Сегодня не только соцсети, но и крупные СМИ выводят в топ новости про скандальных рэперов и блогеров типа Моргенштерна (Алишера Валеева) и Инстасамки (Дарьи Зотеевой). Последние – о попытках разобраться с их "творчеством" с помощью правоохранительных органов. Обвинения в пиаре этих ничтожных персон в данном случае неуместны: речь идёт уже даже не о купировании, а о лечении запущенной общественной болезни. Как при любой опасной инфекции, нужно решить три задачи: перекрыть источник заражения, найти лекарство, разработать профилактические меры.
После того как глава Следственного комитета Александр Бастрыкин публично обвинил Моргенштерна в пропаганде наркотиков, всплыла информация, что рэпер бежал из России. Причём бежал, заметая следы как заяц. Сперва его увидели в Смоленске с женой и охранниками, после чего он отправился на "Ласточке" в Минск. А потом инкогнито улетел в столицу ОАЭ. Поначалу его директор и продюсер уверяли, что цель поездки – частные вечеринки, и вскоре "звезда" вернётся на родину, ибо 26 ноября у него концерт. Однако уже стало известно, что концерта не будет – продажу билетов на сайте клуба Gipsy прекратили. А уже к вечеру среды ресторан Моргенштерна Kaif временно закрыли "из-за торговли алкоголем без лицензии".
Напомним, 19 ноября сообщалось, что Следком начал проверку роликов Моргенштерна на предмет пропаганды употребления наркотиков, а также "паразитирующего образа жизни и девиантного поведения". Проверяется контент рэпера в TikTok, его видео на YouTube, а также клип исполнителя на песню Pablo. А уже 23 ноября глава Следкома Александр Бастрыкин заявил, что Моргенштерн фактически торгует наркотиками в соцсетях и вовлекает в это молодёжь. Пресс-секретарь президента подчёркнуто отстранился от вопросов журналистов на эту тему, сказав, что прерогатива выдвигать обвинения, подкреплённые доказательствами и аргументами, – исключительно у Следкома.
Это-то заявление, скорее всего, и побудило Валеева, гордо именующего себя "дьяволом", по-заячьи "сделать ноги" (пока не оказался в КПЗ). Впрочем, возможно, он просто хочет выждать время, пока не улягутся страсти, а Быстрыкина не убедит замять дело кто-нибудь из "старших товарищей-покровителей". Ведь, по известной формуле Маяковского, если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно.
Зазвездился и погорел
Кому это может быть нужно, "Первый русский" уже отчасти разбирал, "нитки" от дёрганой куклы по кличке "утренняя звезда" (morgenstern) теряются в темноте. Кто и на чьи деньги раскручивал в соцсетях этого наглого персонажа с непрожёванной похабщиной во рту и тремя шестёрками на лбу? Или миллионные подписки и рекламу под них собрал "свободный рынок"? Не смешите! А кто давал разрешения на концерты в больших залах? Кто запустил его, как и провокационную Манижу, в шорт-лист номинантов на получение престижной музыкальной премии "Виктория"? А ведь этот список для вручения премии, на минуточку – в Кремлёвском дворце, огласил её соучредитель – композитор Игорь Крутой.
Видимо, почувствовав себя тоже "крутым" и неуязвимым, Моргенштерн заявил в интервью Ксении Собчак, что России "нечем гордиться" в День Победы в Великой Отечественной войне и нечего тратить деньги на такие праздники. И тут же получил хотя и мягковатый, но недвусмысленный "отлуп" из Кремля от Дмитрия Пескова:
Безусловно, те молодые люди, которые знамениты, должны понимать, что они так или иначе несут ответственность за то, чтобы понимать такие важные для страны понятия, как День Победы.
Сам ли догадался Валеев, что заигрался в "бога", или ему подсказали, но вот он теперь уже в бегах, пусть и очень комфортных – на миллионы, нажитые своим кривлянием. О чём, кстати, уже печалуются сочувствующие ему граждане из числа либеральных протестунов: "Сначала оппозиционеров выгнали из страны, теперь ещё и музыкантов. Бастрыкин скоро один тут останется", - записал в своём Twitter оппозиционер Андрей Пивоваров из бывшей "Открытой России"*.
Тема, конечно, с одной стороны, как бы смешная, но со всех остальных – совсем печальная. Ибо явление народу Моргенштернов, Дань Милохиных, Маниж и прочих Бузовых – вещь вполне системная. А точнее, антисистемная, разрушительная. В прицеле – молодёжь, которой невидимые кукловоды прямо-таки агрессивно навязывают полное "раскрепощение": от нравственности, культуры и просто ума.
Не зря тот же Бастрыкин в параллель Моргенштерну поднял вопрос о егэизации молодёжи. Ведь на самом деле от результатов опроса ВЦИОМ по поводу заявления рэпера о никчёмности празднования Дня Победы не радоваться, а плакать надо. То, что с ним согласились не "всего", а "целых" 22% опрошенных, – настоящий маркер болезни общества.
"Сущности из преисподней"
Успех разнузданности в букете с дебильностью порождает подражателей. Накануне стало известно, что популярную блогершу и хип-хоп исполнительницу Инстасамку (Дарью Зотееву) вместе с её соисполнителем и бойфрендом Moneyken (Олегом Еропкиным) могут привлечь к уголовной ответственности. Представители общественного центра по защите семейных ценностей "Иван Чай", опираясь на многочисленные возмущённые письма родителей, обратились с соответствующим заявлением к генпрокурору Игорю Краснову. Поводом стали широко расходящиеся клипы "певицы" с матерными текстами и аморальным видеорядом, в которых молодёжи пропагандируется разврат и распущенность. Речь идёт об уголовной ответственности по ст. 135 УК (Развратные действия в отношении несовершеннолетних).
По словам автора обращения руководителя "Иван Чая" Элины Жгутовой, мы имеем дело с "сущностями из преисподней", которые "вылезли и начали что-то ртом делать". И вот этой "сладкой парочке", как и Валееву, кто-то сделал раскрутку, дал денег на дорогие клипы, например, с настоящими танками (!) и предоставляет большие залы для концертов. Что – опять "стихийная популярность" и "талант"? Но факт остаётся фактом: сотни тысяч молодых людей и подростков эту субстанцию действительно слушают, смотрят и учатся, "делать жизнь с кого".
Пошлость порождает гниль
Конечно, можно и даже нужно прислушаться к мнению, которое "Первому русскому" высказал по поводу подобных исполнителей блогер и писатель Роман Антоновский. Он сказал, что на самом деле среди молодёжи популярны многие другие артисты и группы, в том числе очень хорошие. С их помощью можно было бы "сбалансировать влияние на молодёжь" Моргенштерна и ему подобных, но их на федеральных каналах не показывают:
Проблема в том, что у нас плохо работает контрпропаганда. Что могут спродюсировать интересного для молодёжи Игорь Крутой или Иосиф Пригожин?.. Большая часть членов жюри всевозможных премий сидят в них с 1980-х годов.
Безусловно, появление и раскрутка через Сеть – во всех её ипостасях "инста-морген-самкинштерна" – оборотная сторона "окукленности" нашей официальной "большой эстрады". Её "рулевые" просто не подпускают к экранам не вхожих в их тусовку. Ограниченность и пошлость этой тусовки-мафии – налицо, именно её дворцы, тачки и яхты нам тычут в глянцевых журналах. Но группа эта вполне управляемая и поэтому устраивает власть предержащих.
По-видимому, до какой-то степени устраивает и гадюшник а-ля Моргенштерн. Поскольку "звёздочки" из него (если не совсем тупы) не лезут в политику. Просто "мутят музло" и "куют бабло". Их продюсеры-комиссары, если не расслабляются, фильтруют тексты и видео, чтобы там не было откровенного порно или прямых призывов потребления запрещённых веществ. При косвенных, хотя и понятных абсолютно всем. И форма современного клипа как нельзя подходит для этого ментального оружия против России. Но только родители и малочисленные общественники бьют в колокола и засыпают чиновников протестами.
Что с того?
Доводы, что бороться с подобными явлениями в "свободном государстве", мол, слишком сложно или даже невозможно – лукавы. Как и рациональные резоны: мол, в мире, где господствует открытый интернет, запреты ничего не дадут. Нет, господа, если мы не хотим совсем потерять молодёжь, способы и меры найдутся. И худсоветы для публичных исполнителей, отсеивающие пошлость и растление, и управа на соцсети и видеохостинги. А сильно затруднённый поиск и прослушивание подобного контента в Сети не повысит, а понизит количество просмотров. Следом и рекламодатели охладеют.
Так что прямо пресекать эти рассадники инфекции обязательно нужно. "Резать, не дожидаясь перитонита!" – у Китая же это как-то выходит. Но не только пресекать, разумеется. Государству пора начать говорить с молодёжью не лозунгами и дежурными фразами, а напрямую: честно, без лукавых умолчаний, не подыгрывая и не заигрывая. А ещё дать этой самой молодёжи выражать своё мнение, в том числе и в музыкальной сфере. Для этого, конечно, придётся разворошить заплесневевшую эстрадно-телевизионную цитадель, раскрыть её для действительных, а не дутых талантов, которых ещё не разучилась, по слову поэта, "российская земля рождать".
Андрей Самохин