рекомендаций.

Для этого на уровне алгоритмов платформы надо увеличивать вес таких публикаций в лентах; создавать на сайте отдельные разделы/вкладки для привлечения внимания к таким материалам.

4. Создавать и популяризировать платформы, на которых преобладает текстовая информация.

Взаимодействие с текстовым контентом в большей степени способствует развитию мозга, так как требует интеллектуальных усилий на прочтение и формирование своих образов полученной информации. Потребление визуальной информации гораздо чаще протекает в расслабленном развлекательном режиме, без задействования аналитических способностей.

5. Ограждать детей от платформ с клиповым контентом.

В случае, если на платформе в лентах и рекомендациях доминирует клиповый формат подачи информации, сайт должен иметь строгие возрастные ограничения и быть недоступен детям.

Скорее всего, можно найти и другие механизмы снижения масштабов распространения клиповости в современном информационном пространстве. Делитесь своими идеями и размышлениями в комментариях.

Источник: whatisgood.ru