Русские Вести

Популярные клипы 2000-х. На что программировали общество через музыку?


Чему учит клип «Чёрный бумер»?

Кратко: Клип «Чёрный бумер» рекламирует дорогие машины, изображая их атрибутом успеха и крутости. Песня также призывает попустительски относиться к проблемам окружающих, сосредоточившись на весьма примитивной цели: «крутая тачка и много девок».

Подробно:

Если оценить смыслы текста и посыл видеоряда – то на поверхности, конечно, реклама автомобиля БМВ. Вероятно, песня и клип были сняты и продвинуты на деньги этой фирмы. Крупные корпорации часто используют этот механизм популяризации своего бренда – на профессиональном языке такая скрытая реклама называется «product placement», то есть вплетение некоего товара в сюжет или фон художественного произведения.

Но реклама машины – далеко не единственное, что продвигает песня Серёги «Чёрный Бумер».

Вместе с «бумером» песня пропагандирует и своеобразный образ жизни, или точнее образ успеха, к которому, по всей видимости, предлагается стремиться простым «парням с рабочих окраин». А «успех» предельно примитивный – обзавестись крутой машиной, чтобы к тебе проявляли интерес все девушки твоего района:

«Чёрный бумер, чёрный бумер
Девкам очень нравится

Но отказать я не могу девчонке ни одной
Ведь для того и нужен бумер, он всегда со мной
Садись смелей девчонка, покатаемся с тобой».

Видеоряд клипа хорошо дополняет содержание текста прыгающими в машину многочисленными девушками и мокрыми стриптизёршами, танцующими на фоне датчиков скорости и оборотов. Весьма показательны и такие отрывки песни:

«А наш райончик на отшибе городском стоит
И вся округа день и ночь стаканами звенит
Ребята местны горьку пьют не знают фитнеса
Всё потому, что перспективы нет и бизнеса
Ай улица родная семь домов, три доски
Здесь делать неча наши мурки воют от тоски
А только мне всё нипочём до самых сумерек
Я по райончику форсю на чёрном бумере».

Родной город главного героя песни спивается и загибается, а ему «всё ни по чём», ведь у него есть «бумер и мурки». Вот так компания БМВ не просто прорекламировала свой товар, но ещё и помогла сформировать в обществе своеобразный взгляд на жизнь, который кратко можно выразить фразой: «плевать на всех, главное, чтобы была тачка и девки». И всё это под весёлую музыку и слова душевного паренька, вроде как из народа.

Кстати спустя почти два десятилетия на экраны вышел ещё один клип с тем же названием и напевом. В этот раз за авторством Серёги и Давы – их имена написаны на современный англофильский манер «DAVA ft. SERYOGA». Рекламы брендов и гадких смыслов в него напихали ещё больше – чувствуется, что прогресс манипулятивных технологий не стоит на месте. Вот только от такого «прогресса» лучше держаться подальше.

А если уж попали под «информационный обстрел», не поленитесь и проведите подобный анализ, сделав «ответный выстрел».

Клип «Kylie». Станцуем под песню про изнасилование?

Мелодию песни «Kylie» группы Akcent, наверное, все взрослые помнят. Лет пятнадцать назад она постоянно звучала на радио, в кафе, по ТВ. Но мало кто знает, о чём в ней поётся, хотя примерную направленность можно понять даже из первых строк:

Кайли, дай мне…
Кайли, дай мне…

Если посмотреть перевод всей песни, то содержание прямо говоря похабное – поётся о том, что парень хочет потанцевать, а потом переспать с девушкой «на заднем сиденье своей машины». При этом он уверен, что она ему ответит взаимностью, потому что, как он сам выражается: «я здесь самый крутой парень».

Кто-то скажет: «Ну и что с того? Мне просто нравится мелодия, а о чём там поют – какая разница». Но разница всё же есть. Так как, даже если вы не знаете английский, то окружающие люди знают. Да и дети его учат в школе, и многие из них, познавая мир, проявляют интерес к тому, что сейчас популярно в массовой культуре. И как они должны отреагировать на такое содержание?

Хотя стоит признать, что сегодня пошлостью на музыкальных каналах, контент которых иногда выглядит как состязание по стриптизу, действительно мало, кого удивишь. Этот защитный барьер в головах людей уже пройден. Но сам клип всё же удивляет.

В нём показан процесс кругового изнасилования. Девушка отказывает парню, но он что-то подсыпает ей в стакан, и она, видимо под действием наркотика, вступает в контакт с несколькими мужчинами подряд. Как вы понимаете, всё это в вперемешку с танцами, алкоголем и весёлой музыкой. В конце клипа она отдаётся и тому, кто подсыпал ей наркотик. Происходит это на заднем сиденье автомобиля.

Ну что – всё ещё хотите потанцевать под задорное «Kylie give me just a chance. Let’s go out and dance»?
Так как никакого наказания главный герой клипа и его подельники в конце не получают, то показанное вполне себе тянет на пропаганду наркотиков и изнасилования. В принципе типичный контент для современного шоубизнеса, что западного, что российского. Пока люди не думают о смыслах, транслируемых через массовую культуру, их через эти смыслы и программируют (или, как минимум, их детей). Конечно, под весёлую музыку процесс идёт эффективнее.

Чему учит песня Басты «Моя игра»?

Мотив и припев этой песни хорошо запомнился, так как она была популярна в конце 90-х и начале двухтысячных. При чём я больше помню вторую версию композиции, которую Баста выпустил вместе с Гуфом в 2007 году. Ну что же, спустя полтора десятилетия интересно оценить её осознанным взглядом, о чём тогда пели нам эти рэперы, которые сегодня погрязли в понтах и гламуре, превратившись в «звёзд» шоубизнеса.

Начинает Баста. Он рассказывает о своей молодости: рэперские тусы, пиво, наркотики и так далее. Окружающее общество его не принимало, мать обвиняла в отсутствии совести, призывала повзрослеть, стать нормальным, молилась за него. А он продолжал употреблять наркотики, психовать, сходить с ума. Многие из его «тусовки» погибли или оказались в тюрьме. Но сам Баста не сдался и продолжал идти своей дорогой. Он не дал обществу «сломать себя»…

«Это мой путь, брат, моя игра. Она мне принадлежит и таким же, как и я…» – поёт в припеве исполнитель.

Хотя если по существу взглянуть на качество выбранного пути – то описать его можно одним словом – деградация, поданная в ореоле подросткового бунта и дворовой романтики.

Прошли годы, сегодня Баста возглавляет целую бригаду молодых рэперов, которые внешне отличаются от тех, что были тогда – у них теперь слава, деньги, дорогие машины (как минимум в клипах, так как на деле, скорее всего, они рабы контрактов с лейблом). Но по своей сути, если оценить посыл творчества, то это всё та же деградация – понты, глупости, наркотики, реклама разных гламурных брендов и криминальная романтика, которую они транслируют в массы. Что тут скажешь, Баста всё же пришёл к «успеху» – забрался на вершину этого гнилого олимпа шоубизнеса. Лучше бы мать послушал и вспомнил про совесть – тогда, в начале нулевых.

Но дадим слово второму тогда ещё начинающему «таланту», но уже тоже опытному наркоману. После Басты в песне свою молодость начинает описывать Гуф: увлекался рэпом и мечтал сделать хип-хоп революцию; вёл себя неадекватно, из-за чего периодически попадал в дурдом; при этом успевал барыжить отравой:

«Нужно встретить там рейс из Амстердама
Пацаны обещали загнать мне пару килограммов…»

Снова оказывался в дурдоме, где продолжал читать рэп «людям в клетчатых халатах». В словах Гуфа также всплывает образ матери, но судя по всему Гуф, его совсем стёр из своей памяти:

«— Здравствуй, мама! Стойте… Это не моя мама!»

И дальше он тоже поёт этот припев о якобы его игре:

«Моя игра, моя игра
Она мне принадлежит и таким же, как и я
Моя игра, моя игра
Здесь правила одни и цель одна»

Когда песня только появилась, ей верили, по всей видимости, слова звучали искренне (иначе бы песня не «зашла в массы»). Наверное, в молодости ребята действительно были уверены, что это была их игра, их правила и их цели. Но задумывались ли они над тем, кто и как поставлял им и тысячам других молодых людей «товар из Амстердама», кто через СМИ популяризировал чуждую для того общества рэп-культуру, кто помог погрязнуть обществу в пороке и криминале?

Сегодня, оказавшись плотно вплетены в паутину шоубизнеса, они, вероятно, уже осознали, что их игрой там и не пахнет. Но теперь их держит на поводке золотой ошейник, поэтому никуда они не денутся. И будут дальше играть в чужую игру, по чужим правилам и в чужих интересах. Таков удел многих бунтарей, пошедших не только против общества, но и против своей совести и своего разума.

Суицид и пошлость в клипе Reflex «Мне трудно говорить»

Достаточно старый, но идейно заряженный клип группы Reflex. Заряжен он двумя посылами: агрессивной пошлостью и пропагандой суицида. Один клип вряд ли сильно повлияет на человека, но подобная музыка сегодня звучит круглосуточно на десятках радиостанций и музыкальных каналов.

Пошлость присутствует в первую очередь в видеоряде клипа: полуголые девушки на протяжении трёх минут обливаются водой, соблазнительно извиваются в кадре, томно вздыхая и изображая страсть. В общем-то, классический формат музыкальных групп, построенных по принципу «поющих трусов».

Многие привыкли к подобному контенту музыкальных каналов как к чему-то нормальному, но, по сути, это информационный яд – не только для взрослых, но и для детей, которые вольно или невольно периодически попадают на такую «музыку». В нашем обществе на словах часто обсуждают защиту разных «прав детей», но ни один либеральный правозащитник никогда не заикнётся о «праве на целомудрие», хотя именно оно по важности находится на одном из первых мест.

Второй посыл клипа кому-то покажется «теорией заговора», хотя он тоже абсолютно прозрачен и типичен для современности. Пропаганда суицида присутствует и в видеоряде, и в тексте. В частности звучат такие строки:

«Тебе заранее прощаю
Самоубийство на глазах…
…Но проводами по надеждам —
И двести двадцать мне в ответ!»

Ну а сам сюжет клипа описывает историю несчастного молодого человека, который сначала идёт посреди улицы с активным дорожным движением, явно не заботясь о своей безопасности. Затем приходит на крышу высокого здания, смотрит вниз и прыгает.

Шоубизнес – один из главных инструментов управления обществом. В данном случае управление нацелено на то, чтобы опустить людей на уровень инстинктов (потому что «стадом проще манипулировать») и сократить население, зародив через тексты и образы в головах мысль о самоубийстве, как приемлемом способе решения жизненных проблем. Один клип вряд ли сильно повлияет на человека, но подобная музыка сегодня звучит круглосуточно на десятках радиостанций и музыкальных каналов. А вода, как говорится, камень точит.

Видео по теме: Как оценивать музыкальные клипы?

В видеоролике раскрывается технология искусственной раскрутки музыкальных клипов через СМИ и рассказывается о том, как правильно их оценивать. Предлагается использовать продукцию современного шоу-бизнеса для тренировки навыков критического мышления.

Источник: whatisgood.ru