Русские Вести

Методы пропаганды наркотиков в современной медиа-среде


Жизнь наркомана коротка и нелепа. От первой дозы до смерти проходит максимум 7 лет. Весь смысл существования сводится к поиску наркотиков и переживанию ломок, последние 1-2 года проходят в безуспешных попытках вылечиться. С более серьезными наркотиками продолжительность периода приема сокращается вдвое и больше раз.

Что заставляет людей идти на такое добровольное самоубийство? Причин на самом деле всего две. Первая – это доступность, а вторая, и главная, – это массовая пропаганда наркотиков, которая захватила практически все сферы медиа. Врач-психиатр, психотерапевт, нарколог, судебно-психиатрический эксперт Марина Игоревна Рункова в интервью каналу «На Распутье» подробно рассказала о том, как детям и подросткам навязывается интерес к наркотикам с экранов телевизоров, кинотеатров и концертных площадок, и почему опасно это игнорировать.

Что считать пропагандой?

Лучше начать издалека. Согласно толковом словарю Т.Ефремовой, «пропаганда – это распространение идей путём постоянного, глубокого и детального разъяснения». Подобные определения можно также встретить в словарях Д.Ушакова и С.Ожегова, однако популярный у молодёжи интернет-ресурс «Википедия» считает распространение идей, аргументов и фактов пропагандой только тогда, когда всё это делается с целью сформировать общественное мнение. То есть, по мнению удобных Западу и Штатам информационных ресурсов, ознакомление с исчерпывающей информацией о деструктиве, если есть оговорка, что так делать плохо/опасно/вредно для здоровья, — это не пропаганда. Такое утверждение ошибочно, и вот почему.

Представьте себе фильм, который рассказал бы о всех сфера наркоманической жизни: об употреблении и последствиях для здоровья, производстве, продаже, сопутствующих подробностях криминального характера. Обыватель, воспитанный по западной методичке, такой фильм будет считать пропагандистским, призывающим к употреблению наркотиков? Разумеется, нет, ибо для героев фильма всё закончилось плохо, а то, что герои-наркоманы получились более запоминающимися, более эмоциональными, в какой-то мере даже более харизматичными, чем все прочие нормальные люди – это такой художественных ход, чтобы зрители поняли героев, наверное, даже начали им… сочувствовать?

Да, именно так. Это называется подменой понятий, и этим активно пользуются общественные организации – да даже некоторые СМИ, – которые под благовидным предлогом профилактики наркомании знакомят людей со всеми сторонами употребления запрещённых веществ. Иногда они даже приходят в школу, где с учащимися восьмых-одиннадцатых классов обсуждают, какие риски могут возникнуть – связанные со здоровьем или с законом, если станешь употреблять такие-то вещества (здесь обычно начинают перечислять сленговые названия психотропных веществ). Это самая настоящая пропаганда, просто в слове сделали несколько ошибок, и теперь оно пишется как «профилактика». Похожую схему пробуют реализовывать и в направлении секс-просвета – с предсказуемым результатом. Как говорится, информирование рождает интерес.

Иногда наглость тех, кому выгодно пропагандировать наркоманию, просто зашкаливает. Как пример можно привести социальные баннеры в Норвегии, с которых на нас смотрят привлекательные молодые люди, а надписи гласят, что все они живы благодаря тому, что знали, как правильно употреблять наркотики. Вдумайтесь – нам не говорят, что употреблять наркотики – значит, убивать своё здоровье, нет, – вместо этого норвежцев и их детей учат, как правильно их употреблять.

Следующий шаг – регулируемая государством (!) раздача наркотиков всем желающим. И он, кажется, не заставит себя долго ждать (https://www.kazan.kp.ru/daily/26867/3910028/).

Пропаганда наркотиков через музыку и кино

Ну и конечно, самую агрессивную пропаганду осуществляют артисты, используя аудиальный, визуальный, кинестетический способ и всё ту же подмену понятий. На них остановимся подробнее.

Аудиальный способ, он же слуховой

В творчестве аудиальный, он же слуховой, способ – самый простой в реализации. Можно вспомнить все те ситуации, когда в фильмах, в интервью, со сцены в песнях зрители слышат названия наркотических веществ, иногда даже прямые призывы к употреблению. Если подросток часто слышит один и тот же текст, то с высокой вероятностью будет его повторять, а повторение – мать учения. Вряд ли следует удивляться тому, что, наслушавшись твердящих о наркотиках кумиров, он может попробовать приобщиться к этой наркоманской субкультуре. Просто из интереса или чтобы походить на свой идеал.

Визуальный способ, он же зрительный

Визуальные образы чаще используются в фильмах и клипах. Там нас могут ознакомить с методикой употребления: с тем, как вещество попадает в организм, с тем, как его можно приготовить или приобрести. Альманахом по миру наркомании может послужить «Волк с Уолл-стрит». Известные журналисты, режиссёры заблаговременно создают положительную установку к этой картине, но если отбросить в сторону все Оскары и награды, всю харизму актёров и изобретательность режиссёров, что останется в итоге? Реклама наркоманского образа жизни. На самом деле многие из актёров этого фильма – это те люди, которые неоднократно были замечены в употреблении наркотических веществ. Но каждый врач, работающий с подобными пациентами, вам скажет, что бывших наркоманов не бывает. Неужели зрители, которые ходят смотреть этот фильм, хотят полюбоваться на продукт болезненного мышления ядозависимых? Это дейстительно хороший выбор пищи для ума?

Кинестетический способ

Он работает с образами и ощущениями. Очень эффективе тот кинестетический способ, который сочетается с юмором. Налёт из смешного как бы сбрасывает градус опасности со всего того, что подвеграется осмеянию и сарказму. То есть, по сути, делает опасное кажущимся безопасным. Опасность есть, но она где-то далеко, по ту сторону экрана, не у меня – вот установка, которую закладывают кинестетическим способом.

Подмена понятий

Самый кощунственный способ пропаганды наркотических веществ. Подмена понятий используется вообще для пропаганды всего деструктивного, когда под благовидными предлогами происходит реклама того или иного источника проблем, и на всех стадиях – от продажи (дельцы вовсе не заинтересованы в том, чтобы отбить потенциальных покупателей) до самого употребления (яд будет странно употреблять, если его напрямую назовут ядом). Сленговые названия придумали как раз для того, чтобы утаить смысл от людей, и заинтересовать потенциальных покупателей.

Для ужаса осознания масштабов происходящего можно привести в пример концерт «Выпускник-2019», прошедший в Кремле. На нём выступила группа «RASA», которая умудрилась на такой концерт пронести песню с… наркотической закладкой! «Скорость спать не даёт, мы убитые вдвоём», – кажется, многие на интуитивном уровне поймут, какое слово обозначает наркотическое вещество, а какое – эффект от его употребления. И ведь это, ещё раз, Кремль, а «Выпускник-2019» – молодёжный концерт! Вероятно, артисты не подбирались по принципу «чем поганее продукт творчества – тем лучше», и всё произошло из-за незнания вот именно сленговых названий наркотических веществ. Именно поэтому родители, которым не безразличны судьбы детей, могут попробовать послушать, что играет в наушниках у чада, и задать себе вопросы: «Какая целевая аудитория у таких песен?» и «Надо ли моему ребёнку становиться частью этой аудитории?».

Подмена понятий и фильмы, снятые по книгам – отдельная тема для разговора. Особенно ярко это можно наблюдать на тех героях, которые воспринимались читателями всегда положительно, позитивно, считались примером для подражания. Наглядный пример – британская экранизация серии романов о Шерлоке Холмсе, которого по итогу подали как наркомана. И ведь создали сюжетные повороты, которые бы заставили сочувствовать главному герою, понимать, почему он полез в эти самые наркотики… Вот так постепенно формируется положительная установка к наркозависимым.

Некоторые идут ещё дальше. Нередки случаи, когда певец, всем своим творчеством пропагандирующий деструктивные идеи, проводит концерты под предлогом благотворительности. Это тот случай, когда деньги не просто пахнут, а источают смертельный яд.

Ну и отдельно следует затронуть тех подростков, которые далеки от соц.сетей, телевизора, ютуба, потому что играют в компьютерные игры. Каждый нарколог, психиатр знает, что человек, зависимый от компьютерных игр – потенциальный наркоман. И дело не только в том, что существуют игры, в которых наркотики – один из важнейших элементов геймплея, дело в ощущениях, которые игра заставляет испытать геймера: они похожи на те, что испытывает наркоман, вот только последний их добивается, вводя вещества извне. И если родители пытаются бороться с пристрастием ребёнка путём лишения возможности играть, то вскорости могут столкнуться с тем, что их чадо просто ударится в ещё одну опасную зависимость.

Так что же делать? Как уберечь ребёнка или подростка от наркомании, если говорить о ней – значит, рекламировать её? Следует акцентировать его внимание на другой деятельности. Посещение театров, прослушивание классической музыки, занятие спортом – всё то, что может помочь спасти и сохранить его здоровым и независимым. Ребёнок не мчится за шоколадом, пока не знает о его существовании, а взрослый сможет подумать и отказаться от него, каким бы сладким он не был.

Текст подготовила Рена Мишкина

Источник: whatisgood.ru