Русские Вести

О времена, о герои…


В Литве началась масштабная зачистка историко-культурного пространства республики от памяти о своих же соотечественниках. Этот процесс камуфлируется лозунгами о «десоветизации», но затрагивает он отнюдь не Владимира Ленина или Феликса Дзержинского, а исконно литовских деятелей культуры. Логику в действиях официального Вильнюса кажется найти сложно, но все же, она есть.

В апреле этого года СМИ сообщили о том, что в Литве в рамках процессе «десоветизации» были переименованы тринадцать улиц. Новость звучала очень странно. Ведь всё, что хоть как-то касалось СССР или России, лишилось своих названий в республике еще в 1990-е годы. Однако официальный Вильнюс все же нашел, к чему придраться.

«В семи случаях другие названия получила улица имени Пятраса Цвирки, в трех — имени Людаса Гиры, в одном — имени Теофилиса Тильвитиса, в одном — имени Юрия Гагарина, а также улица Пионерю», — сообщило агентство ТАСС.

Литовские власти объяснили свои действия законодательным запретом пропаганды «тоталитарных и авторитарных режимов, а также их идеологии». Как имя русского Гагарина «пропагандирует тоталитаризм» — вопрос понятный. Но чем провинились деятели-соотечественники подлежащие забвению? 

Пятрас Цвирка — литовский литератор. Большую часть своей жизни он провел в независимой Литовской республике. После окончания прогимназии и Каунасского художественного училища Цвирка трудился в литературном журнале, а также, получив стипендию, изучал искусство в Париже. Вернувшись на родину, он вступил в Общество литовских писателей и участвовал в издании журнала «Literatūra». В конце 1930-х писатель посещал СССР, констатировав экономические и культурные успехи страны. На фоне смены власти в Литве Цвирка вошел в Народный сейм и вступил в КПСС. Он открыто поддержал присоединение республики к СССР. Писатель был последовательным и убежденным антифашистом. Еще в 1934 году он, вместе с Антанасом Венцловой, выпустил памфлет «Адольф Гитлер. Карьера диктатора», а в годы Великой Отечественной войны — написал книги «Рука возмездия» и «Повести об оккупантах». Но, помимо этого, из-под пера Цвирки вышло множество детских сказок и рассказов. Умер литератор в 1947 году. Автор книг «Петух Певун-Кукаренкун», «Чудесный родник» и «Сахарные барашки» никому не навязывал своего мнения и никого не репрессировал. Но, тем не менее, нынешние литовские власти объявили ему посмертную войну.

Людас Гира в годы Гражданской войны и вовсе воевал за сторонников «независимой» Литвы — был командиром отряда и военным комендантом Вильнюса. Попав в плен к большевикам, он вернулся домой только после обмена, и стал начальником отдела разведки министерства обороны Литвы. Но затем Гира вернулся к науке и литературе, которыми успешно занимался еще в довоенный период. Он разработал «Русско-литовскую грамматику» и стал секретарем книгоиздательской комиссии министерства просвещения. Гира вел переписку с Константином Бальмонтом и организовал его приезд в Москву. В конце 1930-х он возглавил Общество литовских писателей. Несмотря на то, что Гира раньше воевал против большевиков на фронте с оружием в руках и лично руководил литовской спецслужбой, он оценил достижения Советского Союза и в 1940 году выступил за присоединение республики к СССР, а затем стал заместителем республиканского наркома просвещения. Заслуженный писатель, ученый и номенклатурный работник мог спокойно жить в эвакуации, но это было вопреки его принципам. В 58 лет он ушел добровольцем в 16-ую стрелковую Литовскую дивизию. В 1945 году он вернулся в Литву и год спустя умер. В годы войны Гира написал несколько антифашистских произведений. В 1960-е в СССР был издан его пятитомник, включавший детские, лирические и драматические произведения, а также — литературную критику. И теперь официальный Вильнюс воюет с человеком, написавшим «Дуль-дуль дудочку», «Зеленый лужок» и «Три березки»…

Теофилис Тильвитис во времена «независимой» Литвы трудился в налоговой инспекции, а для души писал стихи. В 1930-е годы увлечение стало делом его жизни. Он ушел с госслужбы и возглавил редакцию сатирической газеты «Кунтаплис». Зная изнутри «кухню» государственной службы в «независимой» Литве он еще в 1930-е годы написал несколько сатирических произведений, посвященных жизни чиновников. В 1940-ом он стал членом оргкомитета Союза литовских советских писателей. Во время нацистской оккупации гитлеровцы отправили литератора сначала в Каунасскую тюрьму, а затем — в концлагере в Правенишкес. К счастью, поэт выжил. В послевоенное время он вернулся к литературному творчеству, занимаясь также общественной деятельностью. Тильвитис был депутатом Верховного совета республики, а в 1951 году — вступил в Компартию. В советский период из-под его пера вышли произведения с красноречивыми названиями «Ветер Балтики» и «Сонеты о счастье». Он также переводил на литовский язык сказки Александра Пушкина.

В чем «преступления» трех литераторов перед «свободой» и «демократией», никто так и не понял. Параллельно шла атака на память о литовской писательнице Саломее Нерис. Комиссия по «десоветизации» потребовала переименовать все названные в честь нее улицы. Поэтесса сочувствовала левым идеям и некоторое время была связной Коминтерна. В 1940 году она выступила за присоединение Литвы к СССР, а после начала гитлеровской агрессии была эвакуирована из республики. В годы Великой Отечественной войны она ездила на фронт, чтобы поддержать бойцов своими стихами. Саломея Нерис умерла в 1945 году. Посмертно ей было присвоено звание народной поэтессы Литовской ССР. Ничего плохого она никому в жизни не сделала.

Сейчас идет обсуждение идеи сноса памятника Нерис, установленного в центре Вильнюса.

На днях также стало известно, что улица Нерис в Вильнюсе будет переименована в улицу Ветрунгю («Флюгера»), а улица Людаса Гиры станет улицей Лионгинаса Балюкявичюса-Дзукаса — гитлеровского коллаборациониста, ставшего затем одним из командиров «лесных братьев». 

Еще более странная история, чем с топонимами, вышла с литовскими музеями. Несколько месяцев назад стало известно о том, что власти Вильнюса запустили процесс ликвидации дома-музея семьи Венцловы, а также квартир-музеев Винцаса Миколайтиса-Путинаса и Винцаса Креве-Мицкявичюса. 

Антанас Венцлова был писателем и педагогом. В 1934 году он написал вместе с Цвиркой известный антигитлеровский памфлет, а в 1940-ом — подвергся преследованиям со стороны диктатора Антанаса Сметоны за антифашистское стихотворение «Сквозь дым войны». В дальнейшем литератор поддержал присоединение Литвы к СССР. Он был министром просвещения республики, автором ее гимна и председателем союза писателей.

Однако история жизни Миколайтиса-Путинаса и Креве-Мицкявичюса — совсем другая. Первый — не проявлял никакой политической активности, и даже спокойно преподавал в Вильнюсском университете во время гитлеровской оккупации, а второй — придерживался националистических взглядов и трудился на госслужбе в межвоенный период. Вскоре после присоединения Литвы к СССР он удалился из политики. В дальнейшем, Креве-Мицкявичюс оставался в Литве во время нацистской оккупации, а в 1944 году уехал на Запад, и жил сначала в Австрии, а затем — в США. Но антисоветской деятельностью в момент присоединения республики к СССР ни тот, ни другой литераторы не занимались. И в этом, судя по всему, их главная вина.

Решение о ликвидации музеев вызвало волну возмущения в Литве. Более тысячи активистов подписали обращение с требованием остановить вандализм. Представители общественности даже провели публичную акцию протеста, чтобы обратить внимание властей на свою позицию. Люди держали в руках плакаты «Не вырывайте перья у писателей» и «Уничтожению музеев — нет!».

«Такое решение является большим позором для города Вильнюса, оно несовместимо со статусом Вильнюса как литературной столицы ЮНЕСКО. Это просто непостижимый акт варварства. Представить себе цивилизованную, культурную нацию, которая бы так относилась к своим писателям и их наследию, невозможно себе представить», — заявил бывший министр культуры Дарюс Куолис.

«Казалось, что есть договоренность о таком видении, что эти музеи обновляются, их концепция модернизируется, меняется их нарратив, расширяется деятельность и они становятся эдакими многофункциональными литературными центрами, но функция музея никуда не исчезает… Сейчас, услышав сообщения представителей муниципалитета и на заседании совета, и в СМИ о том, что музеи уничтожают, вывозят экспонаты и полностью меняют эти пространства, возникает шок, потому что это просто уничтожение культурного наследия», — отметил декан филологического факультета Вильнюсского университета Миндаугас Кветкаускас. 

Возмущены жители Литвы также переименованием улиц. По данным социологов, 65% населения республики требуют прекратить менять топонимы по политическим мотивам. Две трети людей не видят ничего плохого в том, что они живут на улице писателя, который был членом Компартии или занимался антифашистской деятельностью. 

Но властям до мнения населения нет никакого дела. Они убирают из общественного пространства память о деятелях искусства, зато собираются торжественно поставить в Вильнюсе памятник диктатору Сметоне, который совершил в 1926 году антиконституционный военный переворот и установил в Литве диктатуру, напоминавшую режим фашистской Италии. В конце 1930-х он рассматривал возможность превращения республики в протекторат Третьего рейха. Накануне смены власти в Литве Сметона бежал в гитлеровскую Германию, а затем жил в Швейцарии и США. Видимо, по мнению современных литовских политиков, такое поведение достойно подражания.

Сегодня официальный Вильнюс даже не скрывает своего преклонения перед гитлеризмом, а всех тех, кто исповедовал антифашистские идеи или сотрудничал с советской властью, старается «отменить» и подвергнуть забвению. СССР в Литве пытаются представить «абсолютным злом», а всех тех, кто симпатизировал ему, исходя из внутренних убеждений, — объявить врагами народа и предателями. Идея свободы совести для тех, кто заправляет сегодня в тоталитарном Вильнюсе, совершенно чужда.

Парадокс заключается в том, что в Вильнюсе «отменяют» и поливают грязью тех, кто поддерживал советскую власть искренне, сидел из-за этого в концлагерях и сражался на фронте. Зато нет никаких претензий к лицам, присоединившимся к КПСС исключительно из «карьерных» соображений. Так, в 1988 году в Компартию вступил действующий президент Литвы, большой «патриот» Гитанас Науседа. Он пытался скрыть этот факт перед выборами, но он все равно всплыл. Экс-президент республики Даля Грибаускайте не только была членом КПСС с 1983 года, но и семь лет преподавала в Вильнюсской высшей партийной школе при Центральном Комитете Коммунистической партии Литвы. Экс-председатель сейма, исполнявший некоторое время обязанности президента, Артурас Паулаускас сделал карьеру в советской прокуратуре, дойдя до должности заместителя генерального прокурора республики. А с экс-президентом Альгирдасом Бразаускасом все вообще прекрасно. Он был в советское время министром промышленности строительных материалов, заместителем председателя Госплана, 1-ым секретарем Центрального Комитета Коммунистической партии Литвы и членом Комиссии по законодательству ЦК КПСС. Это не помешало ему, возглавляя правительство «новой» Литвы, включить ее в НАТО и Евросоюз… 

То, что происходит в Литве сегодня — это борьба не только с историей и культурой, но и с честностью, порядочностью и искренностью. Зато ложь и предательство — в цене. 

Те, кто славили в 1980-е Маркса и Ленина, бросились восхвалять Гитлера и строить капитализм. И им все простили. Лозунг современной литовской политической элиты: «Вовремя предать — это не предать, а предвидеть». А единственная идеология ее представителей — коллаборационизм.

Святослав Князев

Источник: www.stoletie.ru