Проясню для тех, кто пока не в курсе всех волнующих воображение открытий, связанных с льняным полотном длиной 437 и шириной 111 сантиметров, которое хранится в итальянском городе Турине в соборе Иоанна Крестителя.
На полотне, которое называют Туринской плащаницей, едва заметно проступают два негативных изображения человеческого тела со следами увечий. Одно - вид спереди, другое – со спины. Изображения будто бы отпечатались.
Руки мужчины с отпечатка на Туринской плащанице
Некую «плащаницу» упоминают все четыре канонических евангелия, правда, без указания её размеров. Например, «От Матфея» (27:57-60):
«Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале…»
Многочисленные энтузиасты, включая серьезных ученых, верят, что Туринская плащаница - та самая. А стало быть, отпечаток тела на ней – его – Иисуса Христа.
Скептики сомневаются – находят, мягко говоря, сомнительные моменты, исследуя и само полотно, и изображения на нем. Результаты трактуют так, что выходит, будто бы Туринская плащаница – не та самая. Изображения на ней нарисованы. А вовсе не появились каким-то загадочным образом в момент воскрешения Христа.
Западные СМИ, однако, в последнее время взялись популяризировать достижения энтузиастов. Активизировались после «эпохального открытия» итальянских ученых, которые обнародовали результаты своего исследования, проведенного в 2022 году.
«Итальянская датировка» с использованием рентгеновского метода свидетельствовала, что полотну Туринской плащанице более 2 тысяч лет. А не около 700 лет, как было признано 1988 году по результатам радиоуглеродного датирования, выполненного тремя научными лабораториями.
Стало быть, по возрасту полотно вполне могло быть тем самым.
Энтузиасты сразу же продолжили наступление на скептиков – напомнили на днях об исследовании, которое провели Либерато де Каро (Liberato De Caro) и Чинсия Джанини (Cinzia Giannini) из Института кристаллографии в Бари (Istituto di Cristallografia, Bari, Italy). Его результаты, опубликованные в 2017 году в журнале Journal of Cultural Heritage (JCH), не стали тогда широко известными. А сейчас они пришлись как нельзя кстати.
Ученые оцифровали изображение на Туринский плащанице. Получили его в более контрастном виде. И обратили внимание, что большой палец на правой руке человека, изображение, которого имеется на полотне, еле виднеется. Он почти полностью скрыт ладонью и прижат к ней. Такую «судорожную» конфигурацию приобретает кисть, нервы которой повреждены. Например, гвоздем, пробившим запястье.
Кончик большого пальца, который свела судорога, еле виден.
Вывод ученых: человек, чьё изображение имеется на Туринской плащанице, был прибит к кресту еще живым. А это, пусть косвенно, но свидетельствует, что этим человеком мог быть Иисус Христос.
Таким образом энтузиасты получили «еще одно очко в свою пользу». Ведь наивно было бы полагать, что средневековые мистификаторы, якобы нарисовавшие отпечатки тела, обладали знаниями невропатологов.
Кстати, и пробитые запястья служат доводами, свидетельствующими о подлинности полотна. В средние века, к которым, как настаивают скептики, относится Туринская плащаница, распятого на кресте Иисуса принято было изображать с руками, приколоченными к перекладине сквозь ладони. А это неверно с физиологической, да и с археологической точек зрения. То, что человек, приколоченный к кресту за ладони, долго не провесит, доказал еще в 1931 году французский хирург Пьер Барбе. Он экспериментировал с благословения Ватикана и выяснил: под тяжестью тела ладони очень скоро порвутся. А вот запястья в этом смысле гораздо крепче.
Эксперименты криминалистов, исследовавших подтеки крови и следы, которые они оставляют.
Реальное подтверждение экспериментам хирурга нашлось недавно: итальянские археологи обнаружили скелет с характерными «ранениями» именно на запястьях.
У СКЕПТИКОВ ЕЩЁ ОСТАЛОСЬ, ЧТО ВОЗРАЗИТЬ
Неправильные следы
Энтузиасты предпочитают не вспоминать исследования, результаты которых итальянские ученые-скептики и их британские коллеги, опубликовали в 2018 году в журнале Journal of Forensic Sciences.
Луиджи Гарлашелли (Luigi Garlaschelli) из Павийского Университета (University of Pavia in Italy) и Маттео Боррини (Matteo Borrini) из Ливерпульского университета Джона Мурса (Liverpool John Moores University in the United Kingdom), представившись криминалистами, провели, по сути, судебно-медицинскую экспертизу пятен крови, отпечатавшихся на Туринской плащанице. Они установили, как должна была вытекать кровь из тела, снятого с креста, чтобы на ткани, в которую его потом завернули, появились именно такие следы, которые там имеются.
- Подобные экспертизы — обычное дело для полицейских расследований, - заверили авторы.
На теле, отпечатавшимся на ткани, заметны многочисленные раны. В том числе — следы от проколов, которые оставлены на руках и ногах острыми предметами сечением порядка 8 квадратных сантиметров. На груди - под сердцем - прорезь в виде узкого овала размером 44 на 11 миллиметров. Словно бы от широкого лезвия копья.
Эти и другие следы как раз и привлекли внимание судмедэкспертов.
Гарлашелли и Боррини задались целью проверить, в самом ли деле раны, которые получил распятый на кресте человек, могли оставить следы, имевшиеся на плащанице.
Ученые протыкали копьем манекены. Пускали кровь из их «ран». И выяснили, что подтеки на плащанице не соответствовал тем, которые оставляла кровь, стекавшая с тела под действием силы земного притяжения.
То есть, если бы человек, пронзенный копьем, какое-то время повисел на кресте, был снят и обернут в полотно, то следы крови на нем были бы другими, располагались бы иначе. Те, которые имеются, не могло оставить тело, висевшее на кресте. Не могло и положенное горизонтально.
Подтеки крови на предплечьях ученые имитировали посредством трубочек, прикрепленным к добровольцам — примерно в тех местах на запястьях, в которых они были пробиты на теле, отпечатавшемся на Туринской плащанице. Руки добровольцев размещали под разными углами к телу. Эти эксперименты продемонстрировали: следы, которые имеются на полотне, могли бы появиться в том случае, если бы руки человека были подняты вертикально. Что совсем не согласуется с имеющимися представлениями о казни на кресте.
И лицо какое-то не такое
У человека с Туринской плащаницы длинные волосы, тонкие черты лица и светлая кожа. Что вполне соответствует образу, устоявшемуся уже к раннему средневековью. На самом же деле Иисус, скорее всего, должен был бы походить на обитателей той местности, в которой он родился и вырос – то есть, на семитов из Галилеи. Иначе бы он сильно отличался от сограждан. И Иуде не надо было бы указывать на Иисуса тем, кто пришли за ним в Гефсиманский сад. И так бы узнали.
Апостол Матфей же сообщает: "… Иуда, один из двенадцати пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его… И поцеловал Его..."
Ричард Ниив (Richard Neave) - художник и специалист по так называемой криминалистической антропологии из Манчестерского университета (The University of Manchester in England), несколько лет назад воссоздал, как он считает, облик реального Иисуса.
Вместе с коллегами из Израиля ученый обследовал семитские черепа времен Иисуса. Компьютерная томография помогла выявить характерные особенности. На их основе был изготовлен в натуральную величину смоделированный усредненный череп. А по нему был реконструирован и весь образ - по методу профессора Герасимова.
Облик Иисуса – семита из Галилеи, который воссоздал Ричард Ниив с помощью логических рассуждений и компьютерного моделирования.
Ниив предположил, что глаза Сына Божьего скорее были темными, чем светлыми. По еврейской традиции он носил бороду.
На счет длины волос Иисуса вопрос спорный. Мы привыкли к нему - длинноволосому. Апостол же Павел, который лично видел Сына Божьего, подмечает в «Первом послании к коринфянам»: «Если муж растит волосы, то это бесчестье для него». Руководствуясь этими строками из «Нового Завета», Ниив с коллегами решили, что Иисус был коротковолосый. И кучерявый, как подавляющее большинство семитов. Вряд ли бы он облысел к 33 годам.
Иисус от Ниива: мужчина с курчавыми темно-каштановыми густыми волосами, карими глазами, крупным носом, с округлым лицом. Что совсем не соответствует образу с Туринской плащаницы.
Автор: Владимир ЛАГОВСКИЙ