Русские Вести

Победу надо отстаивать


Время всё дальше отдаляет нас от событий Великой Отечественной. Но интерес к войне не затухает, а то и больше разгорается. По-прежнему мы ищем ответы на главные вопросы – как удалось советскому народу одолеть коварного и сильного врага, выдержать все тяготы неудач первых дней войны и обернуть её ход в свою пользу? На эти и другие вопросы отвечают авторы книги «Почему мы победили», вышедшей в серии «Правда Победы» Фонда исторической перспективы и издательства «Вече». В ней собраны лучшие материалы о Великой Отечественной, опубликованные в интернет-газете «Столетие» за 15 лет ее издания.

Недавно в России отметили 75-летие Великой Победы. Мы снова вспоминали, каких колоссальных жертв нам она стоила. Говорили о тех, кто сражался под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге, освобождал Украину и Белоруссию, штурмовал укрепления в Восточной Пруссии, брал Берлин. 

В то же время на Западе сегодня все чаще пытаются оспорить итоги Второй мировой, приуменьшить значение нашего триумфа. Но и этого им уже мало – раздаются утверждения, что мировой пожар зажег Сталин, а не Гитлер! Для этого используется весь мощный пропагандистский арсенал. «В Европарламенте и в Совете Европы, которые сегодня претендуют на роль идеологического ментора, уже открыто говорят, будто в войне виноват СССР, – пишет в предисловии к книге доктор исторических наук, президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая, – что война велась между двумя хищниками за мировое господство, а для Восточной Европы победа была не победой, а поражением. Отдельные, весьма авторитетные голоса даже не так давно сожалели о несостоявшемся союзе с Гитлером для разгрома ненавистной России.

Сегодня наша задача – вернуть Второй мировой войне ее главный смысл – смысл величайшей битвы за право народов быть творцами собственной истории, а не массой без прошлого, без культуры и языка, без исторического выбора с его неизбежными взлетами и падениями, прозрениями и заблуждениями…

Наша задача — восстановление исторической действительности на основе документальных публикаций, поддержка научных исследований и серьезных дискуссий. Свой вклад в это благое дело вносит и публицистика, слово талантливых писателей и журналистов.

Ежедневная интернет-газета Фонда исторической перспективы «Столетие» к 22 июня и 9 мая (и не только) публикует целые подборки материалов, посвященных столь памятным для нас событиям и годовщинам. Очерки о легендарных и забытых героях, полемические статьи по самым сложным, болевым темам, публикации новых воспоминаний вызывают самый живой отклик у читателей, поток их комментариев».

Обращает на себя внимание насыщенность книги – и по тематике, и по содержанию.

Это не просто сборник захватывающе интересных, драматических и трагических историй, каких всегда хватает на войне. Это попытка, и небезуспешная, системного исследования Великой Отечественной, ее стратегии и тактики, ее нервных узлов и судеб – от рядового до Верховного главнокомандующего.

Сами за себя говорят названия разделов: «Герои: просто они не могли иначе», «Кремль. Ставка. Полководцы», «Всё для фронта, всё для Победы», «Война продолжается (споры и дискуссии ещё не отгремели)», «Новые страницы войны», «Бессмертный полк».

Впечатляет авторский коллектив книги. Это известные историки, публицисты, журналисты, писатели. Среди них – Николай Леонов, Владимир Кузнечевский, Владислав Швед, Андрей Марчуков, Михаил Горинов, Юрий Емельянов, Александр Пронин. Александр Музафаров, Татьяна Корсакова, Сергей Птичкин, Николай Бодрихин, Дмитрий Верхотуров, Валерий Панов, Станислав Минаков, Алексей Чичкин и другие.

Составитель сборника «Почему мы победили», главный редактор «Столетия» Алексей Тимофеев – автор книги «Покрышкин» в серии «ЖЗЛ» и, разумеется, основательно изучил биографию легендарного летчика, первого и единственного в годы войны трижды Героя Советского Союза, по мнению автора – ярчайшего героя России XX века. Беседа с биографом Покрышкина известного журналиста Елены Липатовой открывает первый раздел книги «Почему мы победили», посвященный героям, которые на передовой сделали главное дело – сломили боевой дух врага.

К 1943 году Покрышкина, как огня, боялись пилоты люфтваффе. Когда он поднимался в воздух, эфир буквальными взрывался истеричными возгласами на немецком: «Внимание! Внимание! В воздухе Покрышкин!» Увидев его машину, вражеские летчики считали за благо тут же скрыться в облаках.

Александр Иванович также был создателем тактики нашей истребительной авиации, командиром лучшей дивизии, наставником, создавшим свою систему подготовки асов. О его лучшем ученике и друге - дважды Герое Советского Союза Александре Клубове  А. Тимофеев написал в очерке «Погибшие в небе за Родину становятся небом над ней».

В жизни легендарный летчик был скромен, избегал парадной шумихи. Не был, как кто-то считает, баловнем судьбы, поскольку никогда не лебезил перед начальством, не склонял голову даже перед сильными мира сего, всегда говорил только правду. Поэтому не сложились у него отношения с Василием Сталиным, а позже с Брежневым.

Негативно отзывался маршал авиации, например, о вводе ограниченного контингента советских войск в Афганистан. С горечью говорил: «Мы ввязались в такую кашу…»

Покрышкин уже в начале 1980-х чувствовал, что Советский Союз ждут тяжелые времена. Он говорил, что придут новые руководители страны, и с ними наступит закат для страны, Увы, он оказался прав…

Сегодня имена многих героев Великой Отечественной окутаны домыслами, слухами. Иными публицистами и историками подвергается сомнению их подвиг, искажается биография. Кто-то попадает в ряды фальсификаторов и не намеренно, использовав по незнанию, сомнительные сведения или, как сейчас выражаются, «фейки».

Людей старшего поколения не обмануть. Так, со школьной скамьи знакома биография стойкой Зои Космодемьянской. Ее имя в советское время почитали с детства, читали книги о ней, называли русской Жанной д’Арк. И сколько же грязи вылито было на нее потом в так называемые перестроечные времена!

Особенно легко сбить с толку молодежь, а потому так важно донести до них правду. В сборнике о героине-партизанке рассказано доверительно, без прикрас. И – с глубоким уважением: «Судьба Зои, юной, прекрасной, романтичной, принявшей мученическую смерть, была как удар молнии, который высветил всю звериную сущность фашизма, его страшные черты. Ее светлый образ – воинское знамя, которое развевалось впереди полков Красной армии».

…До выхода на экраны сериала «Вызываем огонь на себя» имя Анны Морозовой было известно немногим. Но когда в 1965 году вышел фильм режиссера Сергея Колосова, имя этой девушки, руководительницы интернационального подполья в поселке Сеща Брянской области, вышло из исторического тумана.

Образ Анны Морозовой воплотила на экране замечательная актриса Людмила Касаткина. Во многом благодаря ее таланту зрители ощутили дух трагического времени, прониклись уважением к людям, которые, презрев опасность, действовали в тылу врага. Фильм получился достоверным, еще и потому, что в роли консультантов выступили бывшие подпольщики и партизаны.

Однако в очерке Людмилы Овчинниковой речь идет не о персонаже картины, а о реальной героине. Ее образ помогли воссоздать автору люди, лично знавшие Морозову, которая работая среди врагов, собирала сведения о немецком аэродроме.

Эта важнейшая информация была передана на «Большую землю», и вскоре на цель обрушились краснозвездные бомбардировщики. Скопище вражеских самолетов было уничтожено…

Когда Красная армия освободила Сещу, Анна не осталась в тылу окончила курсы радистов, затем была заброшена в составе разведгруппы на территорию Восточной Пруссии под позывным «Лебедь». В одном из боев она получила тяжелое ранение. Истекая кровью, девушка лежала под кустом можжевельника и видела, как подступает в ней цепь врагов. Через несколько секунд она выдернула чеку последней гранаты. Закатилась звезда по имени Лебедь...

Есть в разделе книги «Всё для фронта, всё для Победы» трогательный рассказ одного из основных авторов книги Людмилы Овчинниковой о крестьянине из Саратовской области Ферапонте Головатом, который в декабре 1942 года по собственной инициативе внес в Фонд обороны 100 тысяч рублей личных сбережений на покупку истребителя. «Все, что я своим честным трудом заработал в колхозе, – писал он в телеграмме на имя Сталина, – отдаю это в фонд Красной Армии… Пусть моя боевая машина громит немецких захватчиков, пусть она несет смерть тем, кто издевается над нашими братьями, невинными советскими людьми…»

В июне 1944 года Головатый передал свои средства на второй боевой самолет. Примеру крестьянина из Саратовской области последовали тогда многие советские люди. Часто отдавали последнее… Завершают очерк такие слова: «Ферапонт Головатый после войны прожил недолго. Казавшийся богатырем, он упал, как подкошенный, на работе... И не успел помочь своим внукам. Земляки говорили о нем: «Надорвался на непосильном деле». И такой была цена Победы».

На страницах сборника возникают образы известных военачальников – Георгия Жукова («Он побеждал там, где другие падали духом»), Александра Василевского («Полководец от Бога»), Кирилла Мерецкова («Тайны маршала Мерецкова»), Леонида Говорова («Царский офицер, советский маршал»), бесстрашного подводника Александра Маринеско («Атака века»), медиков, железнодорожников, воинов, тружеников тыла.

Этот невероятно крепкий людской сплав и помог превратить в монолитный памятник Великую Победу.

Книга открывает и почти неведомые страницы Великой Отечественной. Все знают о подвиге защитников Брестской крепости. Но мало кто слышал о том, что произошло в июне 1941 года на стратегическом шоссе Белосток – Волковыск – Слоним. Именно там, в старинном местечке Зельва на древнем тракте, ведущем из глубины Польши в недра России, разыгралась небывалая битва.

…Немецкая армада двигалась вперед. Тысячи вынужденных отступать красноармейцев уходили на восток по шоссе, пока не остановились перед взорванными мостами через реку Зельвянку. На них с воздуха обрушилось море огня. Немецкие пикирующие бомбардировщики налетали волна за волной...

Немцы пытались перекрыть путь человеческому потоку, используя реку как естественную преграду. Для спасения отступающим оставался только один путь – через «горловину» Зельва-Слоним. Ее-то немцы и пытались затянуть потуже. Но они не ведали тогда, в начале войны, на что способен русский солдат…

Ярости и гневу красноармейцев не было предела. Пехотинцы бросились на германцев в штыковую атаку, секли шашками кавалеристы. Они били врагов кулаками, иные просто впивались врагам в горло. И немцы дрались отчаянно, но не смогли уступить натиску советских воинов. Даже ветераны вермахта, прошагавшие победным маршем по всей Европе, были ошеломлены – они не испытывали еще ничего подобного…

«Ценой огромных потерь обреченные бойцы все же сумели вырваться из стянутой горловины “белостокского мешка”», – пишет автор очерка «Зельва: в истории войн такого не было» замечательный военный писатель и журналист, автор многих книг Николай Черкашин. – Разгромили 107-й немецкий пехотный полк, потрепали другие части и вышли, пусть без тяжелой техники, к своим, приняли участие в последующих боях. А полегший казачий полк сумел сохранить свое знамя…»

О Великой Отечественной написано немало книг – ярких, пронзительных, заставляющих думать, переживать. Одна из таких – роман «Момент истины» Владимира Богомолова – о борьбе СМЕРШа с немецкими диверсантами.

Автор очерка, известный писатель Андрей Воронцов в своем очерке говорит о трудной судьбе автора, который прибавив себе два года, ушел добровольцем на фронт. Воевал до 1944-го, затем служил в органах госбезопасности. Персонажи, которых Богомолов вывел в своем романе – не мифические, не выдуманные люди, а реальные – таких он знал, с ними хлебал из одного котелка…

Но не меньше разнохарактерных героев романа занимает автора загадочный человек из главы «В ставке ВГК». Это – Сталин. Его психологический портрет придал роману с детективным сюжетом характер глубокого исторического повествования.

Сталин не был полководцем уровня Жукова и Рокоссовского, но он – безусловный авторитет в части общего планирования операций, формирования, вооружения, скрытного сосредоточения свежих армейских резервов при дезинформации противника. Сталин вникал в каждую мелочь, его волновали и возможные потери, которые он старался сократить. Это – камень в огород фальсификаторов, утверждавших, что человеческие жертвы вовсе не волновали Верховного главнокомандующего и его ближайшее окружение…

В статье «Как Сталин Гитлера переиграл» публицист Яков Алексейчик опровергает миф о том, что перед войной, после Пакта о ненападении Советский Союз безвозмездно поставлял Германии массу сырья и зерна, усиливая будущего противника. Однако, пишет далее Я. Алексейчик: «Если в наше время в какой-нибудь молодежной компании рассказать, что в годы Великой Отечественной войны Ленинград защищал и немецкий крейсер, лишь за год до войны включенный в состав Балтийского флота; что только во время прорыва блокады Ленинграда в январе 1944 года его 203-милиметровые орудия выпустили 1036 снарядов – в такое вряд ли сразу поверят». Тем не менее это факт. И современные немецкие историки признают, что СССР получил от Германии больше, чем отдал – оборудование для многих заводов, новейшие станки и образцы лучшей военной техники. Гитлер полагал, «что одержит молниеносную победу и не даст воспользоваться новейшими знаниями. Но Советский Союз настроен был на длительную борьбу и в итоге оказался в выигрыше. Нефть и продовольствие, экспортированные в Германию, были израсходованы быстро, а немецкое заводское оборудование работало на советскую оборону всю войну. Если учесть, что за все предвоенные годы его было закуплено на несколько миллиардов марок, то оно действительно, по мнению немецких историков, “во многом помогло СССР создать оборонную промышленность, которая оказалась в состоянии выпускать в годы войны больше вооружений, чем производила Германия”».

Валерий Антипов, старший научный сотрудник Института проблем управления РАН, в статье «Авантюризм “ Барбароссы”» показывает изначальную ущербность и обреченность планов фюрера, сумевшего устранить возражавших ему трезвомыслящих генералов.

«…Для Германии урок Первой мировой войны заключался в том, чтобы не воевать на два фронта, и Генштаб сразу понял, что будет война на два фронта, но (после Франции) промолчал.

…Разговоры о том, что Сталин поверил письму Гитлера – ерунда. Он не верил никому. Сталин верил только собственной логике. А она ему подсказывала, что фюрер не допускает явных логических ошибок, поэтому Сталин тянул с решительными действиями.

Главный вывод: решение о начале любой стратегической операции принимается только после оценки всех факторов и последствий. Полноценного анализа в Генштабе (даже «для себя») не было», - констатирует В. Антипов.

А военный журналист, полковник в отставке Михаил Захарчук анализирует деятельность Государственного Комитета Обороны» и делает такой вывод: «Понимаю, сколь уязвимо такое сравнение, но, кроме всего прочего, Сталин сумел переиграть Гитлера как аппаратчик, как бюрократический руководитель, постигший высшие законы функционерства и умело применивший их в экстремальных военных условиях».

Отвечая современным сторонникам власовского движения, которые уверяют, что генерал Власов мечтал о поражении большевизма и воссоздании мощной национальной России, историк Ярослав Бутаков приводит и такой факт: «А вот что пишет представитель тогдашнего германского МИДа Г. Хильгер о своей беседе в августе 1942 г. с Власовым и ещё двумя советскими пленными советскими офицерами, выразившими готовность сотрудничать с рейхом:

“…Я прямо сказал советским офицерам, что… не в интересах Германии содействовать восстановлению самостоятельной российской государственности на базе великорусских устремлений”. Советские офицеры возразили, что между самостоятельным российским государством и колонией возможны различные другие решения, например, статус доминиона, протектората или государства, которому оказывается помощь, с его временной или постоянной германской оккупацией».

И это, по мнению некоторых, «мощная национальная Россия»: протекторат Германии, да ещё навечно оккупированный вермахтом?!

Даже если сделать скидку на то, что мы сейчас называем реал-политик, такие высказывания – ничем не прикрытое холуйство... И даже если представить, что нацистское руководство сделало бы ставку на РОА, изменило свою восточную политику и выиграло войну (правда, непонятно, как), то участь России в союзе с такой Германией как раз и была бы – марионеточное государство, протекторат рейха».

Так что никакого «третьего пути» не было дано. И даже те, кто прошел сталинские лагеря, сражались в рядах Красной армии за будущее России.

Мужеством советских людей восхищались во всем мире. Отдавал им должное и главнокомандующий силами союзников генерал Дуайт Эйзенхауэр, впоследствии президент США. После окончания Второй мировой войны, в августе 1945 года он, как напоминает в своем очерке питерский писатель и журналист Владимир Малышев, побывал в Москве по личному приглашению советского лидера. В столице его принимали с подчеркнутым радушием, во время праздника физкультурников генерал стоял на трибуне мавзолея рядом со Сталиным. Подобной чести не удостаивался до этого ни один иностранец.

Эйзенхауэр побывал в музеях Кремля, на авиационном заводе, осмотрел московское метро, съездил в колхоз. Он выразил желание побывать в Ленинграде, и его просьба была исполнена.

Узнав о жизни города на Неве во время блокады, он сказал своему сыну, лейтенанту Джону Эйзенхауэру: «Я думаю, что ни один американский солдат не выдержал бы этого…».

Во время обеда Жуков попросил Эйзенхауэра-младшего сказать несколько слов. Он встал и, смущаясь, признался, что ему впервые довелось быть в кругу известных военачальников и политиков. Тем не менее Джон выполнил просьбу маршала: «Я хочу провозгласить тост в честь самого важного русского человека во Второй мировой войне. Джентльмены, я предлагаю выпить за рядового солдата великой Красной армии!» Эти слова вызвали громкие возгласы одобрения.

…9 мая для всех россиян был и остается всенародным праздником, ибо Великая Отечественная оставила неизгладимый, трагический след в каждой семье. Мы не только с волнением оглядываемся назад, слушаем песни военных лет, читаем расплывшиеся строки фронтовых писем и, всматриваемся в портреты участников Великой Отечественной. Но думаем о том, что только у нас могло родиться такое общенародное движение, как «Бессмертный полк», соединившее в одном людском потоке судьбы многих поколений – от «героев былых времён» до наших дней.

Но сегодня мало лишь праздновать День Победы. Эту Победу надо отстаивать. Не давать глумиться над памятью предков. Давать бой фальсификаторам, протестовать против исторической несправедливости. Это не только сражение против лжи, но и борьба за будущее России. Мы просто обязаны ее выиграть. И книга по материалам «Столетия» вносит свою весомую лепту в дело отстаивания правды о прошедшей войне. 

Валерий Бурт

Источник: www.stoletie.ru