Чему учит (коротко)
Мультфильм «Лука» рассказывает историю дружбы-любви чувственных мальчиков-монстров, которых должно принять общество. На уровне образов и подтекста идёт пропаганда ЛГБТ среди детей. Также содержится сильный посыл на дискредитацию родителей и отказ от следования голосу совести. Присутствующая позитивная составляющая произведения менее значима.
Мнение (подробно)
О позитивной составляющей мультфильма «Лука» скажу коротко: на примере главных героев кино учит зрителя преодолевать свои страхи, смело идти к своей мечте, поддерживать друзей в трудной ситуации и не бояться учиться новому.
А вот о том, в какой контекст вписана эта позитивная мораль, расскажу подробно.
В центре повествования, на первый взгляд, трое друзей – два мальчика и одна девочка. Но если присмотреться, то становится понятно, что дружба их весьма странная, не совсем чистая, не детская и не невинная. Один из мальчиков по имени Альберто явно испытывает трогательные чувства к другому мальчику по имени Лука. В свою очередь сам Лука лишь к концу мультфильма определяется с тем, что он, несмотря на своё сильное желание уехать в школу учиться вместе с девочкой Джулией, выбирает остаться с Альберто. Ведь именно с ним ему открылся новый мир.
Таким образом этот детский мультфильм Дисней знакомит юных зрителей не просто с любовным треугольником, а с нетрадиционным любовным треугольником.
В предыдущих абзацах описана главная информационная мина этого мультфильма, но она хорошо закамуфлирована (иначе и быть не могло), и её нельзя доказать каким-то одним конкретным фактом или сценой из кино. Ведь главные герои ни разу напрямую не говорят о своих чувствах и уж тем более нет никаких эпизодов с поцелуями – описанная выше драма разворачивается на уровне взглядов, чувств, образов и общей логики сюжета.
Поэтому ниже приведу те косвенные факторы, по совокупности которых и формируется озвученный вывод.
1.Во-первых, два главных героя-мальчика Лука и Альберто по сюжету являются морскими монстрами в обличье людей. Местные жители небольшой итальянской деревушки, где и развиваются все события, боятся морских чудовищ и мечтают их убить. Как уже мог догадаться опытный читатель, к концу сюжета обществу предстоит осознать, что эти самые монстры совсем не страшные, а добрые и хорошие – просто они другие, не такие как все. Общество должно принять чудовищ, а по совместительству двух мальчиков Луку и Альберто, испытывающих друг к другу уж очень трепетные чувства.
2. Во-вторых, соединение Луки и Альберто происходит через разрыв отношений с родителями и отказ от своего внутреннего голоса.
Про родителей всё просто – Мама Луки запрещает своему сыну выходить в мир людей, так как считает это опасным. Стоит сказать, что мать показана достаточно властной и жестокой женщиной (вспомнить хотя бы эпизод, где она мячом и ударами заталкивает всех городских детей в фонтан), а отец Луки изображён размазнёй и подкаблучником. То есть, образ родителей главного героя – сильно негативный, а общая логика сюжета подводит юных зрителей к выводу, что родителей слушать не надо, потому что они глупы и жестоки. Даже финальная сцена после титров отсылает именно к этой мысли – в ней показывают отвратительный образ сумасшедшего слепого дяди Луки, к которому хотели отправить мальчика на самое дно моря, чтобы уберечь от опасностей внешнего мира.
«Моя семья пыталась отправить меня в ужасное место, лишить всего, что я люблю. Если выиграем гонку – будем свободны!», – одна из фраз главного героя.
Образ отца-подкаблучника
С отказом от внутреннего голоса, всё сделано тоже профессионально. Прочитайте этот диалог Альберто и Луки. Он звучит перед тем, как они совершат весьма рискованный поступок.
– Ты не хочешь, потому что у тебя Бруно в голове. Это его голос нам говорит: «Альберто нельзя, Альберто ты погибнешь, не суй в рот всё подряд!» ты просто не слушай этого глупого Бруно.
– Почему он Бруно?
– Это не важно, назови его как хочешь, только заткни!
Далее по сюжету Лука несколько раз громко кричит «Заткнись, Бруно!» и совершает то, чего боялся – зрителю показывают, как ребята скачут на мопеде по кочкам, плотно прижимаясь друг к другу. Затем падают с большой высоты в воду и в состоянии эйфории и блаженства восторженно вспоминают произошедшее. Сцена достаточно двусмысленная, и подана она целенаправленно так.
Далее по фильму будет ещё много эпизодов, когда Лука будет говорить себе «Заткнись, Бруно!» – и этот путь отказа от внутреннего голоса будет вести его к успеху. Кто-то скажет, что таким образом в фильме показано, как побороть свой страх, но в большей степени речь идёт о приучении себя игнорировать голос совести.
3. Первую часть фильма можно думать, что отношения Луки и Альберто развиваются по логике дружбы (хотя сентиментальность персонажей и чересчур романтические моменты с ними уже формируют нехорошее предчувствие) – герои часто представляют себе общее будущее; рисуют картины с цветочками, где они вместе; засыпают в обнимку под звёздным небом; теряют чувство времени, когда вдвоём. Но когда в их компании появляется девочка Джулия, то довольно скоро исчезают всякие сомнения, что отношения мальчиков выходят за рамки мужской дружбы.
Джулии, Альберто и Луке предстоит выступить одной командой в городских спортивных соревнованиях, из-за чего они много тренируются и общаются друг с другом. В какой-то момент Альберто замечает, что Луке очень нравится проводить время с Джулией – Лука восторгается тем, сколько она всего знает и начинает мечтать уехать с ней в школу.
Несколько раз нам показывают ревнивые и обиженные взгляды Альберто, и это не похоже на дружескую ревность. Затем на фоне развития основных событий начинает разворачиваться драма, в результате которой Луке предстоит сделать выбор – с кем он хочет в итоге остаться – с Джулией или Альберто. Он выбирает Альберто. В финале нам показывают, как Альберто всё же покупает Луке билет на поезд, чтобы тот отправился учиться в школу, но просит писать ему письма и обещает его ждать. Заканчивается всё сценой на перроне. И эта сцена по степени чувственности и эмоций – классический вариант расставания двух влюблённых: со слезами и беготнёй за уходящим поездом.
Многие образы мультфильма, работающие на продвижение названной идеи, сложно описать текстом в рецензии, но при просмотре вы сами сможете их увидеть, если будете знать, на что обращать внимание.
Человек, не понимающий, что кинематограф является мощнейшим инструментом управления массами (с этой точки зрения Дисней – передовой отряд Голливуда, работающий с самой восприимчивой аудиторией) скажет, что всё написанное в рецензии – бред и высосано из пальца. Однако всё написанное – правда, и авторы мультфильма специально заложили указанные двусмысленности и образы в своё произведение. И дети при просмотре будут неосознанно считывать эту алгоритмику, после чего она будет сказываться на их поведении.
Если после прочтения рецензии, вы всё же останетесь при мнении, что в мультфильме «просто изобразили невинную дружбу чувственных мальчиков-монстров, которых должно принять общество», то всё равно не показывайте это произведение детям. Так как посыл на дискредитацию родителей и на отказ от голоса совести присутствует очень явный, и он в любом случае перевесит все те положительные моменты, которые есть в мультике. Вдобавок по сюжету систематически поощряется глупое небезопасное поведение, что в реальной жизни выразится ростом статистики травматизма. Свою смелость действительно надо тренировать (особенно это важно мальчикам), но не тем образом, как это показано в мультфильме, и уж точно не в том направлении.
При выставлении оценки на сайте КиноЦензор в разделе «чему учит?» отметил качества: Бесстыдство, Безответственность, Доброта, Воля, Алчность, Глупость. В разделе «вредная пропаганда» проголосовал за пункты:
- Пропаганда гомосексуализма, ЛГБТ и других извращений
- Пропаганда презрительного отношения к институту семьи, материнству, воспитанию детей
- Пропаганда потребительства, культа денег, гедонизма и индивидуализма
- Пропаганда безрассудства или инфантилизма