Стремление к истине — единственное занятие, достойное героя.
Джордано Бруно
С приходом в нашу жизнь интернета люди стали жить иначе. Всемирная сеть для многих — это и магазин, и заработок, и самообразование, и творчество, и развлечение. Когда необходима какая-то информация или возникает вопрос, мы уже не бежим к друзьям или специалистам за советом, а «спрашиваем у Гугла». Ведь почти всё можно найти в готовом виде в интернете. Это очень удобно. Однако за это «удобство», как впрочем, и за остальные блага цивилизации, от которых мы уже не можем отказаться, приходится платить слишком высокую цену. Точнее от нас хотят, чтобы мы ее платили.
Кто этого хочет? Давайте разберемся.
Получая ответы на большинство вопросов, человек подсознательно начинает доверять источнику информации. Т.е. информация из интернета начинает восприниматься как реальность и чуть ли не как "истина в последней инстанции«.Если же разобраться — что это за информация? Насколько она может быть достоверна?
Это может быть информация из форумов, где люди ведут обсуждение различных тем и высказывают свое мнение. Однако не стоит забывать, что это всего лишь мнение. И оно может быть ошибочным.
Это может быть информация с сайтов, социальных сетей. Однако, у сайтов и групп в социальных сетях есть владельцы, администраторы, контент менеджеры. А это люди, которые получают оплату за свой труд и размещают информацию, не всегда проверенную и правдивую, и имея определенные цели. Чаще всего, это цели по продвижению товаров и привлечению внимания к своему ресурсу.
Это может быть информация из сетевых энциклопедических ресурсов. Однако, энциклопедические ресурсы тоже принадлежат определенным лицам или группам лиц, которые имеют свои интересы. Ведь ни для кого не секрет, что на создание крупного высокопосещаемого ресурса расходуются огромные суммы. А для чего кому-то тратить свои «кровные», огромные средства просто так? Значит, создавая такой ресурс, они преследуют определенные цели?
Это могут быть новостные агентства, у которых, так же есть владельцы и «добровольные спонсоры» в виде тех же НКО (некоммерческих общественных организаций).
Как видите, вся информация находится в руках у определенных владельцев. А «кто платит, тот и музыку заказывает». И не стоит забывать, что в наш век, информация является одним из основных ресурсов. Владея искусством грамотной подачи информации, можно достигать практически любых результатов. От продажи товаров до управления общественным сознанием. И это не шутки...
Представьте, что в популярной интернет энциклопедии, которую просматривают миллионы человек, появится информация, например, о том, что в Великой Отечественной Войне победила совсем не Россия (СССР).И через несколько лет наши дети будут считать именно так.
Таким образом, переписать историю становится гораздо проще, чем сжечь все книги и напечатать новые. Достаточно иметь определенную сумму денежных средств для достижения цели и готовых на всё сетевых «тружеников».
Конечно,такой «номер» скорее всего «не пройдёт» без создания определённой «почвы», как это происходит сейчас в некоторых странах. А сформировать, таким образом, негативное мнение, к примеру, о «неугодных» учёных и их открытиях, не выгодных власть имущим, можно запросто ...
Но существуют и более тонкие методы, и способы влиять на наше сознание. К примеру, как действует реклама? В результате ее просмотра у людей формируется определенное мнение, например, «ничто не сможет вымыть посуду лучше», чем очередной «супер мега гель». Однако в реальности оказывается, что обычная сода и горчичный порошок ничуть не мене эффективны. И, кроме того, безвредны, в отличие от рекламируемых дорогих бытовых средств.
Именно так действует на подсознание реклама, программируя мысли и действия человека. Поэтому он практически не задумывается об осознанности своего выбора и его последствиях. Добровольное согласие на то, чтобы кто-то решал за нас чего хотеть, что делать, что надевать, что есть, чем болеть и когда умирать — это и есть наша плата за бездумное использование той информации, которую нам преподносят. Другими словами, «слепо глотая» любую информацию без её проверки и анализа, мы позволяем собой манипулировать.
Как же защититься от этого? Для начала — не стоит принимать на веру всё, что написано в интернете и не только. Как говорится, «на заборе тоже написано». Тщательно анализировать, сравнивать с другими независимыми источниками. И задавать вопросы — стать «почемучками», как в детстве. Выявлять цели, выгоду, усматривать взаимосвязи событий и не поддаваться на различного рода манипуляции.
Однако для этого необходимо знать методы, используемые манипуляторами. Для примера, рассмотрим методы так называемых «троллей» или, как официально называется эта «профессия» — «SocialMediaAssistant» (дословно — социальный медиа ассистент).
Эти люди за зарплату пишут различные публикации, комментарии, защищают продукт, выпускаемый какими-то компаниями, или отстаивают позицию СМИ, в которых они работают, или распространяют информацию, дискредитирующую деятельность своих конкурентов. Именно поэтому зачастую в интернете можно найти противоположную по смыслу информацию по одному и тому же вопросу.
Поскольку в интернете цензура очень условна и существует «анонимность», тролли могут безнаказанно клеветать и распространять вымышленную, ложную информацию.
При слаженной групповой работе эффект от их деятельности может быть усилен в несколько раз. Обычно ими создаётся впечатление некоторого «авторитетного» общественного мнения, которое просто вытесняет все другие, не выгодные им мнения «глупых дилетантов». При этом тролли очень хорошо знают психологию людей и методики манипуляции этим «общественным мнением», над формированием которого они и работают. Чаще всего берут аудиторию нахрапом, наглым и эмоциональным жонглированием псевдо «фактами» вместе с полуправдой.
Это очень распространённый метод, когда границы между правдой и ложью стираются. Логика умышленно искажается, вплетаются ложные догмы в реально существующие факты и, соответственно, выводы делаются неверные. А так как некоторая доля правдивой информации есть, то вся эта «гремучая смесь» может быть представлена почти правдоподобно.
Например, от троллей — сторонников ГМО можно услышать такое «научное умозаключение»: «Тысячи поколений людей едят огурцы. Геном огурцов отличается от генома человека. Но ещё ни один человек не стал огурцом после его поедания. Значит ГМО полезно и мутация нам не грозит».
На первый взгляд логика железная. Но давайте разберёмся, всё ли так «гладко», как кажется?
От поедания обычных огурцов мутация не происходит. Это действительно так. Однако от поедания ГМО огурцов, мутация происходит, вплоть до серьезных заболеваний и отсутствия потомства у поедающих. Огромное количество замалчиваемых результатов исследований красноречиво говорит об этом. Теперь посмотрим кому выгодно ГМО?
ГМО — это изобретение транснациональных гигантов, которые используют колоссальные ресурсы для продвижения своего «детища» и пропагандирующие между собой идеи сокращения населения. Дальнейшие комментарии излишни.
Другим методом сетевых троллей является обвинение оппонента. Например, производителя какого-либо товара могут обвинить в подделке, воровстве, мошенничестве, нанесении вреда здоровью и др. И даже если обвиняемый представит все доказательства своей невиновности, всё равно информация, которую «запустили» тролли, никуда не денется из интернета, её будут читать другие люди, в которых также будут расти семена недоверия. Обвинения, дополненные «красочными иллюстрациями» в постах, очень эффективно воздействуют на сознание людей, наблюдающих за процессом обсуждения, сея в них страх и недоверие.
Что важно, в основе практически всех методов троллей лежит эксплуатация эмоций человека. Как это происходит? Почему именно эмоции человека являются мишенью сетевых троллей? Всё очень просто. Когда человек испытывает эмоции, положительные или отрицательные, вскрывается его защита, нарушается личное пространство, отключается рациональное мышление и человек становится психически уязвимым. Тогда можно легко воздействовать на сознание, менять ход мыслей, внедрять нужные установки. Вплоть до того, что после такой эмоциональной раскачки люди сами становятся невольными и «бесплатными троллями», неся эту искривлённую информацию в другие интернет-сообщества.
Например, на форуме здорового питания обсуждается вред ГМО — продуктов. Вдруг начинается разбор личных качеств противников ГМО, выяснение их принадлежности к научным работникам. Таким образом, направление мыслей обсуждающих переключается с не выгодной для троллей темы, на личности «неугодных». Затем делается вывод об их «некомпетентности» и «правоте» «авторитетных ученых» — сторонников ГМО, которые и приводят примеры «с огурцами».
Способов воздействия на сознание и убеждения людей с помощью информации множество, ими успешно пользуются сетевые тролли. Спорить и дискутировать с ними весьма сложно и, зачастую, не имеет смысла, т.к. цель троллей — свести обсуждение к демагогии, либо к выяснению отношений с оппонентом и, таким образом, увести от истины. Тем более, что борец за справедливость чаще всего оказывается один на один против подготовленной команды профессионалов.
Но всё же, противоядие существует. Противоядие — это наше желание найти истину и понимание. Понимание того, что если мы хотим выжить в информационной войне, которая ведётся именно против нас, мы должны относиться к информации серьёзно. Также, как наши предки серьезно относились к оружию своему и своих врагов. С оружием не шутят, а невнимательность и наивность могут стоить жизни.
Однако любое оружие может быть использовано как во вред, так и на пользу.
Потоки информации планомерно меняют менталитет людей и саму идеологию общества. И очень важно — какого качества будет эта информация. Именно качественная и правдивая информация даст нам возможность освободиться от рабских оков, победить врагов и обеспечить здоровое благополучное будущее себе и своим детям.