Умер легендарный разведчик Алексей Ботян, руководивший операцией по спасению Кракова, ставший прототипом героя романа Юлиана Семенова «Майор Вихрь» и одноименного фильма, поставленного по нему. Понятно, что майор Вихрь — это собирательный образ, так как в операции по спасению Кракова участвовало несколько советских разведгрупп. А вот Ботян — вполне реальный герой, удостоенный звания Героя России. Именно за своё умение быстро передвигаться Ботян получил прозвище «Вихрь». Однако в охваченной русофобией Польше, где рьяно переписывают историю Второй мировой войны и уже превратили Красную армию в «оккупантов», этого подвига сегодня не признают.
По нынешней версии польской «Газеты Выборча», которая опубликовала статью под заголовком «Россия подменила вымышленного спасителя Кракова», немцы будто бы вообще не собирались разрушать город. «Историк и краковский краевед Анджей Хвальба, — пишет газета, — напоминает, что никаких исторических доказательств существования майора Вихря не существует. Нет никаких свидетельств, что эта фигура была чем-то большим, чем плодом советской пропаганды».
Мало того, по версии этого «историка», «немцы не собирались взрывать ни театр имени Юлиуша Словацкого, ни главное здание Ягеллонского университета. Конечно, перед отступлением они планировали уничтожить несколько стратегических объектов, мостов или электростанций, но у них не было причин минировать весь город».
Правда, тут же газета начинает противоречить сама себе. Оказывается герой-спаситель Кракова всё же был, мало того фильм о его подвиге сняли сами же поляки. «Прообразом отважного майора в книге и фильме послужил Евгений Березняк — скончавшийся четыре года назад украинец, который во время Второй мировой войны был советским разведчиком, — пишет далее «Газета Выбоча». — Деятельность группы, которой он командовал, вдохновила также польского режиссёра Яна Ломницкого, который снял фильм “Спасти город”».
И тут газета вдруг переводит разговор совсем в другую плоскость — в проблему нынешних отношений между Россией и Украиной. «Российско-украинский спор разворачивается не только вокруг Донецка и Луганска, но и вокруг героев Красной Армии. В её рядах воевали миллионы украинцев. Евгений Березняк много десятилетий подряд подходил на роль героя, но в 2014 году всё изменилось, — говорит на её страницах Микола Манько. — Сейчас Кремль начал искать новую фигуру, которая лучше подойдёт к сегодняшнему дискурсу… выбор пал на белоруса Ботяна».
«В подмене героя нет ничего нового. Советская пропаганда умела убирать неудобных персонажей даже с известных всем фотографий», — с апломбом вещает сотрудник Польского института международных отношений Лукаш Ясина.
Постойте, но зачем же Кремлю «искать другую фигуру», зачем было «подменять героя»? Ведь и Ботян и Березняк оба были советскими разведчиками! И выполняли в Кракове одну и ту же задачу — спасали город от уничтожения!
Только всё дело в том, что Березняк был арестован гестапо в самом начале операции в Кракове, а потом очутился, как побывавший в плену, в советском фильтрационном лагере. А потому именно группа Ботяна довела операцию до конца, и Краков был спасён.
Кроме того, совершенно непонятно, чем это Ботян больше подходит к «сегодняшнему дискурсу», как считает «Газета Выборча». Только потому, что Березняк украинец? Но, во-первых, украинец Березняк был до конца жизни советским патриотом и даже хотел вернуть Кучме звание «Героя Украины», когда узнал, что такого же звания был удостоен гитлеровский прихвостень Бандера. Так что именно его, казалось, «российской пропаганде» было бы выгоднее всего поднять на щит, как спасителя Кракова.
А вот у Ботяна с этой точки зрения, если уж опускаться до нелепых сравнений польской газеты, начало биографии было отнюдь не «советское». Он родился в Минской области, которая в 1920 году отошла к Польше. Мало того, служил в польской армии. Воевал в 1939 году в её составе против гитлеровцев, его орудие сбило три «Юнкерса». Так что его было бы впору считать «героем панской Польши»! Только в 1940 году Ботян стал советским разведчиком. Так что заявлять, будто фигура Ботяна стала для России предпочтительнее только потому, что Березняк был украинцем — полнейшая глупость. Он для России такой же герой, советский разведчик, который также отважно сражался с фашизмом, как и Ботян. И тоже участвовал в операции по спасению Кракова.
Именно Ботян и есть прообраз героического майора Вихря, который, конечно же, собирательный образ и литературный герой.
Отрицание сегодня подвига героев-разведчиков, которые спасли Краков, — лишь часть нынешней русофобской политики Польши, где пытаются переписать историю Второй мировой войны, уничтожают памятники и могилы советских войнов, стирают саму память о них.
А потому ложью объявлена не только легенда о «майоре Вихре», но и сам факт спасения Кракова Красной армией.
Между тем есть подтвержденный историками и документами факт наличия приказа обергруппенфюрера СС Фридриха Крюгера заминировать все стратегические объекты Кракова. Выполнить этот приказ помешали советские диверсионно-разведывательные группы (ДРГ) по наводке местного населения.
Как свидетельствуют историки, накануне Висло-Одерской операции немцы объявляли города узловой обороны крепостями на осадном положении. Так было в Варшаве, Ченстоховой, Позене, Бреслау, наконец — в Берлине. Города-крепости должны были держать круговую оборону в условиях полного окружения. Те города-крепости, которые оказали упорное сопротивление, как Бреслау, подверглись чудовищным разрушениям. Краков был столицей генерал-губернаторства, Гитлер объявил его тоже крепостью. И только смелый маневр маршала Конева, который появился не там, где его ждали, помог стремительно, без боев взять город.
А если бы не советские герои-разведчики, заброшенные в Краков, то город был бы, как и Бреслау, разрушен заложенными минами. Ботян и его товарищи организовали 18 января 1945 года взрыв Ягеллонского замка в городке Новы-Сонч Краковского воеводства, где немцы создали колоссальный склад взрывчатки, планируя взорвать Краков, мосты через реку Дунаец и Рожновскую плотину. Город был бы затоплен, а стремительное наступление прорвавшей фронт Красной армии застопорено.
Взрыв произошёл 18 января, а уже 19-го советские войска вошли в Краков.
«Так что наступление Красной армии было очень эффективным. Гитлер был в бешенстве. Я только помню, что как только немцы узнали о моём действии, Гитлер дал команду меня уничтожить. Давали большие деньги — найти и уничтожить. Это был такой момент, да», — вспоминал сам Ботян.
А потому публикация в «Газете Выборча» — не просто чёрная неблагодарность со стороны поляков, но и наглое и неуклюжее искажение истории. Когда те, кого советские разведчики и солдаты спасли, погибая и рискуя своими жизнями, начинают говорить, будто ничего этого не было, — это уже даже и не русофобия. Ведь Ботян и Березняк не были русскими по национальности. Это циничный плевок на могилы героев, которые не могут за себя постоять, потому что оба советских разведчика, спасители польского города, которые доблестно сражались с фашизмом, уже ушли из жизни. Кстати, и памятник маршалу Коневу, который тоже спасал Краков, поляки демонтировали…
Николай Петров