Журналист Андрей Бабицкий — о том, как представители оппозиции превратили всеобщее ликование после победы российских футболистов в "массовый психоз".
В глазах представителей либерального лагеря политика неразрывно связана со спортом, а потому победа российской сборной является не самодостаточным событием, а лишь такой яркой вспышкой, которая лишь на мгновение даёт ощущение разлитого по всей поверхности света. Но минуты восторга вновь сменятся глухой депрессией, поскольку футбол из бесконечно унылой реальности переместится куда-нибудь ещё, а Россия вновь останется наедине сама с собой.
Примерно таково содержание заметки одного из светочей отечественной либеральной мысли профессора Высшей школы экономики Сергея Медведева, которую он опубликовал на своей странице в "Фейсбуке". Этот пассаж заслуживает особого внимания, ибо он сразу о нескольких вещах: во-первых, как нам нельзя ликовать, во-вторых, о том, что народа никакого нет, а есть только коллективный психоз, и, в-третьих, что бы здесь не происходило прекрасного и правильного, таковым оно только кажется. Итог один — праздник уйдёт и все ужасные вещи, которые определяют порядок российской жизни, станут на свои места, да ещё и обретут новую силу над реальностью.
Процитирую: "С любопытством гляжу на дальнейшее развитие событий и теперь не исключаю даже и полу- и просто финала, а то и сказать страшно, — но главное: всё это не будет иметь ровным счётом никакого значения, 15 июля в 12 ночи карета превратится в тыкву (или в автозак) и мы проснёмся точно в той же самой стране: с Сенцовым, Дмитриевым, Донбассом, Сирией, с силовиками и пытками, с пенсионным возрастом и автобаном в Грозный. И с расколотой, растерянной, несостоявшейся пока нацией, которая определяется вовсе не флажками на щеке и не селфи на Никольской".
Все либеральные маркеры собраны воедино. Сенцов, осуждённый за подготовку терактов, что как бы не имеет значения, поскольку он протестовал против аннексии, а на это любой совестливый человек имеет полное право. Дмитриев, история которого темна и нехороша, однако судебного вердикта пока нет и его точно стоит дождаться, чтобы выносить то или иное суждение.
Расстреливаемый более четырёх лет Украиной Донбасс, убитым детям и старикам которого ни одна либеральная сволочь даже не помышляет выразить сочувствие. Сирия, отстоявшая с помощью российского оружия своё право жить не под диктовку глобалистской западной элиты, попытавшейся в очередной раз без церемоний поставить в этой стране власть по своему выбору. Пытки, за применение которых сейчас судят сотрудников ингушского центра по борьбе с экстремизмом. Ну то есть правоохранительные органы тоже считают, что их применение — это нехорошо. Анонсированная пенсионная реформа, по которой ещё не принято никаких решений. И почему-то автобан в Грозный. Видимо, дело не в автобане, который, вообще-то, штука нужная, а в том, что в чеченской столице сидит крайне неприятный Медведеву человек.
Поразительно то, насколько легковесны все суждения, как взгляд идёт по разным именам и событиям, уравнивая их, чтобы создать ощущение подступающей со всех сторон беспросветности. Раз уж вы про пытки, то, может быть, стоит оглянуться на нежно любимую и поддерживаемую вами Украину, в которой истязание заключённых вплоть до их умерщвления таким способом происходит в масштабах, несопоставимых с российскими. И утверждают это не сепаратисты, запах которых оскорбляет ваше деликатное обоняние, а вполне себе международные правозащитные организации — авторитетные и независимые, как вы утверждаете, когда дело касается российских реалий.
А насчёт Сирии — давайте-ка припомним, что там стало с Ливией, когда западные спецслужбы помогли обезумевшим ливийцам расправиться с их лидером. Числится ли сейчас эта страна в лидерах свободного мира, всё ли там в порядке с законностью, экономикой? Попробуете ответить?
По каждому пункту есть что сказать, и ответ уважаемого профессора едва ли окажется по существу задаваемого вопроса. Это проверено неоднократно. Любопытно про массовый психоз. Народа не существует, есть лишь психосоматическая реакция истерического типа. Но, если есть общая радость, переживание победы как события, принадлежащего всей России, умножающего её славу и гордость, почему не помыслить себе это спаянное ликованием единство именно народа? Да потому, что все эти люди, знать ничего не знающие о Сенцове, Донбассе и далее по списку, не в состоянии оценить подлинную политическую повестку, они даже не знают о её существовании. А следовательно они — просто обманутая толпа, не имеющая права на чистую радость, поскольку таковая в нашей стране, где Сенцов, Донбасс и прочее, невозможна. Если они не проклинают "свинцовые мерзости" российской жизни, как всякий порядочный человек, то они — бессловесное стадо, не думающее, не умеющее задыхаться от ярости, отслеживая в веках нагромождение ужасов русской истории.
С политическим эмигрантом Сергеем Пархоменко история ещё более анекдотическая. Ему не понравилось, что один из членов сборной отдал честь на поле. Это столп либерального высокомудрия назвал родовой травмой. Не было неприличного жеста, никто не показал задницу, не сделал чего-то такого, что оскорбило общественный вкус. Напротив — он символически приравнял своё участие в игре к высокому воинскому служению, попытавшись донести до зрителей, что считает победу коллективной — общероссийской. Как победу, одержанную на настоящем поле боя. Это, как по мне, говорит о точном понимании смыслов, раскрывающихся, казалось бы, в очень условном пространстве игры, когда последняя предстаёт в образе высокого рыцарского поединка с недружественным миром и, в случае победы, возвращает надежду на то, что мы всё ещё есть и мы живы.
Следующий политэмигрант — Александр Морозов, нашедший себе приют в Праге — пишет о том, что какой-нибудь депутат Шлосберг может, конечно, радоваться спортивному триумфу вместе со всеми, но эти все исторгнут депутата Шлосберга из своего состава, чтобы ему было неповадно. И это почему-то классифицируется как некий изъян посткрымской "политической нации".
Во-первых, у меня есть большие сомнения насчёт того, что кому-то придёт в голову отказать Шлосбергу присоединиться к общему ликованию и его начнут сознательно или неосознанно из этого процесса вытеснять. Я даже не понимаю, как это может быть сделано. Радость — это такая стихия, что уж если она накрыла всех с головой, то эти все стоят обалдевшие и счастливые, не разбирая, у кого там либеральные лица, а на чьих физиономиях оставило свою неизгладимую печать охранительство и мракобесие. Во-вторых, депутат Шлосберг имеет определённые взгляды, с которыми, да, значительная часть населения не согласна, что она и продемонстрировала на президентских выборах. Но это такая далёкая от чемпионата мира материя, что я не понимаю, как нашим либеральным соотечественникам удаётся связать всё это воедино.
В общем, я честно вам скажу, что решительно не понимаю, как вот эти живущие примитивными предрассудками, легковесные, намертво привязанные к своим стереотипам, откровенно неумные люди видятся кому-то мудрецами и учителями жизни. Как примитивный текст, состряпать который под силу даже десятикласснику из пула сторонников Навального, оказывается написан рукой целого профессора ВШЭ?
Да, 90-е прошлого века ушли и, надеюсь, покинули нас навсегда. Но вынесенный в эти годы мусор так и продолжает покачиваться у береговой кромки, мешая любоваться гладью воды, закатами и восходами. Конечно, они варятся в собственном соку, пишут по большей части друг для друга, выхватывая аплодисменты от экзальтированных и навсегда застрявших в ельцинских временах дам бальзаковского возраста. Но, иногда попадая в эти дискуссии, поражаешься, насколько ничего не меняется в этом тухлом болоте, продолжающем пережёвывать давно отцветшие идеи и мысли, имитирующем буйство эмоций и неувядаемую борцовскую стойку!
Андрей Бабицкий