Не устаешь изумляться открытиями украинских историков! На днях киевское издание Korrespondent.net поместило статью некоего Александра Палия «Кто на самом деле взял Измаил». Открытие, которое сделал автор, поражает. Оказывается, неприступную турецкую крепость на берегу Дуная взял штурмом вовсе не легендарный русский полководец Александр Суворов со своими чудо-богатырями, а… «украинские», как он пишет, казаки.
Как известно, русские войска под командованием генерал-аншефа Суворова взяли штурмом крепость Измаил 230 лет назад, 22 декабря 1790 года. Построенная французскими и немецкими инженерами, она считалась неприступной. Взятие Измаила стало важнейшей победой Русской императорской армии в войне с Турцией. Она вынудила турок согласиться на условия мирного соглашения с Петербургом. Так было подтверждено присоединение Крыма к России.
Поручение Потемкина
Штурм Измаила в 1790 году был предпринят по приказу главнокомандующего Южной армией генерал-фельдмаршала Григория Потёмкина. Он поручил задачу Суворову.
Прибыв под Измаил, Александр Васильевич в течение шести дней вёл подготовку к штурму. Были выстроены земляные и деревянные аналоги рва и стен Измаила — солдаты Суворова усердно тренировались забрасывать фашинником ров, быстро ставить лестницы, после подъёма на стену они кололи и рубили установленные там чучела, имитирующие защитников крепости.
Сам Суворов, неприметно одетый и на паршивой лошаденке (чтобы не привлекать внимание турок), объехал крепость. «Крепость без слабых мест», — были его слова штабу по результатам её осмотра. А впоследствии он не раз признавался: «На штурм подобной крепости можно было решиться только один раз в жизни…».
Незадолго до штурма Суворов послал лаконичный ультиматум начальнику крепости великому сераскеру Айдослу Мехмед-паше: «Я с войсками сюда прибыл. Двадцать четыре часа на размышление — и воля. Первый мой выстрел — уже неволя. Штурм — смерть». Тот надменно ответил отказом: «Скорее Дунай потечёт вспять и небо упадёт на землю, чем сдастся Измаил». Был известен фирман (указ) султана, где он обещал казнить каждого, кто покинет крепость. В течение двух дней Суворов вёл артиллерийскую подготовку, а 22 декабря в 5 часов 30 минут утра русские войска начали штурм крепости.
Как сообщает Википедия, прежде других подошла к крепости 2-я колонна генерал-майора Бориса Ласси. В 6 часов утра под градом неприятельских пуль егеря Ласси одолели вал, и наверху завязался жестокий бой. Апшеронские стрелки и фанагорийские гренадеры 1-й колонны генерал-майора С.Л. Львова опрокинули неприятеля и, овладев первыми батареями и Хотинскими воротами, соединились со 2-й колонной. Хотинские ворота были открыты для кавалерии. Одновременно на противоположном конце крепости 6-я колонна генерал-майора М.И. Голенищева-Кутузова овладела бастионом у Килийских ворот и заняла вал вплоть до соседних бастионов.
Наибольшие трудности выпали на долю 3-й колонны Фёдора Мекноба. Она штурмовала большой северный бастион, соседний с ним к востоку, и куртину между ними. Главный бастион был взят. Четвёртая и пятая колонны (соответственно полковника В.П. Орлова и бригадира М.И. Платова) также выполнили поставленные перед ними задачи, одолев вал на своих участках.
Десантные войска генерал-майора Осипа Дерибаса (де Рибаса) в трех колоннах под прикрытием гребного флота, в составе которого и воевали «украинские» казаки, двинулись по сигналу к крепости и построились в боевой порядок в две линии. Высадка началась около 7 часов утра, уже после того, как главный бастион был взят. К 8 часам утра все укрепления были заняты, но ожесточенное сопротивление турецкого гарнизона на улицах города продолжалось еще до 16 часов.
Покорение Измаила имело огромное политическое значение. Оно повлияло на дальнейший ход войны и на заключение 29 декабря 1791 г. Ясского мира между Россией и Турцией, который подтвердил присоединение Крыма к России и установил русско-турецкую границу по реке Днестр.
Тем самым все северное Причерноморье от Днестра до Кубани было закреплено за Россией. Победе под Измаилом был посвящён гимн «Гром победы, раздавайся!», считавшийся до 1816 года неофициальным гимном Российской империи.
«Аля-улю» по-украински
Однако сегодня на Украине решили отметить юбилей взятия Измаила русскими войсками и исполнившееся в ноябре 290-летие со дня рождения Суворова по-своему. «Если почитать российскую пропаганду, — с присущей киевским пропагандистам непринужденностью повествует г-н Палий, — то это сделали Суворов и Кутузов по рецепту «пуля-дура штык молодец», и «аля-улю гони гусей». А на самом деле именно украинские казаки проломили турецкую оборону и первыми ворвались в крепость Измаил, о чем московиты в 18 веке прекрасно знали, а сейчас скромно умалчивают».
«Согласно современной российской историографии, — бодро продолжает он, — четверть русского войска составляли запорожцы (что правда), но они, мол, были вооружены только пиками (что ложь). Пики были оружием штурмовых отрядов, в которых украинские казаки составляли ударную силу во всех трех колоннах, которые атаковали Измаил со стороны Дуная... Именно казаки первыми вошли в крепость. В бою за Измаил украинские казаки взяли 26 османских знамен и десятки пушек. Таким образом, именно действия флотилии казацкого "адмирала" Головатого открыли путь к Измаилу со стороны Дуная, и решили вопрос взятия крепости».
Постойте, а как же все-таки Суворов? А о нем автор статьи, описывая ход битвы, вообще не упоминает. Подумаешь, какая мелочь, кто был командующим армией, взявшей штурмом крепость, которую не только турки, но и во всей Европе считали «неприступной»!
Перечисляя с прежней непринужденностью далее другие славные победы «украинских казаков» того времени, автор лихого исторического открытия, конечно, не может не бросить камень в огород треклятых москалей.
«Какова же была благодарность Украине за все эти победы? — с деланным пафосом возмущается автор статьи. — Казаки дрались, надеясь на обещания отдать отвоеванные земли им. В частности, московиты прямо обещали отдать казакам земли между Южным Бугом и Днестром и даже Дунаем. Но после победы московиты, как всегда, обманули и сказали: "Всем спасибо, все свободны…"».
Спорить с г-ном Палием не будем, но кое-что все-таки уточним. Во-первых, никаких «украинцев» в армии Суворова при штурме Измаила не было и быть не могло. По той простой причине, что в те времена, т.е. 230 лет назад, не было еще никакой Украины, а потому и не было доблестных воинов, которых можно было бы назвать «украинскими».
Ни в одном историческом документе о штурме Измаила нет никакого упоминания об «украинцах». Ни в диспозиции Суворова о подготовке штурма, ни в его донесениях в Петербург об одержанной победе с описанием сражения.
Нет никакого упоминания об «украинцах» даже в созданной американцами уже после развала СССР современной либеральной Википедии в статье на тему «Штурм Измаила».
Кто и как штурмовал Измаил
Но кто же брал штурмом эту неприступную крепость? Под Измаилом Суворов имел в своем распоряжении 33 батальона регулярной пехоты (14,5 тыс. человек), 8 тыс. спешенных донских казаков, 4 тыс. черноморских казаков (частью бывших запорожцев, частью предков нынешнего кубанского казачества) с гребной флотилии, 2 тыс. арнаутов (добровольцев) — молдаван и валахов, 11 эскадронов кавалерии и 4 Донских казачьих полка. Всего около 31 тыс. человек (28,5 тыс. пехоты и 2,5 тыс. конницы). Таков официальный, согласно историческим документам, списочный состав его армии.
Так что если черноморских казаков все-таки считать «украинцами», то их было менее 4 тысяч, а никак не «четверть войска», не 7 тысяч, как пишет автор статьи. Донских казаков, например, было в два раза больше — 8 тысяч. Часть их автор, наверное, с «легкостью в мыслях необыкновенной» и записал в «украинцев». А потому совершенно ясно, что «черноморские казаки» никак не могли сыграть решающую роль во взятии Измаила. К тому же большинство из них входило в состав речной флотилии, и ворвались они в крепость уже после того, как там шел бой. В армии Наполеона, например, воевало 100 тысяч поляков, но ведь никому не приходит в голову приписывать польским уланам его победы.
Автору статьи почему-то не нравится тот факт, что черноморские казаки были, согласно описаниям битвы в российских документах, вооружены «только пиками» и называет это «ложью». Но об этом говорится в диспозиции Суворова перед сражением, в котором он велел вооружить «кОзаков», как он их называет, «дротиками», т.е. пиками. Документ этот сохранился и против фактов, как говориться, не попрешь.
Да, черноморские казаки тоже сражались храбро, как и все российское войско. И Суворов их за это щедро наградил. Всем офицерам, точнее — атаманам, были вручены золотые медальоны с надписью «За отличную храбрость» и «Измаил взят декабря 11-го 1790». Атаман Захарий Чепига получил орден св. Георгия, а атаман Антон Головатый — орден св. Владимира.
Автор статьи похваляется тем, что «в бою за Измаил «украинские казаки» взяли 26 османских знамен и десятки пушек». Отлично, молодцы! Но при этом следует напомнить, что всего при взятии Измаила войска Суворова захватили более 400 (!) турецких знамен и 265 орудий.
Победа русской кровью
То, что казаки сыграли вовсе не основную роль в штурме Измаила, говорит еще и тот факт, что их было мало в числе погибших (гибнут в боях, как правило, самые храбрые, самые отважные, те, кто сражается в первых рядах). Всего русская армия потеряла при штурме 2136 воинов (а турки 26 тысяч и 9 тысяч были взяты в плен). Казаков же при штурме погибло 388 рядовых и 24 старшины. А если учесть, что часть из них были все-таки донскими казаками, то тогда доля черноморских («украинских») казаков среди павших героев будет совсем уж незначительной. Что тоже убедительно доказывает, что основную тяжесть сражения вынесли русские солдаты, благодаря которым под водительством славного Суворова и была одержана блистательная победа.
Конечно, такой подсчет насчет числа жертв, быть может, и не стоило делать — воевали ведь тогда все вместе. Но приписывать себе главный вклад во взятие Измаила, тем более пытаться унизить замечательного русского полководца Александра Суворова в год его 290-летнего юбилея, – слишком уж недостойное занятие.
Впрочем, если своих собственных побед нет, то, что еще остается нынешним киевским псевдоисторикам? Ведь трудно же восхвалять несуществующие победы своих нынешних кумиров — Мазепы или Бандеры. Приходится их воровать у других. Но если сегодня на Украине со всей серьезностью заявляют, что и Черное море выкопали украинцы, то чего уж там!
Кстати, в 1900 году Киев отмечал 100-летие со дня смерти Суворова. Одну из улиц, где располагалась эспланада старой крепости, назвали тогда в честь генералиссимуса — улицей Суворова. Сегодня она называется ул. Михаила Омеляновича-Павленко. Кто такой? Идем на украинскую Вики: «В 1941 году Омелянович-Павленко возглавил Генеральный совет, который вошел в связь с руководством нацистской Германии с предложением создать украинские вооруженные силы»…
Николай Петров