В сеть выложен трейлер нового фильма «Блокадный дневник», посвященного блокаде Ленинграда. Картина снята, как заявляют ее авторы, якобы по произведениям Ольги Берггольц, при поддержке Министерства культуры РФ, Фонда Кино и Российского военно-исторического общества. Премьера запланирована на годовщину снятия блокады — 27 января 2021 года. Однако уже один только выложенный в сеть трейлер этого фильма показал, что гора не только родила мышь, а снято нечто совершенно непотребное.
Сеть буквально переполнена негодующими комментариями тех, кто увидел ролик. Начинается он с того, как существо, отдаленно напоминающее человека, с трудом пробирается в Ленинграде через сугробы, волоча за собой санки. Санки опрокидываются и из них вываливаются буханки с хлебом. На них мгновенно набрасывается толпа ползущих на четвереньках других существ в ватниках, больше похожих не на людей, а на каких-то отвратительных зомби из голливудского фильма. Везущий хлеб при этом нечленораздельно бормочет что-то вроде: «Это детям!» Давая понять, что он везет хлеб в детский дом. Однако одичавшая толпа его не слушает…
Буря возмущения
И таким способом создатели фильма решили отдать дань великому подвигу ленинградцев? Если трейлер таков — а в нем обычно используют самые эффектные кадры снятой картины — то каков же тогда сам фильм? Особое возмущение вызвала эта отвратительная поделка в Петербурге. «Ролик произвел на меня ошеломляющее впечатление, – негодует блокадница, доктор психологических наук, профессор Рада Грановская. — В ролике показано, как зимой 1942 года люди в блокадном Ленинграде видят выпавший хлеб и словно звери начинают его отбирать. Ничего подобного не было! Люди в то время были не звери, а люди! Того, что показали в ролике, ни в какой степени быть не могло. И ленинградцы не так одевались и они не так себя вели! Это были нормальные люди. Этот фильм — пасквиль на тех мужественных людей, которые пережили блокаду!» — негодует Грановская.
По ее словам, которые подтверждаются рассказами других блокадников, ленинградцы проявили свои лучшие человеческие качества в то время. Ленинград не выстоял бы, если бы он состоял из таких уродов, каких показали в ролике, убеждена психолог.
«Я не знаю, как надо озлобиться на советскую власть, на ленинградцев и вообще на честных людей, чтобы такое снять. Это невероятно пакостно и мерзко! Я считаю, что нельзя авторов этой картины называть людьми после того, что они сняли», — говорит Рада Михайловна.
Жительница блокадного Ленинграда и общественный активист Флора Геращенко считает, что авторы скандального трейлера к фильму «Блокадный дневник» — из тех же людей, которые считают, что город вообще надо было сдать фашистам. По ее мнению, это попытка показать, что все люди в блокадном городе были как звери. «Я не знаю авторов фильма, но каждый судит по себе, — полагает блокадница. — Опять начинается пляска на костях, предательство духа всего советского народа, который положил свои жизни на алтарь нашей Победы». В блокадном Ленинграде звучала симфония Шостаковича, 15-16-летние девочки и мальчики ходили по домам и спасали детишек, умирающих от холода и голода.
Но этим господам неинтересно показать лучшие черты людей, живших и умиравших в блокадном Ленинграде. Им неинтересно, как в условиях блокады голодные люди сдавали кровь, спасая детей и солдат, которые благодаря этому остались живы. Что, умирая от голода, те же дети стояли у станков, спали прямо в цехах, так как не было сил дойти до дома.
А если приходили, то делились пайком с семьей. Это те же люди, что считают, что город надо было сдать фашистам. Это люди из плеяды «Колей из Уренгоя», это «Иваны не помнящие родства». Я этих людишек презираю. Это те, кто плюет в могилы предков, предает тех, кто своей жизнью спас нашу Родину, и благодаря этому они живут».
«Получилось "кино про зомбаков", — заявил агентству «Царьград» защитник блокадного Ленинграда, зампредседателя совета ветеранов Выборгского района Санкт-Петербурга Валентин Богданов. — 1942 год, зиму, начало зимы я помню. Я помню всю блокаду довольно прилично. Я её всю пережил. Пережил её не где-то, а пережил на Васильевском острове.
Ходил за хлебом с матерью, стояли мы… Мы, ленинградцы, вели себя достойно. Да, были случаи и людоедства. Но это единичные случаи. А чтобы дрались из-за хлеба... Мы стояли сутки тогда, чуть поменьше, с матерью менялись, потому что тёти, которые старше были, они лежали и не могли ходить. И получил я эту первую надбавку, получил, принёс, кусок хлеба отрезали, мне горбушку дали», — вспоминает блокадник.
Благими намерениями…
Однако сам режиссер фильма, вызвавшего негодование жителей города на Неве, Андрей Зайцев считает иначе. В интервью ТАСС он заявил, что фильм будто бы снят по мотивам произведений Ольги Берггольц. И премьера «Блокадного дневника» должна была состояться уже в мае текущего года, к 75-летию Победы, но из-за пандемии коронавируса выход фильма пришлось перенести. «Мы планируем, — заявил Зайцев, — сначала показать его на фестивалях осенью-зимой этого года, у нас уже есть приглашения в конкурс от очень известных фестивалей, а выход в прокат пока мы планируем перенести на значимую дату 27 января 2021 года — день полного снятия блокады. Также мы завершаем сейчас работу над четырехсерийной сериальной версией фильма для телевидения и онлайн-платформ, так как в прокатную версию, идущую около 2 часов, не вошло много ценного материала», — поведал Зайцев.
«Мне кажется, что про блокаду за столько лет до обидного мало снято. Фильмы можно пересчитать по пальцам. И, к сожалению, в них не всегда удавалось показать всю горькую трагическую правду о блокаде. Поэтому для меня блокадники, по крайней мере, в нашем кино, если так можно сказать, не отмолены, мы не отдали дань памяти их страданиям и подвигу в том объеме, которого требует эта важная тема. Нашим фильмом мы стараемся этот пробел частично восполнить», — заключил А. Зайцев.
Режиссер сказал, в общем-то, правильные слова, однако что он в результате снял? Ведь, как говорится, благими намерениями дорога в ад вымощена. Трейлер показал, что снято нечто совершенно чудовищное, и в Петербурге уже требуют запретить эту гнусность к показу.
Мерзость на конвейере
Поразительно, но в последнее время такие фильмы про блокаду появляются уже не в первый раз. Совсем недавно бурный скандал в городе на Неве вызвало появление «комедии» Алексея Красовского «Праздник». Напомним, что действие его фильма происходит в новогоднюю ночь в осажденном городе. Главные герои — члены семьи, живущей на так называемом «особом положении». Они решают тайно отпраздновать Новый год, их стол ломится от еды. Картина переполнена ложью, гнусными намеками на то, что голодающие жители города будто бы были брошены на произвол судьбы. В Ленинграде, где во время блокады не работали канализация, водопровод и центральное отопление, и не было электричества, герои фильма сидят в ярко освещенной и теплой квартире и, как ни в чем не бывало, пируют.
Саму идею снять о блокаде комедию выходец из Петербурга депутат Госдумы Сергей Боярский назвал «кощунственной». «Считаю, что сама идея снять комедию на эту тему — уже кощунство и позор. Для многих поколений петербуржцев блокада Ленинграда — это сакральная, неприкосновенная страница истории нашего города», — отметил Сергей Боярский. Депутат добавил: у современных авторов нет ответственности перед аудиторией, если в их головах поселяются такие мысли.
Дело с тем фильмом в Петербурге дошло до того, что на Невском проспекте у мемориальной доски блокадникам стояли пикеты молодежи с плакатами, требуя не допустить выход на экраны этой кощунственной поделки.
Однако к голосу общественности не прислушались. «Праздник», оскорбляющий подвиг ленинградцев, все-таки вышел на экраны.
А потому, стоит ли удивляться, что теперь готовятся выпустить на экраны еще одну отвратительную поделку такого же рода.
Так переписывают историю войны
Не стоит удивляться еще и по другой причине. Глумление над блокадой — в одном ряду усилившихся за последнее время на Западе попыток переписать историю войны, принизить подвиг нашего народа и вообще лишить его Победы, а саму Победу, за которую мы отдали 27 миллионов жизней, ореола святости. Этим же активно занимаются сегодня в самой России доморощенные либералы и активисты околосветской тусовки. Так, всеобщее возмущение вызвал недавно поступок певицы Ольги Бузовой, которая выложила в Инстаграм оскорбительный ролик. На нем «звезда эстрады» сидит за столом и с аппетитом облизывает тарелку. Увидев, что ее снимают, Бузова, ухмыляясь, заявляет: «Ну, если вкусно мне! Я — блокадница!».
А некоторые либеральные публицисты над блокадой попросту цинично издеваются. Так, Александр Невзоров опубликовал недавно на «Эхе Москвы» комментарий под красноречивым названием «Блокадный корчинг», показав, что его буквально корчит, когда упоминают о великом подвиге блокадного Ленинграда.
А потому он вступился за Бузову. «Драматизм термина "блокадник", — цинично заявил Невзоров, — является весьма и весьма условным. Бедная Бузова по старой блокадной традиции облизала тарелку и была проклята. Это не очень логично. Зато Россия сразу вспомнила о том, что у нее есть новый, но любимый вид спорта».
А вот, что пишет о блокаде Ленинграда один из самых раскрученных в Петербурге либеральных «краеведов» Лев Лурье: «Блокада — и страшная история, и культивируемый сверху миф. Сам термин "героическая оборона Ленинграда" возник на исходе блокады непосредственно в Смольном. Ленинградское руководство, как и их шефы в Москве, "проспало" наступление немцев, довело город до блокады. Сталин прямо приказывал командованию Ленинградского фронта сдавать город. Балтийский флот подлежал уничтожению… Мифом является и представление о том, что все ленинградцы единодушно любой ценой стремились отстоять город... Понимая, что всех, скорее всего, ждет мучительная и неизбежная смерть, многие надеялись, что немецкая оккупация будет меньшим из зол. Вторая мировая война знала такие случаи: Париж был объявлен открытым городом…»
Совершенно диким высказыванием о войне отличился в городе на Неве другой представитель «творческой элиты» популярный в среде либералов писатель и поэт.
В своем выступлении в рамках «Дилетантских чтений» в петербургском отеле «Гельвеция» Дмитрий Быков заявил, что Гитлер собирался не захватить и поработить Россию, а ее «освободить», и вполне мог бы добиться в ней «популярности».
«Гитлер, — сказал он, — добился бы той или иной, но всё-таки популярности в России, если бы истребление евреев и как частный случай цыган не было бы его главной задачей».
Высота человеческого духа
Да, блокада Ленинграда была, конечно, страшной трагедией. О ней рассказывают драматические дневники «блокадной музы» поэтессы Ольги Берггольц, которая не покинула осажденный город, а выступала по радио, призывая его жителей к стойкости и борьбе, читала стихи. Вот, например, запись в дневнике от 2 июля 1942 года: «Тихо падают осколки… И всё падают, и всё умирают люди. На улицах наших нет, конечно, такого средневекового падежа, как зимой, но почти каждый день видишь все же лежащего где-нибудь у стеночки обессилевшего или умирающего человека. Вот как вчера на Невском, на ступеньках у Госбанка лежала в луже собственной мочи женщина, а потом ее волочили под руки двое милиционеров, а ноги ее, согнутые в коленях, мокрые и вонючие, тащились за ней по асфальту....
…Смерть бушует в городе. Он уже начинает пахнуть как труп. Начнется весна — боже, там ведь чума будет. Даже экскаваторы не справляются с рытьем могил. Трупы лежат штабелями, в конце Мойки целые переулки и улицы из штабелей трупов. Между этими штабелями ездят грузовики с трупами же, ездят прямо по свалившимся сверху мертвецам, и кости их хрустят под колесами грузовиков.
...А дети — дети в булочных... О, эта пара — мать и девочка лет 3, с коричневым, неподвижным личиком обезьянки, с огромными, прозрачными голубыми глазами, застывшими, без всякого движения, с осуждением, со старческим презрением глядящие мимо всех. Обтянутое ее личико было немного приподнято и повернуто вбок, и нечеловеческая, грязная, коричневая лапка застыла в просительном жесте — пальчишки пригнуты к ладони, и ручка вытянута так перед неподвижно страдальческим личиком... Это, видимо, мать придала ей такую позу, и девочка сидела так — часами... Это такое осуждение людям, их культуре, их жизни, такой приговор всем нам — безжалостнее которого не может быть. Все — ложь, — есть только эта девочка с застывшей в условной позе мольбы истощенной лапкой перед неподвижным своим, окаменевшим от всего людского страдания лицом и глазами».
Да, были страшные трагедии. Но было и другое. Был подвиг, и было величие человеческого духа. В ледяном январе 1943 года в Ленинграде поступила в продажу книга стихов той же Ольги Берггольц «Ленинградская поэма» (книжные магазины в блокадном городе работали!). И ее ленинградцы «…покупали за хлеб, от 200 до 300 грамм за книгу. Выше этой цены для меня нет и не будет», — признается она в своих записях.
«В голод люди показали себя, обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательные, беспримерные герои, другие — злодеи, мерзавцы, убийцы, людоеды, — писал в своих воспоминаниях о блокаде академик Дмитрий Лихачев. — Середины не было. Все было настоящее. Разверзлись небеса, и в небесах был виден Бог. Его ясно видели хорошие. Совершались чудеса».
Но об этом почему-то не хотят рассказывать современные авторы фильмов про блокаду. Впрочем, какие могут быть претензии к тем, кто вырос и воспитан на книгах культового для либералов литератора Дмитрия Быкова, который назвал Гитлера «освободителем», или петербургской писательницы Елены Чижовой, которая заявила, что в блокаде Ленинграда виноваты не фашисты, а советское руководство? Или на фальшивых книгах об истории России, которыми завалены все прилавки наших магазинов, сбежавшего из нашей страны русофоба Бориса Акунина. Поэтому вопрос о причинах появления подобных омерзительных произведений следует задать тем, кто поощряет либеральных фальсификаторов нашей истории, кто помогает съемкам такого рода фильмов «про войну», дает для них из государственной казны деньги, подбирает для них режиссеров. И тем, кто планирует выпускать всю эту мерзость к юбилею нашей Победы. Они-то ведает, что творят?
Владимир Малышев