Деградация и вымирание
Ныне «независимая» Грузия, без дотаций, без помощи и рабочих рук России последовательно деградирует. Грузинский национализм привёл к кровавой гражданской войне, отделению грузинских автономий – Южной Осетии и Абхазии.
Грузия стала марионеткой США. А ныне, когда Запад вошёл в полосу системного кризиса и перезагрузки, она обречена стать протекторатом новой турецкой империи.
Экономика страны ничего не может предложить мировому рынку. Ставка на развитие туристической сферы бита нынешним кризисом, который, в сущности, похоронил массовый туризм. Хозяйство страны (включая туризм) можно развивать только в рамках единого политико-экономического и культурно-языкового пространства с Россией.
При этом местные националисты последовательно создали образ врага – России, русских, которые якобы оккупировали и грабили Грузию, угнетали грузин.
Грузинские политики, публицисты и историки перечеркнули несколько столетий истории своей страны, которая процветала в созидательном труде и братстве с русскими.
Нынешний мировой кризис-смута показывает, что у грузинского народа нет будущего без России. Западу Грузия нужна только как форпост, направленный против Российского государства (что ведёт к дальнейшему разрушению страны).
Быстрое создание новой турецкой империи имени Эрдогана ставит вопрос о новом статусе протурецкого протектора (с учётом последовательной потери Россией её позиций на Кавказе). Далее снова исламизация и тюркизация, полная ассимиляция в рамках «Великого Турана».
Численность населения постоянно сокращается: с 5,4 млн человек в 1991 году до 3,7 млн в 2020 году.
До 2 млн человек уехало за границу. В первой волне из-за национальной политики Тбилиси бежали русские, греки, евреи, армяне, осетины, абхазы и т.д. Во второй волне с 2000-х годов среди переселенцев преобладали уже сами грузины. Люди голосуют ногами, будущего у страны нет.
Между Турцией и Персией
В XV веке Грузия распалась на три царства: Картли, Кахетия (восток страны) и Имерети (Западная Грузия). Также имелись самостоятельные княжества: Мингрелия (Мегрелия), Гурия и Самцхе-Саатабаго.
Все царства и княжества имели ещё и внутренне дробление. Феодалы постоянно боролись между собой и царской властью, что ослабляло страну. В этот же период там исчез слой свободных крестьян-земледельцев, их земли были захвачены феодалами. Крепостные крестьяне находились в полной зависимости от феодалов, несли барщину и платили оброк. Феодальный гнёт усугублялся повинностями в пользу царя и его сановников.
В это же время возникла угроза полной гибели грузинской народности как группы родственных племен и родов.
За территорию Грузии боролись две региональные империи – Персия и Турция. В 1555 году Турция и Персия разделили между собой Грузию. В 1590 году турки поставили под свой контроль всю грузинскую территорию. В 1612 году был восстановлен прежний турецко-персидский договор о разделе сфер влияния в Грузии.
В XV–XVIII вв. Южный Кавказ, включая грузинские земли, стал полем битвы между персами и турками. Борьба шла с переменным успехом. Полчища турок и орды персов попеременно опустошали и грабили Грузию. Попытки сопротивления давились. Молодежь, девушек и детей уводили в рабство. Проводили политику исламизации, ассимиляции. Переселяли массы населения по своему усмотрению. Остатки местных жителей в надежде выжить бежали всё выше в горы.
Стоит отметить, что в это же время основная часть грузинских феодалов жила не так уж и плохо. По сравнению с простым народом, который испытывал теперь не только феодальный, но и культурный, национально-религиозный гнёт. Грузинские феодалы быстро научились лавировать между турками и персами, а войны великих держав использовали для прироста своих земель и количества подданных.
В Персидской империи картвельские княжества стали частью единого государства. Грузинские провинции жили по тем же законам и правилам, как и другие части этой империи. Большая часть назначаемых шахом чиновников были из местных жителей. Это были исламизированные грузинские князья и дворяне. Шахская армия защищала Грузию от набегов горских племен. Налоги, которые собирались с грузинских княжеств, были не выше, чем в самой Персии или Турции.
Грузинская знать на равных правах вошла в элиту Персии. Династические браки были обычным делом. Представители грузинской верхушки с детства воспитывались при дворе шаха, затем назначались чиновниками в провинции, как персидские, так и грузинские. Много среди них было и военачальников, которые воевали за империю.
Центр политической жизни грузинской элиты перешёл в Тегеран и Исфахан. Здесь шли основные интриги, велась борьба за царские и княжеские престолы, заключались браки, добывались почётные и доходные должности.
При необходимости грузинские феодалы легко переходили в ислам, меняли имена на мусульманские. Когда ситуация менялась, они возвращались в лоно христианской церкви.
То есть грузинская верхушка вполне успешно вошла в состав персидской. Однако этот процесс сочетался с исламизацией, то есть грузинская знать теряла свою цивилизационную, культурно-национальную принадлежность.
Персидская культура вытесняла грузинскую. Архитектура приняла иранские формы, высшее и среднее сословия говорили на персидском языке. Они заводили персидские библиотеки, грузинская литература от византийских канонов отходила к персидским. Только монастыри ещё хранили остатки грузинской иконописи и письменности. Светский мир в XVIII столетии стал уже персидским.
Работорговля
Грузинские феодалы нашли и очень выгодный товар для исламского мира. В то время торговля людьми (работорговля) была сопоставима с торговлей нефтью и газом в XX веке. В Западной Грузии феодалы присвоили себе право продажи крепостных крестьян на рынки Турции. В обмен они получали восточные предметы роскоши.
Это стало одной из ведущих причин (наряду с опустошительными войнами, усобицами и набегами горцев) катастрофического уменьшения населения Грузии. Только в XVI веке население западной части Грузии уменьшилось вдвое. Это при весьма высоком уровне деторождения в средневековье.
В середине XVI века это бедствие приняло настолько ужасающие формы, что церковный собор под страхом смертной казни запретил «пленопродавство». Однако власти не имели ни сил, часто и желания, чтобы навести порядок. Работорговля продолжалась плоть до середины XIX века.
При этом стоит помнить, что грузинская знать ничем не отличалась, к примеру, от европейской. Европейские феодалы вели себя не лучше. Поэтому необходимо чётко разделять интересы грузинской верхушки, которая вполне процветала на фоне бедствий простолюдинов, и интересы простого народа.
В целом то же самое можно увидеть в современных кавказских государственных образованиях – Грузии, Армении и Азербайджане. Политика лавирования между интересами Запада, Турции, Ирана и России, как и война, приносят доходы только небольшой прослойки нынешней знати. Простой же народ вымирает, бежит, живет в бедности, и не имеет никакого будущего.
Простые грузины в тот период жили в постоянном страхе и ужасе перед нашествием турок и персов (с запада, юга и востока), ежегодных набегов диких горцев (с севера). Другим ужасом для них были местные феодалы, выжимающие из них все соки, продающие их детей в рабство.
Поэтому простые люди надеялись только на помощь православной, христианской державы – России.
Только Русское царство со временем могло обеспечить мир и безопасность на Кавказе, спасти местных христиан, смягчить дикие нравы.
А вот для большинства феодалов Москва была лишь одним из игроков, причём сначала не самым сильным, которого можно было использовать, получить те или иные привилегии, подарки.
Россию зовут на помощь
Русские не были оккупантами.
Их с самого начала призвали, как спасителей христианского народа. Уже в 1492 года царь Кахетии Александр направил в Москву послов, просил о покровительстве и называл себя «холопом» русского государя Ивана III (признание вассальной зависимости).
То есть с самого начала на Южном Кавказе понимали, что спасти их может только православная Москва.
Сейчас, во времена полной деградации христианского мира, безверия и господства материализма («золотого тельца») это трудно понять. Но тогда это были не пустые слова. Вера была огненной, истовой, за неё воевали и принимали смерть.
Спустя почти столетие кахетинский царь Александр II, которому угрожали и турки, и персы,
«бил челом со всем народом, что единственный православный государь» принял их в подданство, «спас их жизнь и душу».
Русский царь Фёдор Иванович взял тогда Кахетию в подданство, принял титул государя земли Иверской, грузинских царей и Кабардинской земли, черкасских и горских князей.
В Грузию были направлены учёные люди, священники, монахи, иконописцы, чтобы восстановить чистоту православной веры. Оказана материальная помощь, направлены боеприпасы. Усилена Терская крепость.
В 1594 году Москва направила на Кавказ отряд воеводы, князя Андрея Хворостинина. Он разгромил владетеля Тарковской области – Шевкала, взял его столицу Тарки, самого его заставил бежать в горы и прошёл весь Дагестан. Но удержать занятые позиции Хворостинин не смог, его ресурсы были ограничены (Россия ещё не могла прочно утвердиться в регионе), а кахетинский царь вёл гибкую политику, в военной и материальной помощи отказывал.
Под давлением горцев и из-за нехватки провианта князь Хворостинин вынужден был оставить Тарки (крепость разрушили) и отступить восвояси.
При этом Александр дал новую клятву царю Борису Годунову.
После ухода русских царь Александр пытался задобрить персидского шаха Аббаса и позволил своему сыну Константину (он находился при дворе владыки Персии) принять ислам. Но это не помогло.
Аббас желал полной покорности Грузии. Он дал Константину войско и приказал убить отца и брата.
В 1605 году Константин убил царя Александра, царевича Георгия и поддерживающих их дворян. Константин занял престол, но вскоре был убит повстанцами.
Тем временем русские войска под началом воевод Бутурлина и Плещеева снова пытались закрепиться в Дагестане, но безрезультатно.
Успехи Персидской империи в борьбе с Турцией несколько успокоили грузинских правителей. Они стали забывать о России и снова склоняться в сторону Персии.
Правда, в это же время картлинский царь Георгий дал за себя и сына присягу русскому государю Борису Федоровичу. Борис затребовал, чтобы в Москву направили грузинскую княжну Елену для брака с его сыном Федором. А племянник грузинского царя должен был стать мужем русской царевны Ксении Годуновой.
Однако вскоре род Годуновых погиб, в Русском царстве началась Смута. России стало не до Кавказа. А картлинский царь Георгий был отравлен персами.
Александр Самсонов