22 октября 2020 года в российских СМИ незаметно промелькнула маленькая, но важная новость. Таганский районный суд Москвы обязал Google восстановить доступ к документальному фильму Александра Рогаткина «Беслан» на YouTube.
Суд потребовал отменить авторизацию пользователя и предупреждения о содержании с текстом «Это видео может оказаться неприемлемым для некоторых пользователей» и «Следующий контент был идентифицирован сообществом YouTube как неподходящий или оскорбительный для некоторых аудиторий. Принимайте решение о просмотре самостоятельно».
Проблема в том, что 22 октября адвокат Google ушёл из зала, даже не дождавшись оглашения решения судьи. А ещё через несколько часов, уже после закрытия суда, в представительстве Google официально объявили: снимать ограничения с фильма они не будут, с решением Таганского суда они не согласны.
Вот так выглядит ссылка на этот фильм сегодня, 25 октября, на момент написания этой колонки:
Привожу слова юриста ВГТРК Ольги Тюркиной: «ВГТРК убеждена, что содержание фильма полностью соответствует требованиям законодательства, не нарушает правил пользования видеохостинга YouTube и отвечает интересам граждан РФ в реализации их права свободно искать и получать информацию любым законным способом, закреплённого ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. Целью фильма является не шокировать зрителей, а дать им информацию о событиях, произошедших 16 лет назад в городе Беслан». И надо сказать, работа Александра Рогаткина — действительно фильм-расследование. Чёткое, с множеством свидетельств и интервью очевидцев, в том числе заложников террористов и спецназовцев, спасавших детей.
И на этот фильм Google установил «заглушку», которой нет, к примеру, на видео с расстрелом и пытками боевиками российских солдат-срочников в Чечне. Потому что, с точки зрения Google, такие ролики в России смотреть можно. И ложь про Беслан с голословными обвинениями российского спецназа — тоже. А вот объективное расследование уже нельзя.
Невольно возникает вопрос: насколько вообще России нужен этот самый YouTube, теперь уже двумя ногами вставший на российскую же Конституцию?
PS. Если кто-то думает, что это небольшое недоразумение — он сильно ошибается. Google демонстративно отказался выполнять решение российского суда. Они там думают, что в суде РФ не посмеют заблокировать весь YouTube чохом. Так вот напрасно они так думают — такое решение будет вынесено на раз-два, и дальше РКН погасит в DNS весь пул адресов YouTube, начав при запросе youtube.com перенаправлять пользователей на страницу-заглушку. Для подавляющего большинства пользователей этого будет достаточно.
А теперь внимание, вопрос: что после этого произойдет со всеми раскрученными русскоязычными ютьюб-каналами? К каким цифрам упадут просмотры всех этих камеди, ивангаев и прочего? Понятно, что какая-то аудитория останется — хохлы там, еще кто-то русскоязычный, но падение аудитории будет драматическим. А самое страшное — что видеоблогеры сразу начнут переливать свой контент на альтернативные платформы. Например, они внезапно обнаружат существование DTube — который децентрализованный и без цензуры вообще, и который монетизируется через криптокоины. Вот вам и видосик с DTube: